Рабочая программа по родному языку ( кабардино -черкеский) 1-4 кл

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (кабардино-черкесскому)
составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта, основной образовательной программы начального общего
образования МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек, по авторской программе
«Родной язык»( кабардино-черкесский) Варквасова И. П., Карданова М. Т.
Азбука 1 класс.. Варквасова И. П., Карданова М. Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке)
,Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Карданова О. Х., Хубиева Ж. А. Кабардинский
язык. ,Хубиева Ж. А., Татарова Ф. Ж. (Сборник рабочих программ «Школа
России» 1-4 классы, Н.:«Эльбрус» 2022г, и реализуется на базе следующих
учебников:
1 класс.
Варквасова И. П., Карданова М. Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб. пособие для
общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа», Издательство
«Эльбрус», 2020.; Варквасова И. П., Карданова М. Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1
класс. [Текст, ил.]: для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020.
2 класс
Карданова О. Х., Хубиева Ж. А. «Адыгэ тхыбзэ» 2 класс. [Текст]: Учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020.
3 класс
Хубиева Ж. А., Татарова Ф. Ж. «Адыгэ тхыбзэ» 3 класс. [Текст]: Учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020.
4 Класс
Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» 4 класс. [Текст]: Учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая
программа по родному(кабардино-черкесскому) языку
для 1 класса рассчитана на 66 часов (из расчета 2 часа в неделю-33 учебные
недели);
для 2 -3 классов - на 68 часов в год (из расчета 2 часа в неделю-34 учебных
недель).
для 4 класса –на 51 час год

2

Цели и задачи
Основная цель изучения учебного предмета «Родной язык» (кабардиночеркесский язык):
• формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
• развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов
речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и
языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей
к творческой деятельности на родном языке.
Задачи обучения кабардино-черкесскому языку:
• развитие речи на кабардино-черкесском языке, формирование
мотивации к изучению родного языка;
• развитие этнического самосознания, воспитание положительного
ценностного отношения и уважения к родному языку;
• формирование гражданских, патриотических чувств;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике
кабардино-черкесского языка;
• овладение умениями правильного чтения и письма;
• формирование умения работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию на родном языке;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение кабардиночеркесским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию
и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Основные содержательные линии:
Материал учебного предмета структурирован в соответствии с разделами
языкознания:
• основы лингвистических знаний: фонетика, морфемика (состав слова),
морфология, синтаксис;
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой
материал
призван
сформировать
первоначальное
представление о структуре кабардино-черкесского языка с учѐтом возрастных
особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм
кабардино-черкесского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие
устной и письменной речи обучающихся служат решению практических задач
3

общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры
обучающихся как представителей этноса.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности:
Обучение направлено на развитие организационных, познавательных,
контрольно-оценочных умений.
В ходе изучения родного языка формируются умения обобщать,
классифицировать, сравнивать, делать выводы, а также умения, связанные с
информационной культурой – владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи (умение читать, писать, работать
с учебной и справочной литературой).
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование этнической и общероссийской гражданской
идентичности (осознание обучающимися своей принадлежности к адыгскому
этносу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального
государства, формирование патриотических ценностей);
• овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное
отношение к культурам и традиционным религиям народов России,
формирование межэтнического согласия;
• формирование уважительного отношения к семейным ценностям и
традициям, любви к природе, родному краю; понимание важности здорового
образа жизни;
• развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
предотвращать конфликтные ситуации;
• формирование мотивации к учебной деятельности;
• умение формулировать цель деятельности, задачи, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку.
Метапредметные результаты:
• использование приобретенных на родном языке знаний для решения
коммуникативных и познавательных задач, для работы с различными
источниками информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д.);
• умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и
условиях общения;
• выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение
составлять письменные тексты;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать
адекватные языковые и речевые средства для успешного решения
коммуникативной задачи;
• умение работать с различными видами информации, использовать
орфографические и пунктуационные правила.

4

Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов, в том числе
кабардино-черкесского языка и литературы, при получении начального общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности
и принятия образца «успешного ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
• учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
друзей и сверстников, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности
в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
5

• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной
деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
реализации социальной роли «успешного ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном
поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
6

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково­символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
• обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной
связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
7

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание на родном языке (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на
позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что
партнѐр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнѐра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
8

• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта
интересов и позиций всех участников;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать
их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3
существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий
признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно,
в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм
информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
9

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,
не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего
использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты:
• осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры
народа;
• получение начальных представлений о нормах родного языка
(орфографических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета;
• знание правил правописания;
• умение применять орфографические и пунктуационные правила в
объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки,
буквы, части слова, части речи, члены предложения;
• умение работать с текстами, справочной литературой, словарями,
проверять написанное, обобщать знания о языке и применять на практике, в
том числе в различных коммуникативных ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность
обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
10

Оценка достижения этих предметных результатов ведѐтся как в ходе текущего
и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ.
В 1-х классах обучающиеся оцениваются вербально. Со 2-го класса для
оценивания достижений обучающихся используется 5-бальная система.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Слушание. Восприятие на слух информации, определение основной
мысли текста, ответы на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладение нормами речевого
этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое
овладение монологическими высказываниями (описание, повествование,
рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов,
умение интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение
необходимой информации в тексте и ее обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание,
письмо под диктовку, письменное изложение. Составление небольших
описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и
глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных.
Слогообразующая функция гласных звуков.
Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Произношение звуков в
соответствии с нормами кабардино-черкесского языка. Составление звуковых
моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к
определенной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Открытые и закрытые слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная
роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знакомство с
кабардино-черкесским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
11

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо
под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного
списывания текста.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение
слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на
основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после мягкого слога или твердого;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и
глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных.
Слогообразующая функция гласных звуков. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами кабардино-черкесского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Открытые и закрытые слоги. Постановка
ударения.
Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Установление соотношения звуков
и букв в слове. Использование небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное
называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками.
Лексика. Лексическое значение слова. Устойчивые сочетания слов.
Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Однокоренные слова
и формы одного и того же слова. Выделение в словах корня. Разбор слов по
12

составу. Различение слова и предложения. Предложение. Порядок слов в
предложении (подлежащее предшествует сказуемому). Работа с предложением.
Связь слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания.
Интонация
в
предложении.
Простые
и
сложные
предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная
строка в тексте. Тема и главная мысль текста. Виды текста. Части текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные
и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные
имена существительные. Множественное число имен существительных.
Принадлежность у имен существительных. Сказуемость у имен
существительных. Аффиксы словообразования имен существительных.
Изменение имен существительных по падежам и числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имѐн
прилагательных по падежам.
Имя числительное. Общее представление о числительном. Значение и
употребление в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Значение и
употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Времена глагола. Глаголы
повелительного наклонения.
Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и
аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои
мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Понимание
прочитанного текста. Комплексная работа над структурой текста, план текста.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Составление небольших
рассказов по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения,
сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
В результате изучения курса кабардино-черкесского языка обучающиеся
при получении начального общего образования научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у
них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к
родному языку, стремление к их грамотному использованию, родной язык
станет для учеников, как и русский, основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
В процессе изучения родного языка обучающиеся получат возможность
реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием
средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся
использовать родной язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для выполнения учебных заданий.
13

У выпускников, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной
устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они
получат начальные представления о нормах родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,
научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что
станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических
высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы
коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в
диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и
координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более
точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать
вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
• получит первоначальные представления о системе и структуре родного
языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой,
лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в
объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать,
классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для
дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных
(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми
единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной
учебной деятельности при продолжении изучения курса родного языка на
следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки кабардино-черкесского языка: гласные ударные /
безударные; согласные твердые / мягкие, парные / непарные твердые и мягкие;
согласные звонкие / глухие, парные / непарные звонкие и глухие;
• пользоваться кабардино-черкесским алфавитом на основе знания
последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
14

Выпускник получит возможность научиться пользоваться алфавитом
на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и
поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы кабардино-черкесского литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
• выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным
учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
• использовать результаты выполненного морфемного анализа для
решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря;
• подбирать близкие по значению слова для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• распознавать грамматические признаки слов;
• с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе
основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
15

• находить в тексте такие части речи, как существительное,
прилагательное, глагол.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные / побудительные / вопросительные предложения;
• определять восклицательную / невосклицательную интонацию
предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить в предложении главные члены.
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
• безошибочно списывать текст;
• писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами
правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих
письменных работах.
Содержательная линия раздела «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
• выражать собственное мнение и аргументировать его;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
16

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему.
III. Содержание тем учебного предмета

1 класс (66 часов)
Азбука
Добукварный период(3ч)
Предложение. Слово. Слоги. Ударение. Звуки (гласные и согласные).
Букварный период(58ч.)
Звуки и буквы.
Заглавные и строчные буквы алфавита.
Послебукварный период(5ч.)
Текст. Диалог
Тексты на темы «Дыкъэзыухъурехь дунейр» (Живая природа), «Си
унагъуэр» (Моя семья), «Си ныбжьэгъухэр» (Мои друзья), «Адыгэ хабзэ»
(Адыгский этикет).
Уроки развития речи
Систематизация знаний о буквах. Алфавит
Повторение пройденного материала за год
2 класс (68 час)
Повторение пройденного материала в 1 классе
Предложение. Слово. Звуки и буквы.
Звуки и буквы
Гласные звуки. Согласные звуки. Слог. Перенос слова. Звук Э и буква А в
основе слова. Согласные звуки ПI, ТI. Разделительный Ы в слове. Буква У.
После буквы У буква Ы не пишется. Буква И. Буква Е. Буква Э. Буквы Ю, Я.
Буква Ё. Звонкие и глухие согласные. Спаренные буквы алфавита.
Слово
Слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена, фамилии, клички
животных, названия сѐл, улиц, рек и т.д.).
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
Слова, которые отвечают на вопрос какой?
Слова, которые отвечают на вопрос что делать?
Послелоги
Корень слова. Однокоренные слова.
Предложения
Грамматическая основа предложения. Связь слов в предложении. Виды
предложения по цели высказывания.
Уроки развития речи
17

Повторение пройденного материала
Контрольные виды работ (контрольное списывание, контрольный
диктант)
3 класс (68 час)
Повторение пройденного материала во 2 классе
Речь. Культура общения
Заглавная буква в начале предложения. Слова, которые пишутся с
заглавной буквы. Звук Э и буква А в основе слова. Буква Ы перед буквой У.
Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки. Согласные абруптивные буквы. Ударение.
Слоги, буквы, звуки. Разбор слова.
Слово и словосочетание
Слово, словосочетание. Определительные словосочетания.
Состав слова
Корень слова. Окончание. Приставка. Приставки в слове и их
правописание. Правописание нарицательных имен существительных и
приставок. Приставки зэры-, мы-. Суффикс. Основа слова. Правописание И
перед приставкой У.
Части речи
Существительное. Прилагательное. Глагол. Местоимение. Послелог.
Предложение
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания.
Члены предложения.
Уроки развития речи (сочинение, изложение)
Повторение пройденного материала
Контрольные виды работ (контрольное списывание, контрольный
диктант)
4 класс (51 час)
Повторение пройденного материала в 3 классе
Речь. Культура общения
Члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения.
Состав слова
Корень. Окончание.
Словоизменительные приставки.
Приставки, обозначающие время.
Словообразовательные приставки.
Суффикс.
Основа слова.
Части речи
Имя существительное
Собственные и нарицательные имена существительные.
Единственное и множественное число имен существительных.
18

Изменение существительных по падежам.
Склонение имен существительных в единственном и множественном
числах.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное
Изменение прилагательных по числам и по падежам. Правописание
словосочетаний существительное + прилагательное.
Местоимения
Значение местоимений. Личные местоимения. Притяжательные
местоимения. Указательные местоимения.
Глагол
Понятие о глаголе. Повелительная форма глагола. Инфинитив (неопр.
форма глагола). Изменение глагола по временам. Изменение глагола по лицам.
Спряжение глагола. Глагольные приставки.
Имя числительное
Понятие о числительном. Количественные и порядковые числительные.
Уроки развития речи
Повторение пройденного материала
Контрольные виды работ (контрольное списывание, контрольный
диктант)

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».