Рабочая программа по русскому языку 10кл. 2022-2023

1

Пояснительная записка
Рабочая программа 10 класса по русскому языку разработана на основе
Государственного Федерального компонента государственного стандартного
образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России
№1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного и среднего
(полного)
общего
образования»
и
авторской
программы
общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (
авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение
2016 г.) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Учебник: АА.И.Власенков, Л.М,Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика.
Стили речи: Учебник для 10-11 классов. М: Просвещение, 2018»
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для
образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение
русского языка:
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в
соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и
является программой базового уровня обучения.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по
данной программе сводятся к следующему:
 закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по
фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и
правописанию;
 совершенствовать

орфографическую

и

пунктуационную

грамотность учащихся;
 закрепить

и

расширить

знания

учащихся

о

тексте,

совершенствуя в то же время навыки конструирования
текстов;
 дать общие сведения о языке;
 обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о
стилях, их признаках, правилах их использования;
2

 обеспечить практическое использование лингвистических
знаний и умений на уроках литературы, полноценное
восприятие

учащимися

содержания

литературного

произведения через его художественно-языковую форму;
 способствовать развитию речи и мышления учащихся на
межпредметной основе.
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование мною
введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на
работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования,
разноаспектная работа с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения
и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и
аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного
текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В
зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с
этим организовывать процесс аудирования;

3

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его
восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости
от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в
виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем,
таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов,
рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов
деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении
проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социальнокультурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего
высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою
точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая
последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства,
обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном
или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям
исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные
письменные тексты проблемного характера на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать
в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое
богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности
лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные
речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и
разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых
4

особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и
пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями
доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с
мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования,
различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично
реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему,
практическая работа, самостоятельная работа, тест, сочинение, осложненное
и творческое списывание и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Функции русского языка как учебного
предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы
экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных
учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.
Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского
словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной
речи.
Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики.
Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и
традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
5

Лексическая система русского языка. Многозначность слова.
Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее
происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные
слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы,
специальная
лексика
(профессионализмы,
термины),
арготизмы.
Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и
пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Индивидуальные новообразования, использование их в художественной
речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом
соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и
стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов,
омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое
значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического
разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Язык и речь
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект,
аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научнопопулярного текста.
Функциональные стили речи.
Функциональные стили речи и их особенности.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности
(подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля.
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология.
Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.
Толкование
(раскрытие
значения)
терминов.
Терминологические
6

энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы,
нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Особенности публицистического стиля речи. Жанровое своеобразие
подстилей. Сфера употребления. Лексика, синтаксические особенности.
Использование учениками средств публицистического стиля при
создании собственного высказывания.
Стиль художественной литературы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общее количество часов: 102
Количество часов в неделю: 3
Контрольных работ (тестирование по материалам ЕГЭ) – 3 ,
контрольных сочинений – 3

№
п/п
1.

Тема

Часы

Общие сведения о языке

1

2.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

11

3.

Лексика и фразеология.

13

4.

Морфемика и словообразование.

6

5.

Морфология и орфография.

39

6.

Язык и речь.

8

7.

Функциональные стили речи.

24

Итого: 102

7

Календарно-тематический план
№

1

Наименование раздела,
тема урока
Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире.
Фонетика, орфоэпия, орфография

КолДата
во
ча- план факт
сов
1

2-3 Повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
4-5 Выразительные средства русской фонетики
6 Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке

2
2
1

Принципы русской орфографии
Фонетический разбор
Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе
работы с текстом
Лексика и фразеология
13 Повторение темы «Лексика». Лексические словари.
14- Прямое и переносное значение слова. Многозначность слов.
16 Омонимы. Паронимы.
17 Синонимы. Антонимы.
18 Стилистические фигуры речи. (Антитеза.Оксюморон.)
19- Анализ средств выразительности русской речи в авторских
20 текстах. Контрольная работа
21 Лексика с точки зрения сферы ее происхождения и употребления
22 Активный и пассивный словарный запас.
23- Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов.
24 Фразеологические словари.
25
Обучение написанию сочинения по типу рассуждения.
Морфемика и словообразование

2
1
3

7-8
9
1012

26

Повторение морфемики и словообразования.

1
3
1
1
2
1
1
2
1

1

2728

Морфемы. Способы словообразования.

2

29
30

Выразительные словообразовательные средства
Комплексный анализ текста с решением тестовых заданий.
Контрольная работа.

1
1

8

Анализ контрольной работы.
Морфология и орфография
32- Морфология и орфография. Обобщающее повторение.
33
34- Имя существительное. Правописание суффиксов и окончаний
35 имен существительных.
36- Грамматические нормы имен существительных.
37
38- Имя прилагательное. Правописание суффиксов и окончаний
39 имен прилагательных.
40- Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.
41
42- Трудные случаи правописания н(нн) в суффиксах
44 прилагательных
45- Правописание –н- -нн- в суффиксах причастий и отглагольных
47 прилагательных.

1

48- Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах
49 существительных, прилагательных, наречий

2

31

5051
5253
5455
5657
5860
6162
6364
6566
6768
69

2
2
2
2
2
3
3

Имя числительное. Грамматическая норма.

2

Текст и его строение. Основные признаки текста. Смысловая и
композиционная целостность текста.
Работа над заданиями части 2. Сочинение

2

Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола.

2

Образование и правописание причастий

3

Образование и правописание деепричастий

2

Правописание наречий

2

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

2

Правописание омонимичных частей речи.

2

Контрольное тестирование по теме «Морфология и
орфография»
70 Анализ тестов.
Язык и речь.
71- Язык и речь. Основные требования к речи. Культура разговорной
72 речи.
9

2

1
1
2

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

1

74- Текст. Способы связи предложений в тексте. Средства связи
76 частей текста.
77- Типы речи. Комплексный анализ текста.
78
Стили речи
79- Функциональные стили речи.
80
81- Особенности публицистического стиля .
82
83- Подготовка к ЕГЭ (Часть 2). Сочинение-рассуждение.
84
85- Итоговая проверочная работа по материалам КИМов ЕГЭ.
87
88 Анализ итоговых работ.
89- Особенности научного стиля речи.
90
91 Научно-популярный подстиль. Культура учебно-научного и
делового общения
92- Сокращение текста.
93
94- Стиль художественной литературы.
96
97- Сочинение-рассуждение.
98
99- Подготовка к ЕГЭ
102

3

73

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПРОГРАММЫ
10

2

2
2
2
3
1
2
1
2
3
2
4

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные
материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник
для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для
учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.:
Просвещение, 2004.
5. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование.
Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен,
2005.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
7. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
8. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебнометодическое пособие, М.: Экзамен
9. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
10. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.:
Оникс, Мир и образование, 2006.
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на
отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
12. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Контрольные измерительные материалы 2009-2010, М.: Просвещение, 2010.
13. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».