Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС 2022-2023гг

5 КЛАСС ИЗО
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-м классе составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования
МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек на основе авторской программы Н.А. Горяевой,
О.В.Островской.
Учебно-методический комплект:
Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва,
«Просвещение», 2019г.
Согласно календарному учебному графику и учебному плану на изучение
предмета изобразительное искусство в 5классе отводится 35 ч (1ч в неделю).
При составлении программы использованы следующие интернет – ресурсы:
http://hermitagemuseum.org/ Государственный Эрмитаж
http://www.tretyakov.ru/ Государственная Третьяковская галерея
http://school-collection.edu.ru/http://fcior.edu.ru--

Цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»
Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность
самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространств культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведения искусства;
- обеспечения условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта предопределяющего способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего отечества выраженной в ее
изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно
материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуре;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными
материалами и инструментами.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года форме тестирования.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического эмоционально ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- освоение художественной культуре во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженное в архитектуре,
изобразительном искусстве, национальных образах предметно- материальной и
пространственной среды в понимании красоты человека;
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
освоения практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Личностные результаты;
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народы России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родино;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участи в социально значимом труде;
- формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам совей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метопредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
совей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных зада;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской
избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на
доступном для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

Обучающийся получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской
художественной культуры.
В
программе
предусмотрена
практическая
художественно-творческая
деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в
себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность,
состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся
и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
 ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства);
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История
России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и
декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника,
их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.

Темы разделов:
1.«Древние корни народного искусства». (8часов).
2. «Связь времен в народном искусстве». (8 часов).
3. «Декор - человек, общество, время». (11 часов).
4. «Декоративное искусство в современном мире». (8 часов)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО
В 5 КЛАССЕ на 2022-2023 уч.г.

№
ур
ок
ов

Темы разделов и уроков

Кол
ичес
тво
час

Дата проведения
План

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов).
1.

Древние образы в народном искусстве. Кабардинские
узоры и украшения.

1

2.

Убранство русской избы.

1

3.

Внутренний мир русской избы.

1

4.

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

5.

Русская народная вышивка.

1

6.

Народный праздничный костюм.

1

7.

Народные праздничные обряды.

1

8.

Народные праздничные обряды.

1

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов).
9.

Древние образы в современных народных игрушках.

1

10. Искусство Гжели.

1

11. Городецкая роспись.

1

12. Хохлома.

1

13. Жостово. (роспись по металлу).

1

14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба
по бересте.

1

15. Роль народных художественных промыслов в
современной жизни.

1

16. Роль народных художественных промыслов в
современной жизни.

1

ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11часов).
17. Зачем людям украшения.

1

18. Зачем людям украшения.

1

19. Роль декоративного искусства в жизни древнего
общества.
20. Роль декоративного искусства в жизни древнего
общества.

1
1

Факт

21. «Одежда говорит» о человеке.

1

22. «Одежда говорит» о человеке.

1

23. О чем рассказывают гербы и эмблемы?

1

24. О чем рассказывают гербы и эмблемы?

1

25. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1

26. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1

27. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8часов).
28. Современное выставочное искусство.

1

29. Современное выставочное искусство.

1

30. Современное выставочное искусство.

1

31. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства

1

32. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства.

1

33. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства.

1

34. Обобщение темы года «Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека».
35. Контрольная работа по ИЗО «Обобщение
пройденного».

1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО
В 5 КЛАССЕ на 2022-2023 уч.г.

№
ур
ок
ов

Темы разделов и уроков

Кол
ичес
тво
час

Дата проведения
План

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов).
1.

Древние образы в народном искусстве. Кабардинские
узоры и украшения.

1

2.

Убранство русской избы.

1

3.

Внутренний мир русской избы.

1

4.

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

5.

Русская народная вышивка.

1

6.

Народный праздничный костюм.

1

7.

Народные праздничные обряды.

1

8.

Народные праздничные обряды.

1

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов).
9.

Древние образы в современных народных игрушках.

1

10. Искусство Гжели.

1

11. Городецкая роспись.

1

12. Хохлома.

1

13. Жостово. (роспись по металлу).

1

14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба
по бересте.

1

15. Роль народных художественных промыслов в
современной жизни.

1

16. Роль народных художественных промыслов в
современной жизни.

1

ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11часов).
17. Зачем людям украшения.

1

18. Зачем людям украшения.

1

19. Роль декоративного искусства в жизни древнего
общества.
20. Роль декоративного искусства в жизни древнего
общества.

1
1

Факт

21. «Одежда говорит» о человеке.

1

22. «Одежда говорит» о человеке.

1

23. О чем рассказывают гербы и эмблемы?

1

24. О чем рассказывают гербы и эмблемы?

1

25. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1

26. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1

27. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества.

1

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8часов).
28. Современное выставочное искусство.

1

29. Современное выставочное искусство.

1

30. Современное выставочное искусство.

1

31. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства

1

32. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства.

1

33. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства.

1

34. Обобщение темы года «Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека».
35. Контрольная работа по ИЗО «Обобщение
пройденного».

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».