Основы безопасности жизнедеятельности
к рабочей программе по ОБЖ уровень: основное общее образование
1.
Место
предмета в учебном плане
На уровне основного общего образования для
обязательного изучения учебного предмета «ОБЖ» учебный план школы отводит 68 ч.
Рабочая программа рассчитана: в 8 классе -35 часов (1 час в неделю), в 9 классе
-34 часа (1 час в неделю).
2.
Программа
составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ»
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с использованием примерной основной
образовательной программы основного общего образования.
3.
Цели
учебной программы по предмету
Изучение учебного предмета "ОБЖ» должно
обеспечить:
физическое, эмоциональное,
интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом
исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
формирование и развитие
установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного
образа жизни;
понимание личной и
общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение основами
современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности
экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности
жизни;
понимание роли государства
и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и
защиты населения;
развитие двигательной
активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных
физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование
потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
установление связей между
жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
4.
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе - результаты освоения предмета ОБЖ в
соответствии с требованиями ФГОС, разделяемые на личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты на уровне основного общего образования
отражают:
1.
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2.
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3.
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4.
формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5.
освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8.
формирование
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9.
формирование
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10.
осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное
и заботливое отношение к членам своей семьи;
11.
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты на уровне основного общего образования
отражают:
1.
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2.
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3.
умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4.
умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5.
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.
умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7.
умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8.
смысловое
чтение;
9.
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10.
умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11.
формирование
и развитие компетентности в области использования информационно -
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12.
формирование
и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения "ОБЖ" отражают:
1)
формирование
современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
2)
формирование
убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3)
понимание
личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4)
понимание
роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5)
понимание
необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6)
формирование
установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7)
формирование
антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8)
понимание
необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
9)
знание
основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10)
знание и
умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
11)
умение
оказать первую помощь пострадавшим;
12)
умение
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13)
умение
принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
5.
Основные
образовательные технологии
При реализации рабочей программы
предусматривается применение следующих технологий обучения:
•
личностно-ориентированные
технологии
•
проблемное
обучение
•
технологии
уровневой дифференциации
•
здоровьесберегающие
технологии
•
ИКТ
•
игровые
технологии