Рабочая программа по литературе 10 кл 2022-2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по литературе, утвержденного приказом
министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» с изменениями и дополнениями;
 - программы по литературе для 10 класса (базовый уровень) автора:
/Ю.В.Лебедев / М.: Просвещение 2017 г.;
 Учебный план МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек предусматривает
изучение литературы в объеме 3 часов в неделю в 10 классе, всего – 102
часа.
Содержание учебного предмета.

Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные
темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовнонравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного
идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное
начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение
Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых
настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма.
Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев.
Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение
реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная
школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный
вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы.
Охранительные,
либеральные,
славянофильские,
почвеннические
и

революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л.
Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская
поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в
лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика
социально-историческая
(Чернышевский,
Добролюбов,
Писарев),
«органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение
народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист.
Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве
Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее
гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества.
Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы
пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы
сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти»,
«Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др.
Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление
трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к
ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность
поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и
народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах.
«Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические
стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического
одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной
жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии
как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в
бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я
другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии,
любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их
соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические
произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики.
Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника:
сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое
слияние положительных и отрицательных начал в других повестях
(«Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и
ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание
трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.
Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй
половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии
реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская
глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность
художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее
мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман
«Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в
характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как
общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская
позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале
критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И.
Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в
литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.
Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные
истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в
патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб,
гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.
Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов.
Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе
Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия
и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.
Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч
света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы.
Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы,
трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети».
Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви,
природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в
основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его
сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг
романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской
литературы на Западе. Критика о Тургеневе. («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в
исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в
романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и
поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал
Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной
жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов
природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический
фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных
жанров — героической или философской поэмы, торжественной или
философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических
жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального
стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните
вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...»,
«Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано
предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как
убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность
личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика.
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер

реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение
передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и
метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы
их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней
лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще
майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я
пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость
эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш
язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория
литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие
художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и
романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасовжурналист. Противоположность литературно-художественных взглядов
Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.
Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия
народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона
как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира
Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.
Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова,
их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип,
хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и
стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников».
Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное
начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на
час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и
воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с
тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии
твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка»,
«Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о
народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие
понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя.
Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как
намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная
отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против
произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория
литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира
как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные
представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого
пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество»,
«Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного
правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского
взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества
Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ
автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира»,
вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным
дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль
народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в
водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и
Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственнопсихологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.
Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в
образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их
противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний
монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозноэтических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого —
художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея.
Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы
(развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский,
Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый
идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее

преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и
наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова,
его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и
социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной
несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального
героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его
значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление
понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и
Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы.
Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и
ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух
человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы,
исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная
стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о
стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в
юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот,
пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт
между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа
комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической
проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального,
судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное»
существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова.
Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином»,
«Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое,
настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль
фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки.
Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».
Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой

литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль
Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность,
психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль
ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма.
Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения
из
сборника
«Осетинская
лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А.
Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской
судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в
русскоязычных произведениях поэта.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по
данной программе
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их
творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об
отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный
пафос,
система
образов,
особенности
композиции,
художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и
культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии
общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений; связывать литературную классику со

временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные
темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
выделять черты литературных направлений и течений при анализе
произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров
на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и
оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений. определения своего круга чтения по русской
литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы,
формирования культуры межнациональных отношений.
5 Тематическое планирование
№
Разделы, темы

1
1
2
3
2
1
2

Русская литература XIX века в контексте мировой
культуры. Введение
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Васильевич Гоголь
Литература второй половины XIX века
Литература второй половины XIX века (обзор)
Иван Александрович Гончаров

Количество
часов в
рабочей
программе
2
14
8
3
3
85
1
9

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
3

Александр Николаевич Островский
Иван Сергеевич Тургенев
Фѐдор Иванович Тютчев
Афанасий Афанасьевич Фет
Алексей Константинович Толстой
Николай Алексеевич Некрасов
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Лев Николаевич Толстой
Фѐдор Михайлович Достоевский
Николай Семѐнович Лесков
Антон Павлович Чехов
Из литературы народов России
ИТОГО:

6
Описание
учебно-методического
и
обеспечения образовательной деятельности:

7
9
3
3
1
8
4
18
11
3
9
1
102

материально-технического

Учебно-методический комплекс
1.Литература 10 класс Учебник для общеобразовательных учебных
заведений в двух частях Часть 1, 2 Под редакцией В.И.Коровина Москва
«Просвещение» 2010.
1. Д.Н. Мурин. Русская литература 11 половины Х1Х века. Методические
рекомендации в форме поурочного планирования 10 класс. СанктПетербург СМИО ПРЕСС 2002
2. Золотарѐва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные разработки по
литературе. 10 класс 1-2 полугодие. Москва «ВАКО» 2006
3. Н.В. Беляева. Литература: 10 класс: Методические советы. Под редакцией
В.И. Коровина. Книга для учителя.
4. Преподавание литературы в 11 классе: Методические и справочные
материалы. Часть 1, 2 /Под редакцией Г.А. Обернихиной. –М.: АРКТИ,
2002
5. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. В.А. Чалмаев, Т.Ф.
Мушинская и др.; Под редакцией В.П. Журавлѐва. Москва
«Просвещение» 2002
6. Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века.
Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург СМИО ПРЕСС
2002
7. Литература. 10 класс: поурочные планы к учебнику под редакцией
В.И.Коровина. 1-2-е полугодие. Н.В. Егорова.

8. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан.- М.:
Издательство «Экзамен», 2005.
11.Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в
школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
12. А.Н. Семѐнов. Русская литература в вопросах и заданиях. Х11-Х1Х век.
9-10 классы. Пособие для учителя. Москва «Владос» 2000
2.Технические средства обучения
Мультимедийная доска, компьютер, проектор

Календарно-тематическое планирование по литературе
10 класс
№
Тема и произведение
п/
п
1. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Литературные жанры. Классицизм. Г.Р.Державин. Жанр оды.
Сентиментализм и его жанры.
2. Романтизм в Европе и в Америке.Русский романтизм.
А. С. Пушкин 8ч.
3- Жизнь и творчество. Гуманизм лирики. Красота, Добро, Истина – три принципа
5
пушкинского творчества. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.
«Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти».
6. Романтическая лирика и романтические поэмы. «Погасло дневное светило». «Подражание
Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.
7. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Развитие реализма в
лирике, поэмах, прозе, драматургии. Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина «Поэт»,
«Поэту», «Осень», «Разговор Книгопродавца с Поэтом».

количе
Дата
ство
часов
план факт
1

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц
шумных», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны». Слияние
гражданских, философских и личных мотивов. Вера в неостановимый поток жизни и
преемственность поколений.
10. «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских
взглядов на историю России.
М. Ю. Лермонтов 3 ч.
11. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения.
Лирики. «Нет, я не Байрон, я другой», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).
12. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою

2

89.

1
3

1
1

1

1
1

окружен...». Мечта о гармоничном и прекрасном в человеческих отношениях. «Выхожу один
я на дорогу».
13. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта ипоэзии, любви, мотив 1
одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.Тема жизни и смерти в лирике.
«Валерик», «Сон», «Завещание».

14.
15.

16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Н. В. Гоголь 3ч.
Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика.
«Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас
Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в
повестях«Старосветские помещики», «Вий».
«Петербургские повести». «Невский проспект». Петербург как мифический образ
бездушного и обманного города.
Обзор литературы второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии
реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Традиции и
новаторство в поэзии. Формирование национального театра.
Жизнь и творчество Гончарова
«Обломов». История создания и особенности композиции романа. Социальная и
нравственная проблематика романа.
Обломов - «коренной народный наш тип». Хорошее и дурное в характере Обломова.
«Обломовщина» как общественное явление.
Герои романа и их отношение к Обломову. Обломов и Штольц.
Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Смысл жизни и смерти Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Роман в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбов, «Обломов» Д. И.
Писарев).
Сочинение по роману «Обломов»

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
15

26.
27. Жизнь и творчество А.Н.Островского
28. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Жанровое своеобразие. Своеобразие конфликта и
основные стадии развития действия.
29. Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Трагедийный
фон пьесы.
30. Катерина в системе образов. Духовное самосознание Катерины. Внутренний конфликт
Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.
31. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и
символика пьесы.
32. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов).
33. Контрольное сочинение-анализ эпизода. По драме А. Н. Островского «Гроза».
34. Жизнь и творчество И.С. Тургенева
35. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в
основу романа.
36. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники.
37. Споры Базарова с П. П. Кирсановым. Нравственная и социальная позиция оппонентов.
38. Испытание любовью. Базаров и Одинцова.
39. Трагическое одиночество героя. Авторская позиция.
40. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарев).
41. Рр Сочинение-образ героя.
42. по роману И. А. Тургенева «Отцы и дети».

1
1
1
1
1
1
1
1

Р.Р. Написание сочинения.
43. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Философский характер тютчевского романтизма. «Не
то, что мните вы, природа...»,«Природа - сфинкс...»
16

44. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей. Сочетание разномасштабных
образов природы. «Silеntium!», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море
ночное...»,
45. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К.
Б.» («Я встретил вас ...»).
Жанр лирического фрагмента в творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано
предугадать...», «Умом Россию не понять...».
46. Жизнь и творчество Фета. Двойственность личности и судьбы. Жизнеутверждающее начало
в лирике природы. «Я пришел к тебе с приветом...»,«Это утро, радость эта...», «Еще майская
ночь».
47. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».
«Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская
ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...» и др.
48. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия. «На качелях». Размышления о
поэтическом даре в лирике Фета. «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью
живую...».
А. К. Толстой 1 ч
49. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы
поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш
батюшка...»
РР Подготовка к домашнему сочинению-анализу стихотворения (по лирике Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, А.К. Толстого).

.

50. Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и деревне.
Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. . «В
дороге», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
51. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я
скоро...». Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. «Надрывается сердце от
муки…»,«Душно! Без счастья и воли…», «Под жестокой рукой человека…» и др.
17

52. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Музе», «О Муза! Я у двери
гроба...», «Поэт и Гражданин», «Блажен незлобивый поэт...».
53. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с
тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Внимая ужасам войны...» и др.
54. «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее
фольклорная основа.
55. Русская жизнь в изображении Некрасова. Образы крестьян-правдоискателей.
56. Образы народных заступников. Матрена Тимофеевна. Савелий. Григорий Добросклонов.
57. Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта.
Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо».
58. Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
59. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над
покорностью народа.
60. «История одного города». Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену
градоначальников, как намек на смену царей в русской истории.
61. Образы градоначальников. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
62. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Отражение духовных исканий в трилогии «Детство»,
«Отрочество», «Юность».
63. «Война и мир». Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как
объединяющее идейно-стилевое начало.
64. Светское общество в изображении Толстого.
65. «Мысль семейная». Семейный уклад жизни
66. Ростовых, Болконских, Курагиных.
67. «Мысль народная». Изображение войны в романе. Шенграбенское, Аустерлицкое,
68. Бородинское сражения. Патриотизм
ложный и патриотизм истинный.
69. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
18

70. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Рационализм Андрея
Болконского.
71. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
72. Философский смысл образа Платона Каратаева.
73. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой
74. Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в
тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н.Толстого.
75. Нравственно-психологический облик Марьи Болконской, Сони, Элен.
76. Эпилог романа.
77. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение
художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
78. Сочинение-анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»
79.
80. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
81. «Преступление и наказание». Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее
преобразование в сюжете произведения.
82. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
83. Смысл теории Раскольникова.
84. Совершение преступления.
85. Наказание. Столкновение идеи и натуры героя. Композиционная роль снов Раскольникова.
86. «Двойники» Раскольникова, их роль в романе.
87. Антитезы Раскольникова. «Маленькие люди» в романе. Образ Сонечки Мармеладовой и
проблема нравственного идеала автора.
88. Эпилог романа. Духовный перелом в жизни героя, возможность его воскресения и прихода к
Истине.
89. Контрольное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
90.
19

91. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы.
Правдоискатели и народные праведники.
92. «Очарованный странник». Фольклорное начало в повести.
93. Иван Флягин. Талант и творческий дух человека из народа.
94. Жизнь и творчество.
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа
комизма ранних рассказов. Спор с традицией изображения «маленького человека.
95. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической
96. реальности. «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Случай из практики».
97. «Футлярное» существование, образы будущего. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви».
98. «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Образ
вишневого сада.
99. Бывшие хозяева сада. Раневская и Гаев.
100. Настоящий хозяин сада. Лопахин.
101. Будущее России. Трофимов и Аня.
К. Хетагуров 1 ч.
102. Жизнь и творчество осетинского поэта. Сборник «Осетинская лира».

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне в 10 классе ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направленийXIX века;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
20

- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культуройXIX века; раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным
направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своѐ отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учѐтом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч / В.И.
Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
Методическая литература:
1. Аленькина С.Н. Русская литература 2-й половины ХIХ века. 10 класс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001.
2. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2010.
1. Егорова Н.В. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ХIХ века. 10 класс. В. 2 ч. —
21

М.: ВАКО, 2009.
2. Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы. 5-11 классы. Организация контроля и творческая работа. – В.: 2009. 254 с.
3. Миронова Ю.С. Литература в схемах и таблицах. — СПб.: Тригон, 2009.
4. Мурин Д.Н. Русская литература 2-й половины ХIХ века. Тематическое поурочное планирование для 10 класса. – СПб.:
СМИО Пресс, 1998.
5. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе
преподавания литературы. Методическое приложение с электронным интерактивным приложением. / Сост. Г.М.
Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета», 2013.
6. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХIХ века: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2001.
Дидактическая литература:
1. Анищенко Г.А. Литературный справочник. – М.,2012, 176с.
2. Анализ лирического произведения / Под ред. Т.Ю. Пылаевой. – М.: «Международная школа дистантного обучения», 2002
3. Анализ эпизода художественного произведения / Под ред. Т.Ю. Пылаевой. – М.: «Международная школа дистантного
обучения», 2002.
4. Граник Г.Г. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель,
АСТ, 2003. - 352с.
5. Иванова Е.В.Анализ произведений русской литературы XIX века. 10 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2012. 224 с.
6. СерафимоваВ.Д.Практические материалы по литературе. Русские писатели XX и XXI веков. – М.: 2008. - 478 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

http://www.vschool.ru – Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.lit.1september.ru/urok- Сайт «Я иду на урок литературы».
http://www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http://lib.ru – Библиотека Мошкова.
22

6. http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm - образовательные ресурсы интернета (учебники, методическая, дидактическая
литература, справочники).
7. http://a4format.ru/ - виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и
учителям.
8. http://www.prosv.ru/ebooks - Методическая литература издательства «Просвещение».

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».