Рабочая программа по ИЗО 6 класс ФГОС 2022-2023гг

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6-м классе составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной
общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек на
основе авторской программы Л.А. Неменской.
При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в
связи с переходом на дистанционное обучение в весенний период и досрочным завершением
прошлого 2019-2020 учебного года, обусловленным эпидемиологической обстановкой на территории
КабардиноБалкарской Республики Российской Федерации.
Программа 2020-2021 учебного года уплотнена с целью выделения часов на прохождение тем,
оставшихся неизученными в результате вынужденного продления весенних каникул и досрочного
завершения учебного года в апреле 2020г. В связи с необходимостью ликвидации отставания от
программы совмещены близкие по содержанию темы.
Учебно-методический комплект: Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство» 6 класс. Москва,
«Просвещение», 2019г.
Согласно календарному учебному графику и учебному плану на изучение предмета изобразительное
искусство в 6классе отводится 35ч (1ч в неделю).
При составлении программы использованы следующие интернет – ресурсы:
http://hermitagemuseum.org/ Государственный Эрмитаж http://school-collection.edu.ru/http://www.tretyakov.ru/ Государственная Третьяковская галерея
http://fcior.edu.ru-Цель курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, «способности углубления в
себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является зоологом развития способности
сопереживания, развитие художественно - творческих способностей учащихся,образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
восприятия действительности.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведения искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей,
выраженных в пространственных формах;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальо-пространственной
формы; - развитие творческого опыта предопределяющего способности к самостоятельным действиям
в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества выраженной в ее изобразительном
искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно материальной и пространственной среды
и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом умения видеть реальный мир, как
способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытово и производственной
среды.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года форме тестирования.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
- развитие эстетического, эмоционально- ценностного
видения окружающего мира; - развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
- развитие
визуально – пространственного мышления как формы эмоционально – ценностного
освоения мира, самовыражение и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр
и кино); - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных видах искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Личностные результаты:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
– формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– развитие морального сознания и компетентности и сотрудничестве со своими
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе учебных и
познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Обучающийся научится:
- Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять , в чем различие
временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и еѐ значение для
анализа развития искусства и понимании изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображением, сюжетом и содержанием
изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт)как соотношение простых геометрических
фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживание;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;

- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определят композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель) несколькими графическими материалами
(карандаш тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников – портретистов и
определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приѐмам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщѐнный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия: «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и охарактеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения; - творческому опыту по разработке и созданию
изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции
на историческую тему;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
- описывать и охарактеризовать монументальные памятники и ансамбли, посвященные
Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
- культуре зрительного восприятия;
- характеризовать временные и пространственные виды искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я,Билибин, В.А.Милашевский, В.А.Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работ графическими
материалами;
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников – анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
Обучающийся получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своѐ отношение к природе, человеку, обществу:
- осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников – ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема года 6 класса посвящена изучению собственно изобразительного искусства.
У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, и
живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок

сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения
языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные
духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Пространственные
искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи
художников-импрессионистов (К.Моне, А.Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и еѐ основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.А.Серов). Портрет в
изобразительном искусстве XX века (К.С.Петров-Водкин, П.Д.Корин). Изображение
фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства
(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден). Пропорции и строение фигуры
человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (
В.М.Васнецов, М.В.Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти,Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном
искусстве (С.боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись
XIX века (А.А.Иванов, И.Н.Крамской,В.Д.Поленов). Тематическая картина в русском
искусстве XIX века (К.П.Брюллов). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И.Пименов,
Ф.П.Решетников,В.Н.Бакшеев, Т.Н.Яблонская). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства.Стилизация изображения животных.

Темы разделов:
1.Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. (8
часов).
2.Мир наших вещей. Натюрморт. (8 часов).
3.Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов).
4.Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО
В 6 КЛАССЕ на 2022-2023 учебный год.

№
ур.

Темы разделов и уроков

Кол.
час.

Дата проведения
План

Факт

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗКА
( 8 ч.).
1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных
искусств. Природа Кабардино- Балкарии. Горный пейзаж.

1

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

3.
4.

Линия и еѐ выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1
1

5.

Цвет. Основы цветоведения.

1

6.

Цвет в произведениях живописи.

1

7.

Объемные изображения в скульптуре.

1

8.

Основы языка изображения.

1

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8часов).
9.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

10.

Изображения предметного мира – натюрморт.

1

11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

12.

Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива.

1

13.

Освещение. Свет и тень.

1

14.

Натюрморт в графике.

1

15.

Цвет в натюрморте.

1

16.

Выразительные возможности натюрморта.

1

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА (10 часов).
17.

Образ человека - главная тема в искусстве.

1

18.

Конструкция головы человека и еѐ основные пропорции.

1

19.

Изображение головы человека в пространстве.

1

20.

Портрет в скульптуре.

1

21.

Графический портретный рисунок.

1

22.

Сатирические образы человека.

1

23.

Образные возможности освещения в портрете.

1

24.

Роль цвета в портрете.

1

25.

Великие портретисты прошлого.

1

26.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (9 часов).
27.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

28.

Изображение пространства.

1

29.

1

30.

Правила построения перспективы. Воздушная
перспектива.
Пейзаж – большой мир.

31.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

32.

Пейзаж в русской живописи.

1

33.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

1

34.

Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл
Контрольная работа по ИЗО «Обобщение пройденного»..

1

35.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».