Рабочая программа по русскому языку 7 кл. 2022-2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
авторской программы М.М. Разумовской, С..И. Львовой. В.И. Капинос, В.
В. Львова.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Русский язык» М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В.
В. Львов, Москва, «Дрофа»,2016 г.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на
изучение русского языка отводится 4 часа в неделю (140 часов)

1.
2.

3.

4.

Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии
'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного
русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе,
ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

5.
6.
7. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому
языку http://www.svetozar.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

1)

2)

3)

1)











2)

3)

Личностными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную
тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свѐрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач,

участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.

1)

2)
3)
4)
5)

6)
7)
8)

Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка
и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и
текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Обучающийся научится понимать:
основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и
ситуация речевого общения;
• признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные
нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Обучающийся научится:
•

различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообшения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое);
• извлекать
информацию из различных источников; пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского
литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и
недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Обучающийся научится использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и
общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально -культурных ситуациях общения;
• увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.

Содержание учебного материала
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные
языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету,
рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и
пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие
и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами,
причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь
после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и
раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению:
определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим
словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при
характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;
непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв
о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами
благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.
Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов
типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи
предложений. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные
(отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и
стилем речи. Правильное произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,
обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и
звукоподражательных слов в речи.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему —
по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз),
обежать — обижать и т. п.

Календарно-тематическое планирование
Номе
р
урок
а
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Раздел. Темы уроков

О языке(1 ч)
Изменяется ли язык с течением времени
Язык и речь. Повторение изученного в 5-6
классах(37 ч )
Что мы знаем о речи, ее стилях и типах
Что мы знаем о речи, ее стилях и типах
Фонетика и орфоэпия
Фонетика и орфоэпия
Фонетика и орфоэпия
Словообразование знаменательных
изменяемых частей речи
Словообразование знаменательных
изменяемых частей речи
Способы и средства связи предложений в тексте
Способы и средства связи предложений в тексте
Стили речи. Публицистический стиль
Публицистический стиль речи
Р .Р. Подробное изложение
Р .Р. Подробное изложение
Правописание: орфография и пунктуация
Разделительные ь и ь
Буква ь для обозначения мягкости согласного
Буква ь как показатель грамматической формы
Буквы о — ё после шипящих и ц
Правописание приставок
Правописание приставок
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Контрольный диктант по разделу
«Орфография»(итоговый за 1 четверть)
Слитное и раздельное написание не с разными
частями речи
Слитное и раздельное написание не с разными
частями речи

Кол
Дата проведения
-во план
факт
час
ов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36

Не и ни в отрицательных местоимениях
Не и ни в отрицательных местоимениях
Употребление дефиса
Употребление дефиса
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Словарное богатство русского языка
Словари русского языка

1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39

Грамматика: морфология и синтаксис
Грамматика: морфология и синтаксис
Стили речи (4 ч)
Публицистический стиль.
Заметка в газету
Сжатое изложение(подготовка)
Сжатое изложение

1
1
1

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Наречие (39 ч)
Какие слова являются наречиями
Какие слова являются наречиями
Как отличить наречие от созвучных форм других
частей речи
Как отличить наречие от созвучных форм других
частей речи
Разряды наречий по значению
Разряды наречий по значению
Степени сравнения наречий
Степени сравнения наречий
Как отличить наречие от созвучных форм других
частей речи
Морфологический разбор наречия
Словообразование наречий
Словообразование наречий
Словообразование наречий
Итоговый контрольный диктант( за 2 четверть)
Правописание наречий, образованных от имен
существительных
Правописание наречий, образованных от имен
существительных
Не в наречиях на -о, -е
Буквы н и нн в наречиях на -о, -е
Буквы н и нн в наречиях на -о, -е

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
9091
92
93
94
95
96

Буквы о — е на конце наречий после шипящих
Рассуждение-размышление в публицистическом
стиле
Рассуждение-размышление в публицистическом
стиле
Сочинение-рассуждение(подготовка)
Сочинение-рассуждение
Буквы о — а на конце наречий
Дефис в наречиях
Дефис в наречиях
Не и ни в отрицательных наречиях
Буква ь на конце наречий после шипяших
Описание состояния человека
Описание состояния человека
Употребление наречий в речи
Употребление наречий в речи
Произношение наречий
Произношение наречий
Повторение и обобщение изученного о
наречии
Обучающий тест по теме «Наречие»
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Анализ контрольного диктанта
Комплексный анализ текста

Служебные части речи (46 ч)
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Правописание предлогов
Правописание предлогов
Правописание предлогов
Порядок слов в спокойной монологической
речи
Порядок слов в спокойной монологической
речи
Употребление предлогов в речи
Употребление предлогов в речи
Употребление предлогов в речи
Обратный порядок слов, усиливающий
эмоциональность речи
Обратный порядок слов, усиливающий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

эмоциональность речи
Союз как часть речи. Разряды союзов
Союз как часть речи. Разряды союзов
Союз как часть речи. Разряды союзов
Правописание союзов
Правописание союзов
Правописание союзов
Итоговый контрольный диктант за 3 четверть
Анализ контрольного диктанта.
Употребление союзов в простых и сложных
предложениях
Употребление союзов в простых и сложных
предложениях
Описание внешности человека
Описание внешности человека
Р.Р. Сочинение-описание (подготовка)
Р.Р. Сочинение-описание
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Употребление частиц в речи
Употребление частиц в речи
Употребление частиц в речи
Употребление частиц в речи
Произношение предлогов, союзов, частиц
Произношение предлогов, союзов, частиц
Произношение предлогов, союзов, частиц
Произношение предлогов, союзов, частиц
Защита исследовательских проектов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Междометия (4 ч)

1
1
1
1
1
1
1
1

Междометия
Употребление междометий в речи
Итоговый контрольный диктант

1
1

133
134
135
136

Анализ контрольного диктанта

Стили и типы речи (2 ч)
Стили и типы речи
Стили и типы речи

Повторение в конце года (5 ч)

1
1
1
1

Правописание наречий
Правописание союзов
138

Правописание союзов

1

139

Правописание предлогов и частиц

1

140

Подведение итогов года

1

Календарно - тематическое планирование
№
уро
ка
1

Тема урока

Тип
урока

2

3

1

Изменяется ли
язык стечением
времени

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала

Что мы знаем
о речи, ее
стилях и типах

Уроки
раз
вития
речи

2,
3

4

Фонетика
орфоэпия

и

5,
6

Фонетика
орфоэпия

и

Комбинированный
урок
Урокипрактакумы

Элементы
содержания

Основные требования к
знаниям, умениям и навыкам
учащихся
4
5
О ЯЗЫКЕ (1ч)
Содержание и назначение
Знать: содержание и
УМК. Язык как изменяюназначение УМК, условные
щееся явление. Изменения,
обозначения, используемые в
произошедшие в русском
кем; изменения, произошедшие
языке с течением времени.
в русском языке с течением
Этимология. Учебное
времени; понятие этимология.
исследование
Уметь: анализировать языковые
явления,
отраженные
в
художественных текстах разных
исторических эпох
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (155 ч)
Повторение изученного в 5—6 классах (44 ч)
Речь. Разнообразие стилей
Знать: стили и типы речи, их
речи «русском языке. Оспризнаки.
новные типы речи. Текст.
Уметь: определять стилистичеСтилистическая принадскую принадлежность текстов
лежность текста.
Грамматические разборы
Фонетика. Звуки русского
Знать: понятия фонетика,
языка. Звуковой состав
орфоэпия', звуки русского
слов. Количество букв и
языка. Уметь: определять
звуков в слове.
звуковой состав слов,
Произношение и написание
количество букв и звуков в
слов. Звуки и буквы.
слове; называть звуки, которые
Транскрипция. Учебное
обозначают указанные буквы, и
исследование. Орфоэпия.
давать их характеристику;
Звукопись
читать затранскрибированные
слова; правильно ставить

Вид
контроля,
Дата
самостоятельной
план факт
работы
6
7
Комплексный
анализ текста

Тест

Словарноорфографическая
работа
Фонетический
разбор слов

7,
8

Словообразование
знаменательных
изменяемых
частей речи

Комбинированные
уроки

9,
10,
11

Словообразование
знаменательных
изменяемых
частей речи
Способы и
средства связи
предложений в
тексте

Урокипрактикумы

14

Изложение

Урок
раз
вития
речи

Способы связи предложений
в тексте (последовательный
и параллельный). Средства
связи предложений в тексте.
Схема текста
Тема, основная мысль, план
текста. Стиль и тин речи.
Структура текста.
Авторский стиль

15

Проверочная

Урок

Морфемика. Сло-

12,
13

Уроки
раз
вития
речи

Способы образования слов в
русском языке. Словообразовательная
цепочка.
Словообразовательное
гнездо. Морфемный состав
слов. Словообразовательный
словарь

ударение в словах; работать с
орфоэпическим словарем;
выполнять фонетический
разбор слов
Знать: способы образования
слов в русском языке; понятия
словообразовательная цепочка,
словообразовательное гнездо,
орфограммы в корнях,
приставках и суффиксах.
Уметь: определять морфемный
состав слов и способ их образования; составлять словообразовательные цепочки; работать
со словообразовательным словарем; правильно писать слова с
орфограммами в корнях, приставках и суффиксах

Объясни
тельный
диктант

Объяснительный
диктант, тест

Уметь: определять способы и
средства связи предложений в
тексте; составлять схемы текстов

Индивидуальные
задания

Уметь: определять тему и
Изложение
основную
мысль
текста,
составлять его план; писать
изложение, сохраняя структуру
текста и авторский стиль
Знать: теоретический материал Проверочная работа

16

работа по
темам «Морфемика и
словообразование»,
«Фонетика и
орфоэпия»
Анализ
проверочной
работы

про
верки
знаний

вообразование. Фонетика.
Орфоэпия. Орфография.
Грамматические разборы

по темам «Морфемика и словообразование». «Фонетика и орфоэпия».
Уметь: применять на практике
полученные знания, умения и
навыки

Урок
кор
рекции
знаний
Комбинированный
урок

Анализ ошибок,
допущенных в проверочной
работе. Грамматические
разборы
Орфография. Орфограмма.
Пунктуация. Знаки
препинания. Особенности
русской орфографии и
пунктуации.
Орфографические и
пунктуационные нормы
Разделительный знак.
Особенности
происхождения и
существования в русском
языке букв 6 и ь Разделительная функция 5 и ь.
Условия употребления
разделительных 6 и ь. Учебное исследование
Функции ь в словах.
Условия употребления ь —
показателя мягкости
согласного

Уметь: выполнять
самостоятельно работу над
ошибками, допущенными в
проверочной работе
Знать: понятии орфография,
орфограмма, пунктуация, знаки
препинания, орфографические/
пунктуационные нормы', особенности русской орфографии
и пунктуации.
Уметь: применять на практике
изученные правила орфографии
и пунктуации
Знать: особенности
происхождения и
существования в русском языке
букв ь и ь; условия употребления разделительных ь и
ь. Уметь: определять функцию
5 и ь в словах; правильно и
обоснованно употреблять
разделительные ь и ъ
Знать: условия употребления ь
- показателя мягкости
согласного. Уметь:
разграничивать функции 6 в
слонах; правильно и обоснованно писать в словах ь,

17

Правописание:
орфография и
пунктуация

18

Разделительные ь и ь

Комбинированный
урок

19

Буква ь для
обозначения
мягкости
согласного

Комбинированный
урок

Работа
ошибками
Комплексный
анализ текста

Комплексный
анализ текста

Словарный
диктант

над

20

Буква ь как
показатель
грамматической
формы

Комбипированный
урок

Функции ь в словах.
Правила употребления 6 для
обозначения грамматической формы

21

Буквы о — ѐ
после шипящих
иц

Комбинированный
урок

Правила
правописания
гласных о — ѐ после
шипящих и ц в корнях,
суффиксах и окончаниях
слов разных частей речи

22

Публицистический
стиль речи

Урок
раз
вития
речи

Стили
речи.
Сфера
использования, задачи и
особенности
публицистического
стиля
речи

23

Правописание
приставок

Комбинирован
ный урок

Единообразное написание
приставок. Приставки на -з
(-с). Приставки пре- и при-

24

Орфограммы в
корнях слов

Комбинированный
урок

Виды орфограмм в корнях
слов.
Условия
выбора
орфограмм.
Проверочные
слова.
Орфографический
словарь.
Учебное
исследование

обозначающий мягкость
согласного
Знать: правила употребления ь
для обозначения
грамматической формы.
Уметь: правильно и обоснованно употреблять ь и определять
его функцию в словах
Знать: правила правописания
гласных о – ѐ после шипящих и
ц в корнях, суффиксах и
окончаниях слов разных частей
речи. Уметь: правильно писать
слова с изученной орфограммой
и обозначать ее графически
Знать: сферу использования,
задачи и особенности публицистического стиля речи.
Уметь: анализировать тексты
публицистического стиля,
указывать средства воздействия
на аудиторию. используемые в
них
Знать: правила правописания
трех групп приставок.
Уметь: выделять в словах приставки и правильно их писать;
подбирать примеры слов с
орфограммами в приставках
Знать: виды орфограмм в
корнях слов, условия выбора
орфограмм. Уметь: правильно
писать слова с орфограммами в
корне и обозначать их
графически; приводить

Творческая
работа

Объясни
тельный
диктант

Анализ текста

Объяснительный
диктант, тест

Объясни
тельный
диктант

примеры слов с различными
видами орфограмм в корне
25

Орфограммы в
корнях слов

Урокпрактикум
Комбинированный
урок

26

Правописание
суффиксов

21

Правописание
суффиксов

28

Проверочный
диктант

29,
30

Правописание
окончаний

31

Стили речи.
Урок
Публицистиче- раз
ский стиль
вития
речи

Урокпрак
тикум
Урок
Проверки
знаний
Комбинированные
уроки

Тест
Виды орфограмм в
суффиксах. Условия выбора
орфограмм

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы
Правописание падежных
окончаний
существительных,
прилагательных и
причастий, личных
окончаний глаголов I и II
спряжения. Условия выбора
орфограмм
Публицистический стиль,
его задачи и особенности,
сфера употребления.

Знать: виды орфограмм в суффиксах; условия выбора орфограмм.
Уметь: выделять в словах суффиксы и правильно их писать;
подбирать примеры слов с
орфограммами в суффиксах

Уметь: самостоятельно писать
текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему
Знать: орфограммы, связанные с
правописанием
окончаний;
условия выбора орфограмм.
Уметь: правильно писать падежные
окончания
существительных, прилагательных и
причастий, личные окончания
глаголов 1 и 11 спряжения
Знать: задачи и особенности
публицистического стиля, сферу
его употребления.
Уметь: определять стилистическую принадлежность текстов;
самостоятельно создавать
тексты публицистического
стиля

Объясни
тельный
диктант

Тест, диктант с
творческим заданием
Диктант с
грамматическим
заданием
Объясни
тельный
диктант

Сочинениеминиатюра

32,
33

Слитное и раздельное
написание не с
разными
частями речи

Комбинированные
уроки

34

He и ни в
Комотрицательных биниместоимениях рованный
урок

Отрицательные
местоимения, способы их
образовании. Правило
правописания не пни в
отрицательных местоимениях. Условия слитного
и раздельного написания не
и ни с отрицательными
местоимениями

35

Употребление
дефиса

Употребление дефиса в
разных частях речи

36,
37

Словарное
богатство
русского
языка

38,
39

Грамматика:
Урокиморфология и практи кусинтаксис
мы

Комбинированный
урок
Комбинированные
уроки

Частица не, приставка не-,
часть корня не. Условия
слитного и раздельного
написания не с разными
частями речи

Разнообразие лексики
русской) языка. Словари.
Лингвистические игры.
Учебное исследование
Грамматика. Морфология.
Части речи, их морфологические признаки.
Синтаксис. Словосочетание.
Предложение. Пунктуация

Знать:условия слитного и раздельного написания не с
разными частями речи.
Уметь: различать частицу не,
приставку не-, часть корня не;
правильно писать не с разными
частями речи
Знать: правило правописания не
и ни в отрицательных местоимениях; условия слитного и
раздельного написания ней ни с
отрицательными
местоимениями. Уметь:
правильно писать отрицательные местоимения; приводить примеры слов с
изученными орфограммами
Знать: условия употребления
дефиса в разных частях речи.
Уметь: объяснять дефисное написание слов разных частей
речи
Знать: о разнообразии лексики
русского языка; виды словарей
русского языка.
Уметь: работать со словарями;
писать сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
Знать: понятия грамматика,
морфология, синтаксис; части
речи и их морфологические признаки.
Уметь: распознавать изученные
части речи и определять их морфологические признаки; опре-

Тест

Комплексный
анализ текста

Комплексный
анализ текста, тест

Комплексный
анализ
текста,
сочинениерассуждение
на
лингвистическую
тему
Тест

делять строение словосочетаний
и предложений и составлять их
схемы; расставлять знаки препинания в простых и сложных
предложениях
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое
задание к нему

40

Контрольный
диктант по
правописанию
и грамматике

Урок
конт
роля
знаний

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

41

Анализ
контрольного
диктанта

Урок
коррекции
знаний

42,
43

Публицистический
стиль. Заметка
в газету

Уроки
раз
вития
речи

44

Контрольное
изложение

Урок
конт
роля
знаний

45

Анализ
контрольного
изложения

Урок
коррекции
знаний

Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над
допущенных в контрольном ошибками, допущенными в кондиктанте. Грамматические
трольном диктанте
разборы
Публицистика.
Знать: признаки публицистичеПублицистический
стиль. ского стиля речи; особенности
Заметка в газету как жанр одного из жанров публицистики
публицистики.
Учебное — заметки в газету.
исследование
Уметь: анализировать и самостоятельно составлять тексты
заметок в газету
Тема, основная мысль, план
Уметь: определять тему и
текста. Стиль и тип речи.
основную мысль текста,
Языковые особенности
составлять его план; писать
текста. Авторский стиль
изложение близко к тексту,
сохраняя его языковые
особенности и авторский стиль
Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над
допущенных в контрольном ошибками, допущенными в конизложении
трольном изложении

46

Какие слова
являются наре-

Урок
изуче

Наречие (39 ч)
Наречие как саЗнать: понятие наречие; общее
мостоятельная часть речи.
грамматическое значение, мор-

Диктант с
грамматическим
заданием

Работа
ошибками

над

Творческая
работа

Изложение

Работа
ошибками

над

Сочинение на лингвистическую тему

чиями

ния
нового
мате
риала

Общее грамматическое
значение, морфологические
и синтаксические признаки
наречий. Наречие - неизменяемая часть речи

47,
48

Как отличить
наречие
от
созвучных
форм
других
частей речи

Урокипрактикумы

49,
50

Разряды
наречий по
значению

Способы различения
наречий и созвучных форм
других частей речи.
Использование наречий в
словосочетаниях и
предложениях.
Лингвистические игры
Наречия, их значения.
Смысловые группы
наречий. Употребление наречий для более точного
выражения мыслей и связи
предложений в тексте.
Слова категории состояния.
Учебное исследование

51

Степени
сравнения
наречий

52

Степени
сравнения
наречий

Уроки
изучения
нового
материала
и закрепления
знаний

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урокпрак
тикум

фологические и синтаксические
признаки наречий.
Уметь: распознавать наречия
среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль
Уметь: отличать наречия от со- Сжатое изложение
звучных форм других частей
речи; использовать наречия в
словосочетаниях и предложениях; писать сжатое изложение
с использованием наречий

Знать: смысловые группы наречий; понятие слива категории состояния; отличие слов категории
состояния от наречий.
Уметь: находить в тексте наречия и определять их значение;
различать наречия и слова категории состояния; употреблять
наречия для более точного
выражения мыслей и связи
предложений в тексте
Степени сравнения наречий- Знать: степени сравнения нареПростая и составная формы чий; способы образования просравнительной и
стой и составной формы сравнипревосходной степени
тельной и превосходной степени
сравнения наречий,способы сравнения наречий.
их образования.
Уметь: находить в тексте наре
Синтаксическая роль
чия в сравнительной и превоснаречий в сравнительной и
ходной степени и определять их
превосходной степени.
синтаксическую роль; отличать
Сравнительная степень
сравнительную степень наречий
наречий и сравнительная
от сравнительной степени прила-

Сочинениерассуждение
лингвистическую
тему

на

Объясни
тельный
диктант

Работа
с
дактическим
материалом

ди-

53

54

Сочинение

Морфологический
разбор наречия

55

Словооб
разование
наречий

56
57

Словообразование
наречий

58

Правописание
наречий, образованных
от
имен существительных

59

Правописание
наречий, образованных
от
имен существительных
Не в наречиях

60

Урок
раз
вития
речи
Урокпрак
тикум

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Комбинированные
уроки
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урокпрактикум
Урок

степень ирилагательн ы х.
Учебное исследование
Тема сочинения. План
сочинения. Материалы к
сочинению

гательных

Морфологические признаки
и синтаксическая роль
наречий. Порядок
морфологического разбора
наречия

Уметь: выполнять устный и
письменный морфологический
разбор наречий

Способы образования
наречий. Наречия,
образованные из разных
частей речи. Морфемный
разбор наречий. Учебное
исследование

Знать: способы образования наречий.
Уметь: определять способ образования наречий; выполнять
морфемный разбор наречий;
самостоятельно образовывать
наречия из разных частей речи

Слитное
и
раздельное
написание наречий, образованных от существительных.
Различение
наречий
и
существительных
с предлогами

Частица не, приставка не-,

Уметь: писать сочинение на заданную тему;связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Практическая работа

Тест

Объяснительный
диктант, словообразовательный разбор
наречий

Знать: правила слитного и раздел ыгого написания наречий,
образованных от
существительных. Уметь:
отличать наречия от существительных с предлогами и
правильно их писать

Словарный
диктант

Знать: условия слитного и раз-

Словарно-

Тест

на -а, -е

изуче
ния
нового
мате
риала

часть корня не. Условия
слитного и раздельного
написания не с наречиями
на -а и -е. Не с разными
частями речи

61

Рассуждениераз- мышление
в
публицистическом
стиле

Урок
раз
вития
речи

Признаки публицистического стиля.
Особенности работы над
рассуждением-размышлением. Языковой материал
для сочинения

62

Буквы н и нн в
наречиях на -о,
-е

Условия написания одной и
двух букв н в наречиях на о, -е. Одна и две буквы н в
суффиксах прилагательных.
Различение наречий и
кратких причастий

63

Буквы н и нн в
наречиях на -о,
-е
Буквы о — е на
конце наречий
после шипящих

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урокпрак
тикум
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урок
раз
вития
речи

64

65

Рассужде- ниераз- мышление
в
публицистическом
стиле

Условия выбора букв о — е
на конце наречий после шипящих

Признаки публицистического стиля.
Особенности работы над
рассуждением-размышлением. Языковой материал
для сочинения

дельного написания не с нареорфогра
чиями на -о и -е.
фическая
Уметь: различать частицу не,
работа
приставку не-, часть корня не;
правильно писать не с разными
частями речи
Знать: признаки публицистичеСочинение
ского стиля речи; особенности
работы над рассуждением-размышлением.
Уметь: самостоятельно писать
рассуждение-размышление в
публицистическом стиле
Знать: условия написания
Словарно
одной и двух букв н в наречиях
орфогра
на -о, -е. Уметь: определять, от
фическая
какого прилагательного
работа
образовано наречие и сколько
букв н следует в нем писать:
отличать наречия от кратких
Объяснительный
причастии
диктант, тест
Знать: условия выбора букв о —
е на конце наречий после шипящих.
Уметь: писать слова с
изученной орфограммой и
обозначать ее графически
Знать: признаки публицистического стиля речи; особенности
работы над рассуждением-размышленисм.
Уметь: готовиться к контрольному сочинению-рассуждению в
публицистическом стиле

Распреде
лительный
диктант

Словарноорфогра
фическая
работа

66

Контрольное
сочинение

67

Анализ
контрольного
сочинения

68

Буквы о — а на
конце наречий

69

Дефис в
наречиях

70

Дефис в
наречиях

71

Не а ни в
отрицательных
наречиях

72

Буква ь на
конце наречий
после шипяших

Урок
конт
роля
знаний
Урок
кор
рекции
знаний
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урок
за
креп
ления
знаний
Урок
изуче
ния
ноною
мате
риала
Урок
изуче
ния
нового

Тема сочинения. План
сочинения. Материалы к
сочи- нению

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном
сочинении

Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в контрол ьном сочинении

Работа над ошибками

Способы образования
наречий. Условия выбора
гласных о — а на конце
наречий. Учебное
исследование

Знать: условия выбора гласных
о — а на конце наречий.
Уметь: определять способ образования наречий и обосновывать
их правописание

Словарный
диктант

Условия
употребления
дефиса между частями слова
в
наречиях.
Различение
наречий и созвучных частей
речи. Орфоэпические нормы

Знать: условия употребления
дефиса между частями слова в
наречиях.
Уметь: различить наречия и созвучные части речи; правильно и
обоснованно употреблять дефис
между частями слова в наречиях;
произносить
наречия
в
соответствии с орфоэпическими
нормами

Словарноорфогра
фическая
работа
Проверочный
диктант

Способы образования
отрицательных наречий.
Отрицательные частицы.
Условия написания не и ни в
отрицательных наречиях

Знать: условия написания не и
ни в отрицательных наречиях.
Уметь: правильно писать слова
с изученной орфограммой и
обозначать ее графически

Комплексный анализ
текста

Написание ь на конце
наречий после шипящих.
Слова-исключения. Буква ь
после шипящих на конце

Знать: правило написания ь на
конце наречий после шипящих и
слова-исключения из этого
правила.

Объясни
тельный
диктант

73,
74

Описание
состояния
человека

мате
риала

слов разных частей речи

Уроки
раз
вития
речи

Текст описательного
характера. Состояние
человека. Языковой
материал для устного сочинения
Особенности употребления
и роль наречий и устной и
письменной речи. Наречия
определительные и
обстоятельственные.
Наречия-эпитеты в
художественных текстах.
Синонимы к наречиям.
Фразеологизмы, в состав
которых входят наречия

75,
76

Употребление
Уроки
наре- чий в изучения
речи
нового
материала
и закрепления
знаний

77,
78

Произношение
наречий

79

Повторение
обобщение
изученного
наречии

Уроки
изучения
нового
материала,
урокипракти
кумы
и
Урокпрак
о
тикум

Произношение наречий.
Ударение в наречиях.
Использование наречий в
художественных текстах.
Орфоэпический разбор
наречий. Лингвистические
игры
Морфологические и
синтаксические признаки
наречий. Правописание и
произношение наречий.
Грамматические разборы.
Учебное исследование

Уметь: правильно и обоснованно писать ь после шипящих
на конце слов разных частей
речи
Знать: особенности текста опи- Устное сочинение
сательного характера.
Уметь: устно описывать состояние человека; связно и последовательно излагать свою мысль
Знать: особенности употреб- Комплексный анализ
ления и роль наречий в устной и текста
письменной
речи;
понятия
определительные/обстоятельственные наречия.
Уметь: различать наречия определительные и обстоятельственные; анализировать роль наречий-эпитетов в художественных
текстах; подбирать синонимы к
наречиям; определять лексическое значение фразеологизмов, в
состав которых входят наречия
Уметь: определять место удаТекущий
рения в наречиях; правильно
контроль
произносить наречия; работать с
орфоэпическим словарем

Знать: теоретический материал, Самостоятельная
изученный
на
предыдущих бота
уроках.
Уметь:
применять
правила правописания наречий;
определять
морфологические
признаки и синтаксическую роль

ра-

80

81

82

83

84

Обучающий
тест по теме
«Наречие»
Анализ
теста
Контрольный
диктант по
теме
«Наречие»
Анализ
контрольного
диктанта
Комплексный
анализ текста

85

Предлог как
часть речи.
Разряды предлогов

86,
87

Предлог как
часть речи.

Урокмрактикум
Урок
кор
рекции
знаний
Урок
конт
роля
знаний
Урок
кор
рекции
знаний
Урокнрактикум

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урокипрак-

Морфологические и
синтаксические признаки
наречий. Правописание и
произношение наречий
Анализ ошибок,
допущенных в тесте
Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

наречий;
выполнять
грамматические разборы
Знать: теоретический материал
Тест
по теме «Наречие»
Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в
тесте

Работа над ошибками

Уметь: писать текст под диктов- Диктант с грамматику и выполнять грамматическое ческим заданием
задание к нему

Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над
допущенных в контрольном ошибками, допущенными в кондиктанте. Грамматические
трольном диктанте и грамматиразборы
ческом задании к нему
Текст как основная
Уметь: выразительно читать
дидактическая единица.
текст; определять тему и основТема и основная мысль
ную мысль текста, стиль и тип
текста. Стиль и тип речи.
речи;указывать стилистические
Стилистические признаки в
признаки в тексте; составлять
тексте. Принцип деления
план текста
текста на части. План текста
Служебные части речи (72 ч)
Предлог (17 ч)
Отличительные признаки
Знать: отличительные признаки
служебных частей речи.
служебных частей речи; понятие
Грамматическое значение и предлог; грамматическое значеморфологические признаки ние и морфологические признапредлогов. Роль предлогов в ки предлогов; роль предлогов в
словосочетаниях и пред- словосочетаниях и предложеложениях.
Предлоги
и ниях.
омонимичные
приставки. Уметь: распознавать предлоги,

Работа над ошибками

Комплексный анализ
текста

Словарный
диктант

Комплексный анализ
текста

Разряды предлогов

тикумы

Предлоги производные и
непроизводные, простые и
составные.
Употребление
предлогов.
Морфологический
разбор
предлогов.
Учебное
исследование

Уроки
изучения
нового
материала
и закрепления
знаний

Предлоги и омонимичные
приставки. Раздельное написание предлогов со словами.
Правописание составных и
производных предлогов.
Приемы различения производных предлогов и
омонимичных частей речи

88,
89,
90

Правописание
предлогов

91,
92

Порядок слов в
спокойной монологической
речи

Уроки
раз
вития
речи

93,

Употребление
предлогов в
речи

Уроки
изуче
ния
новою
мате
риала,
урокипрактикумы

93,

95

Порядок слов в спокойной
монологической речи.
«Данное» и «новое» в
предложении. Наблюдения
нал языковым материалом
Употребление предлогов в
устной и письменной речи
для связи слов в предложении. Грамматикостилистические ошибки в
употреблении предлогов.
Предлоги в отдельных
глагольных и именных
синонимичных
конструкциях,требующих
разного управления. Под-

определять их морфологические
признаки; отличать предлоги от
омонимичных приставок;
различать предлоги
производные и непроизводпые,
простые и составные; правильно
употреблять предлоги в речи;
выполнять морфологический
разбор предлогов
Знать: правила правописания
Объясни
предлогов; приемы различения
тельный
производных предлогов и
диктант
омонимичных частей речи.
Уметь: различать предлоги и
омонимичные приставки: писать
предлоги со словами раздельно;
отличать производные предлоги
от омонимичных частей речи и
правильно их писать
Уметь: определять порядок
Творческое
слов в спокойной
задание
монологической речи;
восстанавливать порядок слов в
предложениях
Уметь: употреблять предлоги в Творческая
работа,
устной и письменной речи для
тест
связи слов в предложении; правильно употреблять предлоги в
отдельных глагольных и именных синонимичных конструкциях, требующих разного управления; выделять подударные
предлоги вместе с
существительными, к которым
они относятся

96,
97

Порядок слов в
спокойной монологической
речи

Уроки
раз
вития
речи

98,
99

Обратный
порядок слов,
усиливающий
эмоциональность речи

Уроки
раз
вития
речи

100,
101

Контрольное
изложение

Уроки
конт
роля
знаний

102

Союз как часть
речи. Разряды,
союзов

103,
104

Союз как часть
речи. Разряды
союзов

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Урокипрактикумы

105,

Правописание
союзов

105,

107

Уроки
изучения
нового
материала

ударные предлоги
Порядок слов в спокойной
монологической речи.
«Данное» и «новое» в
предложении. Наблюдения
над языковым материалом
«Данное» и «новое» в
предложении. Прямой и
обратный порядок слов.
Выразительная функция
обратного порядка слов

Уметь: определять порядок
слов в спокойной
монологической речи;
восстанавливать порядок слов в
предложениях
Знать: понятия
прямой/обратный порядок слов.
Уметь: заменять прямой
порядок слов в предложениях
обратным и, сравнивая
получившийся текст с
исходным, определять роль
обратного порядка слов
Тема, основная мысль, план Уметь: определять тему и основтекста. Стиль и тип речи. ную мысль текста, составлять
Структура текста. Авторский сто план; писать изложение,
стиль
сохраняя структуру текста и
авторский стиль
Союз как часть речи.
Знать: понятие союз; морфоМорфологические признаки логические признаки союзов;
союзов. Разряды союзов по
разряды союзов по строению и
строению и значению.
значению.
Союзы и предлоги.
Уметь: распознавать союзы и
Союзные конструкции в
определять их морфологические
речевой практике. Морфопризнаки и роль в предлогический разбор союзов.
ложениях; различать союзы и
Учебное исследование
предлоги; пользоваться разными
союзными конструкциями в
речевой практике; выполнять
морфологический разбор союзов
Правописание союзов.
Знать: правила правописания
Приемы различения союзов
союзов; приемы различения
и омонимичных
союзов и омонимичных
местоимений и наречий.
местоимений и наречий.

Творческое
задание

Творческая
работа

Изложение

Объясни
тельный
диктант

Тест

Словарный
диктант

108

Описание
внешности
человека

109

Сочинение

ПО,
111

Употребление
союзов в
простых и
сложных
предложениях

112

Контрольный
диктант
по
теме «Правописание союзов и
предлогов»
Анализ
контрольного
диктанта

113

114,
115

Описание
внешности
человека

и закрепления
знаний
Урок
раз
вития
речи
Урок
раз
вития
речи
Уроки
изуче
ния
нового
.мате
риала,
урокипрактикумы
Урок
конт
роля
знаний
Урок
кор
рекции
знаний
Уроки
раз
вития

Морфологический разбор
наречий
Описание внешности
человека в художественном
тексте. Средства
выразительности. Языковой
материал для творческой
работы
Тема сочинения. План
сочинения. Материалы к
сочинению

Уметь: отличать наречия от омонимичных местоимений и наречий и правильно их писать
Уметь: анализировать тексты,
включающие описание внешности человека, и составлять их
самостоятельно

Творческая
работа

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Роль союзов в простых и
сложных предложениях.
Выражение различных
смысловых оттенков при
помощи союзов. Запятая
перед союзом и в простых и
сложных предложениях.
Парные союзы. Схемы
предложений

Уметь: определять роль союзов
в предложениях; расставлять
знаки препинания в простых и
сложных предложениях с союзом и; выражать различные
смысловые оттенки при помощи
союзов; составлять схемы предложений

Изложение
с
творческим заданием,
тест

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое
задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Уметь: анализировать тексты,
включающие описание внешности человека, и составлять их

Работа над ошибками

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном
диктанте. Грамматичес кие
разборы
Описание внешности
человека в художественном
тексте. Средства выразитель

Творческая
работа

речи
116

Подготовка к
сочинению
«Описание
человека»

Урок
раз
вития
речи

117

Контрольное
сочинение
«Описание
человека»

Урок
конт
роля
знаний

118

Частица
как
часть
речи.
Разряды частиц

119,
120

Частица
как
часть
речи.
Разряды частиц

121,
122

Правописание
частиц

123,
124,

Правописание
частиц

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Уроки
за
креп
ления
знаний
Уроки
изуче
ния
нового
мате
риала
Комбини-

ности. Языковой материал
самостоятельно
для творческой работы
Особенности работы над Знать: особенности работы над
сочинением--описанием
сочинением-описанием человечеловека.
Языковой ка.
материал для сочинения
Уметь: готовиться к
домашнему сочинению,
содержащему описание
человека
Тема сочинения. План
Уметь: писать сочинение на засочинения. Материалы к
данную тему; связно и последосочинению
вательно излагать свои мысли
Частица (19 ч)
Частица как часть речи.
Знать: понятие частица;
Роль частиц в предложении
разряды частиц.
и в образовании форм
Уметь: распознавать частицы в
глагольных наклонений.
предложениях и определять их
Разряды частиц. Частицы в
роль; отличать частицы от друразличных стилях речи.
гих неизменяемых частей речи;
Морфологический разбор
использовать частицы для вычастицы
ражения различных оттенков
значения и образования форм
глагольных наклонений; выполнять морфологический разбор
частиц
Раздельное и дефисное
Знать: правила раздельного и
написание частиц. Условия
дефисного написания частицы,
написания частиц не и ни.
правописания частиц не и ни.
Морфологический разбор
Уметь: правильно писать частичастиц
цы; выполнять морфологический
разбор частиц

Словарноорфогра
фическая
работа

Сочинение

Грамматические разборы

Объяснительный
диктант, тест

Словарный
диктант

Тест, объяснительный диктант,

рованные
уроки

125

126

127,
127,

Изложение

Употребление
частиц в речи

129,
130

131.
132,

133

134

135,

Произношение
предлогов,
союзов, частиц

Зашита
исследо
вательских
проектов
Сжатое

из-

Урок
раз
вития
речи

Тема,основная мысль, план
текста. Стиль и тип речи.
Структура текста.
Авторский стиль

Уроки
изуче
ния
нового
мате
риала,
урокипрактикумы
Уроки
изуче
ния
нового
мате
риала,
урокипрактикумы
Урокконфе
ренция

Роль частиц в тексте.
Стилистические
особенности употребления
частиц в устной и
письменной речи.
Фразеологические обороты
с частицами. Морфологические нормы

Уроки

Уметь: определять тему и
основную мысль текста,
составлять его план; писать
изложение, сохраняя структуру
текста и авторский стиль
Знать: стилистические особенности употребления частиц в
устной и письменной речи.
Уметь: определять роль частиц
в тексте; соблюдать морфологические нормы при составлении
текстов; объяснять значение
фразеологических оборотов с
частицами

сочинениерассуждение на
лингвистическую
тему
Изложение

Диктант с продолжением, тест

Орфоэпические
нормы,
связанные с произношением
предлогов, союзов, частиц.
Звуковой анализ слов

Уметь: соблюдать орфоэпиче- Комплексный анализ
скую норму при произношении текста
предлогов, союзов, частиц; выполнять звуковой анализ слов

Учебный исследовательский
проект.
Презентационные
материалы. Доклад

Уметь: представлять учебный
исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме
учебного исследования
Уметь: писать сжатое изложение

Характеристика человека.

Доклад по теме
учебного исследования

Изложение

136

ложение

раз
вития
речи

137

Междоме
тия

138,

Междоме
тия

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Комбинированные
уроки

138,

140

141

Характеристика человека

Урок
раз
вития
речи

142

Звукоподражательные
слова

Урок
изуче
ния
нового
мате

Тема, основная мысль, план
текста. Стиль и тип речи.
Структура текста. Авторский стиль

текста, включающего характеристику человека

Междометия (20 ч)
Междометия как лексикоЗнать: понятие междометие,
грамматический класс неизпризнаки междометий как лекменяемых слов. Отличие
сико-грамматического класса
междометий от
неизменяемых слов; роль
знаменательных и
междометий в речи; разряды
служебных частей речи.
междометий; правило
Употребление междометий.
дефисного написания наречий.
Роль междометий в речи.
Уметь: отличать междометия от
Разряды междометий.
знаменательных и служебных
Интонация предложений с
частей речи; определять, что
междометиями. Знаки
выражают междометия;
препинания при
употреблять междометия в
междометиях. Дефисное
речи; читать предложения с
написание междометий
междометиями, соблюдая
нужную интонацию; правильно
ставить знаки препинания при
междометиях
Особенности текстов,
Знать: понятие характеристика
характеризующих человека.
человека; особенности текстов,
План характеристики
характеризующих человека.
человека. Тексты, включаю- Уметь: анализировать тексты,
щие характеристику
включающие характеристику
человека. Стиль и тип речи
человека, и составлять такие
текста
тексты самостоятельно
Звукоподражательные
Знать: понятие звукоподражаслова. Отсутствие грамтельные слова; правила правоматической формы у
писания звукоподражательных
звукоподражательных слов. слов.
Состав звукоподУметь: различать звукоподра-

Комплексный анализ
текста

Комплексный анализ
текста, тест

Творческая
работа

Словарный
диктант

143

Звукоподражательные
слова

144

Омонимия
слов разных
частей речи

145,
146,
147
148

Омонимия
слов разных
частей речи

149

Контрольный
диктант
по
теме
«Правописание
частиц
и
междоме-тий»
Анализ
контрольного
диктанта

150

151,
152

Характеристика человека

риала
Урокпрактикум

Урок
изуче
ния
нового
мате
риала
Комбинированные
уроки
Урок
конт
роля
знаний
Урок
кор
рекции
знаний
Уроки
раз
вития
речи

ражательных слов. Правила
правописания звукоподражательных слов.
Самостоятельные части
речи, образованные от
междометий и звукоподражательных слов
Переход слов из одной
части речи в другую. Различение слов -омонимов,
относящихся к разным
частям речи. Лексические
нормы русского языка.
Использование словомонимов в устной и письменной речи. Словарь
омонимов

жательные слова и междометия;
распознавать самостоятельные
части речи, образованные от
междометий и звукоподражательных слои, и определять их
состав

Орфографии. Пунктуация.
Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое
задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Анализ ошибок,
допущенных в контрольном
диктанте. Грамматические
разборы
Особенности текстов,
характеризующих человека.
План характеристики
человека. Тексты, включающие характеристику
человека. Стиль и тип речи
текста

Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Знать: понятие характеристика
человека\ особенности текстов,
характеризующих человека.
Уметь: анализировать тексты,
включающие характеристику
человека, и составлять такие
тексты самостоятельно

Работа над ошибками

Уметь: различать слова-омонимы, относящиеся к разным
частям речи; использовать
слова- омонимы в устной и
письменной речи; работать со
словарем омонимов

Комплексный анализ
текста

Комплексный анализ
текста

Тест

Творческая
работа

153.
154

155

156

157.
158

159,
160

161,
162

Повторение и
обобщение но
теме «Характеристика
человека».
Сочинение
Контрольное
изложение

Анализ
контрольного
изложения

Уроки
раз
вития
речи

Характеристика человека.
Стиль и тип речи. Языковой
материал для сочинения

Уметь: работать над сочинением,
включающим
характеристику человека

Сочинение

Урок
конт
роля
знаний

Тема, основная мысль, план
текста. Стиль и тип речи.
Структура текста.
Авторский стиль

Уметь: определять тему и
основную мысль текста,
составлять его план; писать
изложение, сохраняя структуру
текста и авторский стиль
Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в контрольном изложении

Изложение

Урок
Анализ ошибок,
Работа нал ошибками
кор
допущенных в контрольном
рекции
изложении
знаний
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (14 ч)
ФонетикаУроки
Фонетика. Орфоэпия. Орфо- Знать: теоретический материал
СочинениеОрфоэпия
повторения эпические нормы русского
по теме урока, изученный в 5—7 рассуждение на
и обобще- языка. Транскрипция.
классах.
лингвистическую
ния знаний Фонетический и
Уметь: применять на практике
тему, тест
орфоэпический разбор слов. полученные знания, умения,
Учебное исследование
навыки
Состав слова и
КомСостав слов. Способы
Знать: теоретический материал
Тест
словобиниобразования слов.
по теме урока, изученный в 5—7
образование
рованСловообразовательная
классах.
ные
цепочка. СловообразоваУметь: применять на практике
уроки
тельное гнездо.
полученные знания, умения,
Чередование звуков в
навыки
корнях слон. Морфемный и
словообразовательный
разбор слов. Учебное
исследование
Лексика и
КомЛексика. Лексическое
Знать: теоретический материал
Сочинениефразеология
бинизначение слов. Толковые
по теме урока, изученный в 5—7 рассуждение на
ровансловари русского языка.
классах.
лингвистическую

ныс
уроки
163

Грамматика:
морфология и
синтаксис

Урок
повторения
и
обобщения
знаний
165 Итоговый тест
Урок
за курс 7
конт
класса
роля
знаний
166 Стили и типы
Урок
речи
раз
вития
речи
167 Итоговый
Урок
контрольный
конт
диктант
роля
знаний
168 Анализ
Урок
контрольного
кор
диктанта
рекции
знаний
169, Резервные уроки
170

164

ОрфографияПунктуация

Урок
повторения
и обобщения знаний

Фразеология
Грамматика. Морфология.
Части речи. Орфограммы,
связанные с правописанием
разных частей речи. Синтаксис. Пунктуация.
Морфологический разбор
слов. Синтаксический
разбор предложений
Орфография. Пунктуация.
Комплексный анализ текста

Фонетика и орфоэпия.
Морфология. Синтаксис и
пунктуация. Орфография

Уметь: применять на практике
полученные знания, умения,
навыки
Знать: теоретический материал
по теме урока, изученный в 5—7
классах.
Уметь: применять на практике
полученные знания, умения,
навыки

тему, комплексный
анализ текста

Знать: изученные орфограммы
и пунктограммы.
Уметь: применять на практике
полученные знания, умения,
навыки
Знать: теоретически й материал
по разделам русского языка за
курс 7 класса

Комплексный анализ
текста, сжатое
изложение

Комплексный анализ
текста, изложение с
творческим заданием

Тест

Стили и типы речи, их Знать: стили и типы речи, их
Комплексный анализ
признаки.
Учебное признаки.
текста
исследование. Комплексный Уметь: выполнять комплексный
анализ текста
анализ текста
Орфография. Пунктуация.
Уметь: писать текст под диктов- Диктант с грамматиГрамматические разборы
ку и выполнять грамматическое ческим заданием
задание к нему
Анализ ошибок,
допущенных в контрольном
диктанте. Грамматические
разборы

Уметь: выполнять работу над
ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

Учебно-методическое обеспечение
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2009.
2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Методические
рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс» / Под ред. М.М. Разумовской.
М.: Дрофа, 2009.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».