Основы религиозных культур и светской этики
к рабочей программе по ОДНК уровень: основное общее образование
1.
Место
предмета в учебном плане
На уровне основного общего образования для
обязательного изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» учебный план школы отводит 35 ч. Рабочая программа рассчитана в
5 классе - 35 часов (1 час в неделю),
2.
Программа
составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с использованием примерной основной образовательной программы
основного общего образования.
3.
Цели
учебной программы по предмету
Изучение учебного предмета
"Обществознание» должно обеспечить:
воспитание способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений
об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности;
понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений
об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности.
4.
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе - результаты освоения предмета ОДНК в
соответствии с требованиями ФГОС, разделяемые на личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты на уровне основного общего образования
отражают:
1.
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2.
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3.
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4.
формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5.
освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8.
формирование
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9.
формирование
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10.
осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11.
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты на уровне основного общего образования
отражают:
1.
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2.
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3.
умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4.
умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5.
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.
умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7.
умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8.
смысловое
чтение;
9.
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10.
умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11.
формирование
и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12.
формирование
и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» " отражают:
1)
осознание
целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной
культуре, особенностях традиционных религий России;
2)
использование
полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к
работе с информацией, представленной разными средствами;
3)
расширение
кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир
не только рационально, но и образно;
4)
знание,
понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
5)
как
основы культурной истории многонационального народа России;
6)
знакомство
с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
7)
понимание
значения нравственности в жизни человека и общества;
8)
общие
представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование представления об отечественной
культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
9)
осознание
ценности человеческой жизни.
5.
Основные
образовательные технологии
При реализации рабочей программы
предусматривается применение следующих технологий обучения:
•
личностно-ориентированные
технологии
•
проблемное
обучение
•
технологии
уровневой дифференциации
•
здоровьесберегающие
технологии
•
ИКТ
•
игровые
технологии