Рабочие программы по русскому языку и литературе 8кл. 2022-2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса
разработана на
основе:
 Федерального
государственного
образовательного стандарта
основного общего образования,
 основной образовательной программы основного общего
образования МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
 авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П
.Журавлева, В.И. Коровина.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Литература» в 2 ч. под ред.
Коровиной В.Я. и др. М.:
Просвещение, 2016 г
На изучение программного материала учебным планом МКОУ СОШ с
.п. Нижний Черек отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Интернет-ресурсы:
http://fgosreestr.ru/
- http://www.a4format.ru/
- http://www.litera.ru
- http://www.litwomen.ru
Промежуточная аттестация проводится каждую четверть в форме
творческой работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты должны отражать:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века,
русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
— выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно —












художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
— выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.

Обучающийся научится:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую
точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях;
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к
читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей
произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и
их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров,
владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной,
коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном
произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета).
Обучающийся научится понимать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений
Содержание курса (8 класс)
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
Устное народное творчество.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка,
ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,
«Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон
жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика
частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О
Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и
формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий
и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный
подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и
жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий
– главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои –
крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические
ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и
судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие
представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные
представления).
Из литературы 18 века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема
воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила
классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и
баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора
Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.
Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности,
зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие
представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о
писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич –
главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения
русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к
истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка
природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики
мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева»)
и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным
как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в
художественном произведении и историческом труде писателя и историка.
Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к
предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный»
(А.С.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя,
формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова –
нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа
Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм
Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные
представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина.
Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.
Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и
эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и
символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образовперсонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт
и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской
концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к
историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и
воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух

героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы,
их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический
герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его
отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история
постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме.
Отношение современной писателю критики, общественности к комедии
«Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все
дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие
действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.НемировичДанченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как
общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор
(развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как
последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.
Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого
чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию
общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе,
редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая
сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина,
бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы
градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).
Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие
понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в
рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная
деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной
любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между
сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.
Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о
воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие
представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в
композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень»,
Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков.
«Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие
представлений).
Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в
различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика.
Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и
счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание
и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве
поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева.
Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в
фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и
историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары,
воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая
история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение
исторических событий. Приемы и способы создания сатирического
повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для
самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта
и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах
истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой
отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия
Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника
родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о
войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы.
Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия)
Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах
солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников
тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша»,
«Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы
не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие.
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их
призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.
Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»;
Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов.
«По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне
трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; ДонАминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и
индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и
Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве
Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического
произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не
блещет новизной...».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.
Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая
сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век –
эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий
комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на
дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.
Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и
общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.
Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли
и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,
семейных устоев и отношений

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
№

1

2
3

4

Тема урока

Количес
тво
часов

Вводный. (1ч)
Литература как искусство слова. Литература и другие виды
искусства.

1

Устное народное творчество.(1ч)
Русская старина. Народная песня. Исторические народные песни.
Древнерусская литература. (3ч)
Предания."О покорении Сибири Ермаком"

1

Житийная лит-ра как особый жанр. .«Житие Александра
Невского».

1

1

5
6

7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2829

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
.Лит-ра 18 века (4ч)
Д.И.Фонвизин
.Слово о писателе
"Недоросль".Сатирическая направленность комедии.
Социальная и нравственная проблематика комедии.Говорящие
фамилии и имена.
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их
историческая основа

1
1

Русская литература 19 века(29ч)
Обзор. К.Ф.Рылеев.Слово о поэте. Дума как жанр. «Смерть Ермака»
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Формирование характера
Петра Гринѐва. Анализ 1-2 глав.
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.
Анализ 3-5 глав
Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав
Изображение народной войны и еѐ вождя. Разбор глав 8-12
Становление личности Петра Гринѐва под влиянием «благих
потрясений»
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
Образ Пугачѐва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и
рассказчика к народной войне.
Р.Р.Сочинение по повести «Капитанская дочка»
Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного
чтения
Жизнь и судьба М.Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта

1

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение
эпиграфа. Композиция.
Образ Мцыри в поэме.
Своеобразие поэмы «Мцыри»
Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности
композиции комедии «Ревизор»
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в
комедии «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа
Хлестакова
Чиновники на приѐме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.
Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2

30
31
32
33
34
35
36
37

38
39
4041
4243
44
45
46
47
48
4950
51
52
53
54

55

56

И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический
характер повести «Ася».
История любви как основа сюжета повести. Образ герояповествователя.
Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести.
Психологизм и лиризм писателя.
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала».
Контраст как приѐм, раскрывающий идею рассказа
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность
человека за всѐ происходящее.
Р.Р.Сочинение «Полковник на балу и после бала»
Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»
Русская литература 20 века(18ч)
Поэзия родной природы.
А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.
А.И.Куприн
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

1

А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве
писателя
Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское
представление о счастье.

2

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.
А.Блок «На поле Куликовом»
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачѐв» - поэма на историческую тему
А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы
«Василий Тѐркин»
«Василий Тѐркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.
Анализ главы «Переправа»
Героика и юмор в поэме «Василий Тѐркин». Характеристика Тѐркина.
Автор и его герой в поэме «Василий Тѐркин»
Р.Р. Сочинение по поэме «Василий Теркин»
А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в
рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм
рассказа
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография,
на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
Развитие представлений о герое-повествователе
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского
зарубежья об оставленной ими Родине(1ч)

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
2

1

2
1
1
1
1

1

1

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
Зарубежная литература(5 ч)
У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

1

5859
60
61

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

2

Р.Р.Сочинение по трагедии «Ромео и Джульетта»
Р.Р.Сочинение по трагедии «Ромео и Джульетта»

1
1

62

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

1

6364
6566
67

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

2

Р.р.Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

2

Р.р.Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

1

68

Итоги года(1ч)
Литература на лето.

1

57

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на
основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования,
- основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
авторской программы М.М. Разумовской, С..И. Львовой. В.И.
Капинос, В. В. Львова.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Русский язык» М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос.
В. В. Львов, Москва, «Дрофа»,2016 г.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на
изучение русского языка отводится 3 часа в неделю (102 часа)
1.

2.

3.

4.

Цифровые образовательные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы
современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку
и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти
в форме итоговой контрольной работы (диктант, диктант с
грамматическим заданием)

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
 овладение приѐмами отбора и систематизации материала на
определѐнную тему;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свѐрнутости;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какихлибо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.

1)

2)
3)
4)
5)

6)
7)
8)

Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
русского
языка,
основными
нормами
русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания,
предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Обучающийся научится понимать:
основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и
ситуация речевого общения;
• признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей
текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные
нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Обучающийся научится:
•

различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой
тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного
сообшения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое);
• извлекать
информацию из различных источников; пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского
литературного языка;
• соблюдать
в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения
ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые
ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Обучающийся научится использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и
общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально -культурных ситуациях общения;
• увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
Основное содержание программы 8 класса:

Введение – 1 час.
Язык. Правописание. Культура речи
.
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) – 10 часов
Синтаксис и пунктуация – 83 часа.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 6 часов.
Простое предложение – 1 час.
Двусоставное предложение – 14 часов:



главные члены предложения – 5 часов;
второстепенные члены предложения – 9 часов.



Односоставные предложения – 15 часов
.
Простое осложненное предложение – 41 час:
предложения с однородными членами – 12 часов;
 предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями
– 15 часов;
 предложения с обособленными членами – 14 часов.
Прямая и косвенная речь – 6 часов.
Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах – 8 часов.


Календарно-тематическое планирование курса 8 класса
№
ур
ок
а

Дата

план
1
2
3
4
56
78
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема

факт

1 четверть
Введение(1ч). Русский язык в семье славянских языков
Повторение .
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
Правописание служебных частей речи
Р.Р. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.
Синтаксис и пунктуация.
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания.
Способы связи слов в словосочетании
Употребление словосочетаний в речи
Понятие о предложении. Типы предложений
Р.Р. Изложение художественного текста
Синтаксис простого предложения.
Подлежащее и способы его выражения.
Способы выражения сказуемого. Глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование главных членов предложения.

Р.Р. Типы речи, способы и средства связи предложений в тексте
Итоговая контрольная работа (диктант) и ее анализ
Второстепенные члены предложения. Определение
Второстепенные члены предложения. Приложение
2 четверть
Второстепенные члены предложения. Дополнение

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Р.Р. Репортаж как жанр журналистики
Интонация простого предложения. Порядок слов в предложении
Виды односоставных предложений
Определенно-личные предложения
Р.Р. Сжатое изложение
Неопределенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения
Безличные предложения
Способы выражения сказуемого в безличном предложении.
Назывные предложения
Неполные предложения
Знаки препинания в неполных предложениях
Односоставные предложения и их употребление в речи
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Итоговая контрольная работа
3 четверть
Р.Р. Сочинение в жанре репортажа
Понятие об однородности членов предложения.
Пунктуация в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи.
Средства связи между однородными членами предложения.

Определения однородные и неоднородные
Различение однородных и неоднородных определений
Р.Р. Сжатое изложение
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщаю
Р.Р. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения
Контрольная работа и ее анализ
Обращения распространенные и нераспространенные
Знаки препинания при обращении
Предложения с вводными конструкциями

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81

84
85
86
87
81
8
18
91
90
91
92
93
94
95

Основные группы вводных слов

Вводные слова и омонимичные конструкции
Знаки препинания при вводных конструкциях
Вставные конструкции
Р.Р. Сжатое изложение художественного стиля
Предложения со словами ДА, НЕТ и с междометиями
Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, водны
вставными конструкциями»
Итоговая контрольная работа и ее анализ

Понятие об обособлении. Обособление второстепенных членов предло
Обособление определений
4 четверть
Обособление одиночных и несогласованных определений

Закрепление изучения темы «Обособленные определения»
Р.Р. Портретный очерк (понятие жанра)
Обособление определений и приложений
Обособление обстоятельств
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
Р.Р. Изложение с творческим характером
Уточняющие члены предложения. Понятие об уточнении

Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами предложе
Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» и ее
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямо
Диалог как вид прямой речи
Употребление косвенной речи
Цитата как способ передачи косвенной речи
Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе
Итоговая контрольная работа и ее анализ
Повторение изученного в 8 классе

96
97
98
10
010
1
10
2

Словосочетание и предложение.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Обособленные второстепенные члены предложения

Итоговый урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».