Рабочая программа по литературному чтение,1- 4 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы
начального общего образования МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек, авторской программы
«Литературное
чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, Л.А
Виноградской (Сборник рабочих программ 1-4 классы), - М.: Просвещение, 2018 и
реализуется на базе следующих учебников:
1 класс
1. Азбука. 1класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина- М.:
Просвещение,2020 2. Литературное чтение. 1класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.И. Голованова, Л.А. Виноградская,
М.В. Бойкина- М.: Просвещение,2020 2 класс 1.Литературное чтение.
2 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.И. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина- М.: Просвещение,2020
3 класс
1.Литературное чтение. 3класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.И. Голованова, Л.А. Виноградская,
М.В. Бойкина- М.: Просвещение,2020
4 класс
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.И. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина- М.:
Просвещение,2020
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа по
литературному чтению
для 1 класса рассчитана на 66 часов (из расчета 2 часа в неделю-33 учебные недели);
для 2 -4 классов - на 102 часов в год (из расчета 3 часа в неделю-34 учебных недель).

Цели и задачи
Цели:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса
к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Задачи:

-знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям.
-ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои
поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества;
-формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель
чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации;
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения
и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное;
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную
мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и
устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок,
соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать
вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию
(конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
-использовать простейшие приѐмы анализа различных видов текстов (делить текст на
части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между
событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста;
находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет,
определяющие отношение автора к герою, событию;
-использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать,
основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и
переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно
пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения,
не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев,
объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научнопознавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого
или выборочного);

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета),
опираясь на текст или собственный опыт.
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-выделять не только главную, но и избыточную информацию;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
-определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
-отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного
произведения;
-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма
(повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или отвечая на вопрос;
-высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать
высказанное суждение примерами из текста;
-делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения Выпускник научится:
-ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги;
-самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике, по собственному желанию;
-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
-пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися
произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
-определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и
познавательных потребностей;
-писать отзыв о прочитанной книге;
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три
существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать
особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих
понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
Обучающийся научится:

-читать по ролям литературное произведение;
-создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
-реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным»
текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
-творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
-создавать иллюстрации по содержанию произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
-создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развѐрнутый
ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
Работа с текстом: поиск информации и понимания прочитанного.
Обучающийся научится:
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; -определять тему
и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных
признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать явление по
его описанию; выделять общий признак группы элементов);
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
-выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации; -работать с несколькими источниками информации;
-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
-подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации
и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения; -соотносить позицию автора с собственной точкой
зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательной
организации, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному уровню;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в

преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном
языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и
взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит,
а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнѐра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций
всех участников;
-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
III. Содержание тем учебного предмета
1 класс (66 ч.)
Добукварный период (7 ч.)
Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста.
Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной
последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно
и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как
высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или
зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение
конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного
иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической
модели. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный
пересказ, заучивание стихотворений наизусть. Первичное представление о словах как
структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.
Букварный период (35ч.)

Гласные звуки. Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в
различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении
гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть
слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом
ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная
роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом
ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью
дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем —
знака транскрипции. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов
только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным
звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и
усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак
(«одежда») для звука, речи. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его
содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный
пересказ воспринятого на слух текста. Согласные сонорные звуки (непарные по
глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’,
й] как ртосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха
встречает преграду (губы, зубы, язык). Противопоставление сонорных согласных звуков по
твердости/мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных
— «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием
последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных
рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов,
и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью
квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с
апострофом) фиксируются мягкие, другим (без апострофа) — твердые звонкие звуки.
Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной
функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл. Усвоение форм
печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.
Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слоговслияний (ма, ну, ри) с
твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на
конце и в середине слова (май, майка). Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в
сравнении со слоговым. Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости
согласных звуков с помощью букв «я, ѐ, ю, е» и мягкого знака «ь» «Работа» (функция) букв
«я, ѐ, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и
после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] — баян, [р’ису´й’у] — рисую).
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ѐ, ю, е» ([но] - но; [н’о]
- нѐ; [ру] - ру; [р’у] - рю; [ла] - ла; [л’а] - ля; [мэ] - мэ; [м’э] - ме). Мягкий знак «ь»,
указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль,
мыльный пузырь. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов.
Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе
условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ѐ, ю, е».
Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка
мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста
произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ѐ Ё,
ю Ю, е Е, ь. Парные звонкие и глухие согласные звуки Отличие звонких и глухих звуков [д][д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку
твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости%глухости звуков [д - т, д’ - т’, з - с, з’
- с’, г - к, г’ - к’, в - ф, в’ - ф’, б - п, б’ - п’] на фоне уже знакомого дифференциального
признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за

смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных)
букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш. Упражнение в произношении
минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж] [ш]. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши. Дифференцировка
звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение
исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также
обратного прочтения (слева направо) словперевертышей. Чтение и отгадывание загадок.
Чтение, запоминание и
воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений
народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. Формирование нагляднообразных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте. Звук [й’] после
разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков Обозначение на письме звука [й’] с
помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ѐ, ю, я, и; ъ + е, ѐ,
ю, я). Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания
разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’],
перекодирование еѐ в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а
затем — орфоэпически. Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм. Непарные
глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц] Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц]
в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его.
Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со
следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шѐ (шорох, шѐлк); жо, жѐ
(обжора, жѐлудь); че (честь); чо, чѐ (чох, то есть чихание, чѐлка); ще (щепка); що, щѐ
(трещотка, щѐтка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр
(поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение
содержания текста. Пересказ. Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч
Ч, щ Щ, ц Ц.
Послебукварныйпериод(24ч.)
Жили-былибуквы(4ч.)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т.
Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение
произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении.
Обучение чтению по ролям.
Сказки,
загадки,
небылицы
(4ч.)
Произведения устного народного творчества: песенки, загад ки, потешки, небылицы и сказки.
Отрывки из сказок А. Пушки на. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение
приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение
пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».
Апрель,
апрель!
Звенит
капель
(4
ч.)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмако вой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В.
Берестова, В. Лунина о рус ской природе. Формирование навыков чтения целыми словами.
Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих
устное высказывание.
И
в
шутку,
и
всерьез
(4ч.)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского,
Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному
плану. Понимание слов и выражений в контексте.
Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».
Я
и
мои
друзья
(4ч.)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благини ной, В. Орловым, С. Михалковым,

Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Бе рестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаи
моотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия –
«поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
О
братьях
наших
меньших
(4ч.)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рас сказы и стихи С. Михалкова, В.
Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляц ковского, Г. Сапгира, В. Берестова, К. Сладкова, Д. Хармса,
К.Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.
2 класс (102ч.)
Самое великое чудо на свете (1ч.) Читателю. Р.Сеф
Устное народное творчество (10ч.)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевѐртыши,
загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу
идѐт…»Ю.Мориц, «Петушок и бобовое зѐрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и
тетерев», Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди») Люблю природу русскую.
Осень. (6ч.)
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К.Бальмонт. «Поспевает брусника»,
А.Плещеев. «Осень наступила…», А.Фет. «Ласточки пропали…», А.Толстой. «Осень»,
«Обсыпается весь наш бедный сад…», С.Есенин. «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов.
«Сухие листья», И.Токмакова. «Опустел скворечник…», В.Берестов. «Хитрые грибы» (из
энциклопедии), М.Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (11 ч.) А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелѐный …», «Вот север тучи
нагоняя», «Зима!... Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И.Крылов.
«Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей». Л.Толстой. «Старый дед и внучек». О братьях
наших меньших (8ч.) Б.Заходер. «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова. «Жила-была
собака…», В.Берестов. «Кошкин дом», М.Пришвин. «Ребята и утята», Е.Чарушин. «Страшный
рассказ», Б.Житков. «Храбрый утѐнок». Из детских журналов (6ч.) Д.Хармс «Игра», «Вы
знаете?», С.Маршак «Весѐлые чижи», Д.Хармс «Что это было?» Н.Гернет , Д.Хармс «Оченьочень вкусный пирог», Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Учѐный Петя». Люблю
природу русскую.
Зима. (8ч.)
И.Бунин «Зимним холодом…», К.Бальмонт «Светло-пушистая…», Я.Аким «Утром кот…»,
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…», С.Есенин « Поѐт зимааукает…», «Берѐза». Писателидетям (13ч.) Произведения о детях, о природе, написанные К.И.Чуковским («Путаница»,
«Радость»), С.Я.Маршаком «Кот и лодыри», С.В.Михалковым «Мой секрет», «Сила воли»,
«Мой щенок», А.Л.Барто «Верѐвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка-добрая
душа», Н.Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа». Я и мои друзья (10ч.) В.Берестов «За игрой»,
Э. Мошковская «Я ушѐл в свою обиду…», В.Берестов «Гляжу с высоты…», В.Лунин «Я и
Вовка», Н.Булгаков «Анна, не грусти!», Ю.Ермолаев «Два пирожных», В.Осеева «Хорошее».
Люблю природу русскую.
Весна. (6ч.)
Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Плещеев «Весна», «Сельская
песня», А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот», И.Бунин «Матери»,
А.Плещеев «В бурю», Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою
обидел». И в шутку и всерьѐз (12ч.) Б.Заходер «Товарищам–детям», «Что красивей всего?»,
«Песенки ВинниПуха», Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над
нашей квартирой», «Память», В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»,
И.Токмакова «Плим», «В чудной стране», Г.Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (8ч.) Детский фольклор стран Западной Европы и
Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки»,

«Храбрецы»,»Сюзон и мотылѐк», «Знают мамы, знают дети», Сказки Ш.Перро «Кот в
сапогах», «Красная Шапочка»,Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине», Э.Хогарт «Мафин и
паук».
Резерв (3ч)
3 класс (102ч)
Самое великое чудо на свете (3ч.)
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (9ч.) Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки
«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (7ч.)
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,
«Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...»,
«Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (18ч.)
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год
осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о
царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и
очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины»,
«На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула»,
«Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6ч.) Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором»,
«Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство»,
«Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (6 ч.) Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про
храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин.
«Лягушкапутешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Были и небылицы (7 ч.) М.
Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн.
«Слон».
Поэтическая тетрадь(6 ч.) С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;
А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое(10ч.) М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов.
«Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки.
«Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П.
Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (6ч.) С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;
А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка»,
«Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (11ч.) Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке —
наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко.
«Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.
Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (6ч.) Ю. И.
Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются
легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (4 ч.) «Храбрый Персей» Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Резерв (3ч)

4 класс (102 ч)
Летопись, былины, жития (10ч.)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на
вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (18 ч.) А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. П.
Чехов. «Мальчики». Поэтическая тетрадь (10ч.) К. Ушинский. «Четыре желания», Ф. И.
Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний
дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий
шепот...»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Саша», И. А.
Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (12 ч.) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов.
«Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час (7 ч.) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю.
Драгунский. «Главные реки», В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (12 ч.) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский.
«Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка»,
С. А. Есенин. «Бабушкины
сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (10 ч.) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
М. Пришвин. «Выскочка», А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; В. П. Астафьев. «Стрижонок
Скрип»,
Родина (4 ч.) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; А. В. Жигулин. «О,
Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия» (4ч.) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев.
«Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (12ч.) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен.
«Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Резерв (3ч)

IV.Тематическое планирование (1-4кл. )

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Разделы

1 класс
Добукварный период
Букварный период
Послебукварный период
Жили-были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель! Звенит капель
И в шутку, и всерьез
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
ИТОГО

Общее
часов

7
35
24
4
4
4
4
4
4
66

кол-во Из
контрольн
работ

них
ых

2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима.
Писатели-детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерьѐз
Литература зарубежных стран
Резерв
Итого
136
3 класс
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Были и небылицы
Поэтическая тетрадь1
Люби живое
Поэтическая тетрадь2
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
По страницам детских журналов «Мурзилка»
и «Веселые картинки»
Зарубежная литература
Резерв
Итого
136
4 класс
Летопись, былины, жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время – потехе час
Страна детства
Природа и мы
Родина
Страна «Фантазия»
Зарубежная литература
Резерв
итого
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».