5 КЛАСС ИЗО I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-м классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек на основе авторской программы Н.А. Горяевой, О.В.Островской. Учебно-методический комплект: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, «Просвещение», 2019г. Согласно календарному учебному графику и учебному плану на изучение предмета изобразительное искусство в 5классе отводится 35 ч (1ч в неделю). При составлении программы использованы следующие интернет – ресурсы: http://hermitagemuseum.org/ Государственный Эрмитаж http://www.tretyakov.ru/ Государственная Третьяковская галерея http://school-collection.edu.ru/http://fcior.edu.ru-- Цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство» Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространств культуры. Задачи: - формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведения искусства; - обеспечения условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы; - освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; - развитие творческого опыта предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего отечества выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно материальной и пространственной среды; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуре; - овладение средствами художественного изображения; - овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года форме тестирования. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты: - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического эмоционально ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; - освоение художественной культуре во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного искусства, искусство современности); - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженное в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно- материальной и пространственной среды в понимании красоты человека; -приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках; - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства освоения практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Личностные результаты; -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народы России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родино; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участи в социально значимом труде; - формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам совей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метопредметные результаты: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы совей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных зада; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы; создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; Обучающийся получит возможность научиться: активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства); Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Темы разделов: 1.«Древние корни народного искусства». (8часов). 2. «Связь времен в народном искусстве». (8 часов). 3. «Декор - человек, общество, время». (11 часов). 4. «Декоративное искусство в современном мире». (8 часов) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ на 2022-2023 уч.г. № ур ок ов Темы разделов и уроков Кол ичес тво час Дата проведения План ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов). 1. Древние образы в народном искусстве. Кабардинские узоры и украшения. 1 2. Убранство русской избы. 1 3. Внутренний мир русской избы. 1 4. Конструкция и декор предметов народного быта. 1 5. Русская народная вышивка. 1 6. Народный праздничный костюм. 1 7. Народные праздничные обряды. 1 8. Народные праздничные обряды. 1 СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов). 9. Древние образы в современных народных игрушках. 1 10. Искусство Гжели. 1 11. Городецкая роспись. 1 12. Хохлома. 1 13. Жостово. (роспись по металлу). 1 14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 1 15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 1 16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 1 ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11часов). 17. Зачем людям украшения. 1 18. Зачем людям украшения. 1 19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 20. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 1 1 Факт 21. «Одежда говорит» о человеке. 1 22. «Одежда говорит» о человеке. 1 23. О чем рассказывают гербы и эмблемы? 1 24. О чем рассказывают гербы и эмблемы? 1 25. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 27. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8часов). 28. Современное выставочное искусство. 1 29. Современное выставочное искусство. 1 30. Современное выставочное искусство. 1 31. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства 1 32. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства. 1 33. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства. 1 34. Обобщение темы года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 35. Контрольная работа по ИЗО «Обобщение пройденного». 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ на 2022-2023 уч.г. № ур ок ов Темы разделов и уроков Кол ичес тво час Дата проведения План ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов). 1. Древние образы в народном искусстве. Кабардинские узоры и украшения. 1 2. Убранство русской избы. 1 3. Внутренний мир русской избы. 1 4. Конструкция и декор предметов народного быта. 1 5. Русская народная вышивка. 1 6. Народный праздничный костюм. 1 7. Народные праздничные обряды. 1 8. Народные праздничные обряды. 1 СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов). 9. Древние образы в современных народных игрушках. 1 10. Искусство Гжели. 1 11. Городецкая роспись. 1 12. Хохлома. 1 13. Жостово. (роспись по металлу). 1 14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 1 15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 1 16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 1 ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11часов). 17. Зачем людям украшения. 1 18. Зачем людям украшения. 1 19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 20. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 1 1 Факт 21. «Одежда говорит» о человеке. 1 22. «Одежда говорит» о человеке. 1 23. О чем рассказывают гербы и эмблемы? 1 24. О чем рассказывают гербы и эмблемы? 1 25. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 27. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8часов). 28. Современное выставочное искусство. 1 29. Современное выставочное искусство. 1 30. Современное выставочное искусство. 1 31. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства 1 32. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства. 1 33. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства. 1 34. Обобщение темы года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 35. Контрольная работа по ИЗО «Обобщение пройденного». 1 1