Рабочая программа по музыке 3 кл ФГОС 2022-2023гг

3 класс музыка
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной
образовательной программы начального общего образования, МКОУ СОШ с.п. Нижний
Черек, на основе авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской
программы в связи с переходом на дистанционное обучение в весенний период и досрочным
завершением прошлого 2019-2020 учебного года, обусловленным эпидемиологической
обстановкой на территории Кабардино-Балкарской Республики Российской Федерации.
Была перенесена на осень 2020-2021 уч.г. контрольная работа по музыке для 2 класса,
запланированная на май месяц 2020г., которую невозможно было провести в условиях
дистанционного обучения.
Программа 2020-2021 учебного года уплотнена с целью выделения часов на прохождение
тем, оставшихся неизученными в результате вынужденного продления весенних каникул и
досрочного завершения учебного года в апреле 2020г. В связи с необходимостью ликвидации
отставания от программы совмещены близкие по содержанию темы.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту
Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Учебник «Музыка» 3 класс. Москва,
«Просвещение», 2019 г (серия «Школа России»).
Согласно календарному учебному графику и учебному плану на изучение предмета музыка
во 3 классе отводится 34 часа (1час в неделю), 34 учебные недели.
При составлении программы использованы следующие интернет-ресурсы:
http://classik.chubrik.ru
http://school-russia.prosv.ru/
http://school-collection.edu.ru/Программа направлена на достижение следующей цели:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству ,художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных
задач:
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально - пластическое
движение и импровизация).
- понимание жизненного и духовно-нравственного содержания музыкальных произведений
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей детей.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме тестирования.

--

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и
обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты,
собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового
пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом
интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к
саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных
национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной
принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной
культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовнонравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта
музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как
составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления
музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием
музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную
самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале,
развитии
художественного
вкуса,
осуществлении
собственных
музыкальноисполнительских замыслов. У обучающихся проявится способность вставать на позицию
другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений
жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение
социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкальноигровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной
музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Предметные результаты:
- умение воспринимать музыку, размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать
свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения,
позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений,
игре на детских музыкальных инструментах;
- умение вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализация собственного творческого потенциала, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач;

- понимание роли музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретѐнный опыт творческой деятельности при организации

содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- проявление интереса к отдельным группам музыкальных инструментов.
Личностные результаты:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебой деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
произведениями мировой и отечественной музыкальной
культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие эстетических чувств;
- позитивная оценка музыкально-творческих способностей.
Метапредметные результаты:
- определять характер и настроение музыки с учѐтом терминов и образных определений,
представленных в учебниках для 2-го класса;
- понимать главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров –
оперы и балета;
- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных
инструментов, пройденных в 1-м классе;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, назвать их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлечѐнность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать
идеи и отстаивать собственную точку зрения.
Обучающийся научится:
- определять изученные музыкальные произведения и называть имена их
авторов;
- определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр;
- определять интонации в музыке, знает о различных типах интонаций,
средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
- определять звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра,
камерного, духового, оркестра русских народных инструментов;
- отличать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов;

- отличить особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских
женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного,
академического, церковного) и их исполнительские возможности и особенности
репертуара;
- определять народную и профессиональную (композиторскую) музыку;
- отличить музыку из балета, оперы, мюзикла, произведения для симфонического
оркестра и оркестра русских народных инструментов;
- определять выразительные возможности и особенности музыкальных форм: типы
развития (повтор, контраст), простые двухчастная и трехчастная формы, вариации, рондо;
- определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
- импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений, пластического интонирования.
Обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тема раздела I. «Россия – Родина моя» (5ч.)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия). Песенность - отличительная черта русской
музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические
образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Кантата. Солдатская
песня. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Портрет в музыке.
Тема раздела II. «День, полный событий» (4ч.)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях русского
композитора П.И. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига. Портрет в музыке.
Детская тема в музыке М.П. Мусоргского.
Тема раздела III. «О России петь - то стремится в храм» (4ч.)
Музыка религиозной традиции. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве.
Святые земли Русской.
Тема раздела IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч.)

Былины. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Певцы русской
старины (Баян, Садко). Певцы – гусляры. Звучащие картины. Народная и
профессиональная музыка. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в
музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.А.Римского – Корсакова).
Тема раздела V. «В музыкальном театре» (5ч.)
Опера. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы –

характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в операх и балетах. В
современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл как жанр
легкой музыки.
Тема раздела VI. «В концертном зале» (6ч.)
Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки:инструментальная. Жанр
инструментального концерта. Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).
Выразительные возможности флейты,скрипки. Звучащие картины. Сюита, симфония.
Контрастные образы сюиты и симфонии. Развитие музыки – движение музыки.
Трехчастная музыкальная форма. Мир Бетховена. Темы, сюжеты и образы музыки
Бетховена.
Тема раздела VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6ч.)
Острый ритм - джаза звуки. Джаз – музыка ХХ века. Обобщенное представление об
основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров
и стилей. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения
и радости. Мир Прокофьева. Сходство и различие музыкальной речи композиторов:
Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Певцы родной природы (Э.Григ,
П.Чайковский). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей.

Календарно-тематическое планирование
по музыке в 3 классе на 2022-2023 учебный год.
№№
ур

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10

11.
12.
13.
14.

Темы разделов и уроков

Кол
час

Раздел I. Россия - Родина моя (5 часов).

1

Мелодия – душа музыки! Слушание музыки кабардинского
народа
Природа и музыка. Романс. Звучащие картины.

1

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава.
С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Дом зад. Музыкальная грамота
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Дом зад. Музыкальная грамота

1
1
1

Раздел II. День, полный событий (4 часа).
Природа и музыка. Романс. Звучащие картины. Эдвард Григ
«Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
М. П. Мусоргский «Детская». Игры и игрушки. Фрагменты из
«Детского альбома» П.И.Чайковского.
М.П.Мусоргский «На прогулке», «Вечер».
Дом зад. Музыкальная грамота.

1

1

1
1
1
1

Раздел III. О России петь, что стремиться в храм (5 часов).
Радуйся, Мария! И.-С. Бах и Ф.Шуберт. «Аве, Мария!»
1
Богородице Дево, радуйся!
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая
1
моя мама!
Вербное воскресенье. Вербочки.
1
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и Князь Владимир.
1
Дом зад. Музыкальная грамота.
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа).

15.
16.
17.

18.
19.
20.

Настрою гусли на старинный лад….(былины). Певцы русской
старины.
Н.А. Римский – Корсаков Былина о Садко и Морском царе.
Лель, мой Лель….
Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Дом. зад. Я артист.
Раздел V. В музыкальном театре (7 часов).
М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила».Фарлаф.
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Рондо. Увертюра
К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».

1
1
1

1
1
1

Дата проведения
План

Факт

21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Полна чудес
могучая природа…В заповедном лесу.
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко». Океан – море синее.
П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».Сцена на балу.
В современных ритмах (мюзикл).
Дом.зад. Я Артист.
Раздел VI. В концертном зале (4 часа).
Музыкальное состязание (концерт). П.И.Чайковский.
Концерт №1.
Музыкальные инструменты. Флейта. И.-С.Бах «Шутка».
Скрипка. Норвежская нар.песня «Волшебный смычок».
Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». Севера песня родная.
Л.В.Бетховен. Симфония №3 «Героическая». Мир Бетховена.
Дом.зад. Музыкальная грамота.

1
1
1
1

1
1
1
1

Раздел VII. Чтоб музыкантом быть так надобно уменье….(6 часов).
Чудо – музыка. Д.Б.Кабалевский «Чудо - музыка».
1
Острый ритм джаза. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс».
1
Колыбельная.
Люблю я грусть твоих просторов. Г.В.Свиридов «Снег идѐт».
1
Мир С.С.Прокофьева. Музыкальная картина «Шествие
1
солнца». Певцы родной природы. Э. Григ и П.И.Чайковский.
Прославим радость на земле. Л.В.Бетховен «Ода радости».
1
Контрольная работа по музыке «Обобщение пройденного».
1

Календарно-тематическое планирование
по музыке в 3 классе на 2022-2023 учебный год.
№№
ур

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10

11.
12.
13.
14.

Темы разделов и уроков

Кол
час

Раздел I. Россия - Родина моя (5 часов).

1

Мелодия – душа музыки! Слушание музыки кабардинского
народа
Природа и музыка. Романс. Звучащие картины.

1

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава.
С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Дом зад. Музыкальная грамота
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Дом зад. Музыкальная грамота

1
1
1

Раздел II. День, полный событий (4 часа).
Природа и музыка. Романс. Звучащие картины. Эдвард Григ
«Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
М. П. Мусоргский «Детская». Игры и игрушки. Фрагменты из
«Детского альбома» П.И.Чайковского.
М.П.Мусоргский «На прогулке», «Вечер».
Дом зад. Музыкальная грамота.

1

1

1
1
1
1

Раздел III. О России петь, что стремиться в храм (5 часов).
Радуйся, Мария! И.-С. Бах и Ф.Шуберт. «Аве, Мария!»
1
Богородице Дево, радуйся!
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая
1
моя мама!
Вербное воскресенье. Вербочки.
1
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и Князь Владимир.
1
Дом зад. Музыкальная грамота.
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа).

15.
16.
17.

18.
19.

Настрою гусли на старинный лад….(былины). Певцы русской
старины.
Н.А. Римский – Корсаков Былина о Садко и Морском царе.
Лель, мой Лель….
Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Дом. зад. Я артист.
Раздел V. В музыкальном театре (7 часов).
М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила».Фарлаф.
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Рондо. Увертюра

1
1
1

1
1

Дата проведения
План

Факт

20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34

К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Полна чудес
могучая природа…В заповедном лесу.
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко». Океан – море синее.
П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».Сцена на балу.
В современных ритмах (мюзикл).
Дом.зад. Я Артист.
Раздел VI. В концертном зале (4 часа).
Музыкальное состязание (концерт). П.И.Чайковский.
Концерт №1.
Музыкальные инструменты. Флейта. И.-С.Бах «Шутка».
Скрипка. Норвежская нар.песня «Волшебный смычок».
Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». Севера песня родная.
Л.В.Бетховен. Симфония №3 «Героическая». Мир Бетховена.
Дом.зад. Музыкальная грамота.

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Раздел VII. Чтоб музыкантом быть так надобно уменье….(6 часов).
Чудо – музыка. Д.Б.Кабалевский «Чудо - музыка».
1
Острый ритм джаза. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс».
1
Колыбельная.
Люблю я грусть твоих просторов. Г.В.Свиридов «Снег идѐт».
1
Мир С.С.Прокофьева. Музыкальная картина «Шествие
1
солнца». Певцы родной природы. Э. Григ и П.И.Чайковский.
Прославим радость на земле. Л.В.Бетховен «Ода радости».
1
Контрольная работа по музыке «Обобщение пройденного».
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».