Биология
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Биология»
·
·
Цели: формирование первоначальных систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина);
элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома,
мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная
изменчивость, гаметы); об экосистемной организации жизни; овладение понятийным
аппаратом биологии;
·
приобретение опыта
использования методов биологической науки для изучения живых организмов и
человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание
биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и
инструментов;
·
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием
собственного организма;
·
формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска
на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
·
овладение приёмами работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных,
схем, фотографий и др.);
·
создание основы для формирования интереса к дальнейшему
расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного
предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве
сферы своей профессиональной деятельности. формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной,
эволюционной Ч. Дарвина); элементарных представлений о наследственности и
изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания,
наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы); об экосистемной
организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
·
приобретение опыта
использования методов биологической науки для изучения живых организмов и
человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание
биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и
инструментов;
·
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием
собственного организма;
·
формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска
на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
·
овладение приёмами работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных,
схем, фотографий и др.);
создание основы для
формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических
знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
Требования
к результату освоения учебного предмета
Личностные
результаты:
• формирование основ гражданской идентичности личности
(включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• формирование основ социальных компетенций (включая
ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и
межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию
на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору
направления профильного обучения.
метапредметными
результаты: освоения
основной образовательной программы основного общего образования являются:
·
умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
·
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
·
умение работать с разными
источниками биологической информации: находить биологическую информацию в
различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
·
умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
·
умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
·
владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
·
способность выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
·
умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
·
умение осознанно
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
·
умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
·
формирование и развитие
компетентности в области использования, информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные
результаты:
·
усвоение
системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
·
формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемой
организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости;
·
овладение понятийным
аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
·
формирование основ
экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов растений и животных;
·
объяснение роли биологии
в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства
общности происхождения и эволюции растений и животных;
·
овладение методами
биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
·
формирование
представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных
экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты
здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
освоение приёмов
оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, хода за ними.