Рабочая программа по литературе 7 кл. 2022-2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на
основе:
 Федерального
государственного
образовательного стандарта
основного общего образования,
 основной образовательной программы основного общего
образования МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
 авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П
.Журавлева, В.И. Коровина.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Литература» в 2 ч. под ред.
Коровиной В.Я. и др. М.:
Просвещение, 2016 г
На изучение программного материала учебным планом МКОУ СОШ с
.п. Нижний Черек отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Интернет-ресурсы:
http://fgosreestr.ru/
- http://www.a4format.ru/
- http://www.litera.ru
- http://www.litwomen.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты должны отражать:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века,
русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или














нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
— выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно —
художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
— выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.

Обучающийся научится:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую
точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях;
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к
читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей
произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и
их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров,
владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной,
коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном
произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета).
Обучающийся научится понимать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Содержание учебного курса
Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном
произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира
и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об
исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы»,
«Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».Воплощение
в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.
Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство,
чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Бескорыстное
служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного
достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна
былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения).
Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и
Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни
народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного
миров карело-финских эпических песен.
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и
точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл
пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных
стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование
традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на
день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой
гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в
своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».Размышления о смысле
жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На
берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к
героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности
композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл
сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда
летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его
положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства
протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI
века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до
конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь
поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с
позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда
волнуется
желтеющая
нива...»,
«Молитва»,
«Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о
«небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства,
полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу
знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
«Тарас
Бульба». Прославление
боевого
товарищества,
осуждение
предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление
Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте
русского языка. Родной язык как духовная опора человека.«Близнецы», «Два
богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными
мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм
Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве
поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и«Князь Михайло
Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.
Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть
о
том,
как
один
мужик
двух
генералов
прокормил».Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность,
начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и
др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя,
беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах
А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет.«Вечер»,
«Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А.
К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.
Из русской литературы 20 века

Иван
Алексеевич
Бунин. Краткий
рассказ
о
писателе. «Цифры».Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический
характер
повести.
Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта
и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие
стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие
героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих
людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей.
Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости
сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в
доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.
Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм,
патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К.
Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А.
Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной
лирики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем
плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,
поднятые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты
человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли

прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь
природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного
доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодежи.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С.
Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...»; Б.
Окуджава. «По
смоленской
дороге...».Лирические
размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не
верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного
возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям
разных
национальностей.
Особенности
художественной
образности
дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт
Бернс. Особенности
творчества. «Честная
бедность».Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического
разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие
романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты
кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу
Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни
человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя
любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери
как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о
чудесной победе добра.

Календарно-тематическое планирование
Номе
р
урок
а

Разделы. Темы уроков

3

Вводный урок (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
Устное народное творчество.(5 ч)
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и
плотник».
Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа .

4

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты

1

2

характера Ильи Муромца.
5
6
7

8

9
10
11
12

13

14
15
16
17
18

19

20
21

22

Устное сочинение по теме « Художественные особенности русских былин»
Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Мудрость народов.
Древнерусская литература (2 ч)
Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира
Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы
Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление
любви и верности.
Произведения русских писателей 18 века (3 ч)
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учѐном. «К статуе Петра Великого».
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)
Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времѐн в своѐм течении»,
«На птичку», «Признание».
Произведения русских писателей 19 века(30 ч)
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава»
(отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к
родине. Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А.
С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и еѐ летописный источник
Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о балладе.
Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра.
А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.
А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
«Станционный смотритель»
Устное сочинение «Образы Самсона Вырина и Дуни.»
(по повести «Станционный смотритель»)
М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца
Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и
идеи поэмы.
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Кулачный бой на Москве-реке. Фольклорные начала в «Песне про купца
Калашникова».. Образ гусляров и автора.
Рассказ Ю.Яковлева «Багульник»
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии
человека и природы. Природа в поэзии и живописи. «Молитва», «Ангел».
Урок выразительного чтения
Н. В. Гоголь. Страницы жизни.
История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия

повести Гоголя «Тарас Бульба»
23
24

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его
сыновья.
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Запорожская Сечь в повести.

25

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести.

26

Трагедия Тараса Бульбы. Особенности изображения природы и людей в
повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

27

Сочинение « Остап и Андрий в повести Гоголя».

28

Внеклассное чтение.
Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело»
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как
произведение о бесправных и обездоленных. Мастерство Тургенева в
изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
Художественное своеобразие рассказа.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе Урок выразительного чтения
стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык».
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие
духа русской женщины.
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

29

30
31

32
33

34

Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у
парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
М. Е. Салтыков-Щедрин .
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое
изображение нравственных пороков общества
Смысл противопоставления генералов и мужика.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие
гротеске.

35

Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.
«Детство» (главы). История создания.
Автобиографический характер повести

36

Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.
«Детство» (главы). История создания.
Автобиографический характер повести
Классное сочинение по повести «Детство»(подготовка)

37

38
39
40

41
42

43
44

Классное сочинение по повести «Детство».
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
А. П. Чехов Биография писателя .
«Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказ
А. П. Чехова «Хамелеон» «Злоумышленник»
«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной
природе
Произведения русских писателей 20 века(22 ч)
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический
характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

45

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Романтический характер легенды. Сочинение-характеристика литературного
героя(устное)

46

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

47

49

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии
нравственности человека. Рассказ «Петька на даче»
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

50

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

51

Устное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

52

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

53

Поэзия
А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского.
Развитие понятия о лирическом герое.
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой,
Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет.
Ф. Абрамов «О чѐм плачут лошади». Понятие о литературной традиции.
Литературные традиции в рассказе.
Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

48

54
55
56
57
58

Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического
произведения.
Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

59

Д. С. Лихачев. «Земля родная»

60

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

61

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

62

«Тихая моя родина» .Стихотворения о родной природе

63

66

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах
жизни.
Зарубежная литература (6 ч)
Р. Бернс «Честная бедность».
Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как
прославление подвига во имя свободы Родины.
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

67

Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

68

Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

69

Японские трехстишия (хокку)

70

Рекомендации книг на лето

64
65


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».