Рабочая программа по физкультуре, 1-4 кл.2022-203

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
основной образовательной программыначального общего образования МКОУ
СОШ с.п.Нижний Черек, на основе авторской программы «Физическая культура»
В.И. Ляха (Сборник рабочих программ 1-4 классы) М.: «Просвещение» 2016 и
реализуется на базе следующих учебников: Физическая культура.
1-4 классы, учебник для ОУ/В.И.Лях. - М.: Просвещение.2016 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая
программа по физической культуре
для 1 класса рассчитана на 99 часов (из расчета 3 часа в наделю-33 учебные
недели),
для 2 -4 классов на 102часов в год (из расчета 3 часа в неделю- 34 учебные недели).
Цели и задачи курса:
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, еѐ значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.

Задачи: -Формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее
культурно- исторические, психолого-педагогические и медико-биологические
основы;
Совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного
использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
-Расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных
движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
- Формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений
различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья,
коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
-Расширение функциональных возможностей разных систем организма,
повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных
физических качеств и способностей;
-Формирование практических умений, необходимых в организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и
рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр
и элементов соревнования.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты
1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре
учащиеся 1 класса должны:
иметь представление: о связи занятий физическими упражнениями с укреплением
здоровья и повышением физической подготовленности;
о способах изменения направления и скорости движения;
о режиме дня и личной гигиене; о правилах составления комплексов утренней
зарядки;
уметь: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование
правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в
подвижные игры;

выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять
строевые упражнения;
2 класс
В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура»
учащиеся 2 класса должны:
иметь представление:
- зарождении древних Олимпийских игр;
- физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
- правилах проведения закаливающих процедур;
об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для
формирования правильной осанки;
уметь: -определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты,
гибкости);
-вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
-выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
-выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
-выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
-выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
3 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» учащиеся 3 класса должны: иметь представление:
- физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;
- символике и ритуале проведения Олимпийских игр - разновидностях физических
упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;
уметь: -составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на
развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
-выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения
технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;

-проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
-составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в
развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
-вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время
выполнения физических упражнений;
4 класс
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» учащиеся IV класса должны: знать и иметь
представление:
- роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в
русской армии;
-влиянии современного олимпийского движения на развитие физической культуры
и спорта в России, крае.
- физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем
дыхания и кровообращения;
- физической нагрузке и способах ее регулирования;
- причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями,
профилактике травматизма;
уметь: -вести дневник самонаблюдения;
-выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
-подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических
упражнений с разной нагрузкой;
-выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по
упрощенным правилам;
-оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и
потертостях;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и
обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

III. Содержание тем учебного предмета
1 класс (99ч)
нания о физической культуре: (9ч.)
- физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья человека;
- ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, как жизненно важные способы
передвижения человека;
- правила предупреждения травматизма;
- история развития физической культуры и первых соревнований;
- физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие
физических качеств;
- характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
гибкости равновесия.
Программный материал по данному разделу осваивается как на специально

отведенных уроках, так и в ходе освоения конкретных технических навыков и
умений.
Подвижные и спортивные игры (32ч.)
Подвижные и спортивные игры являются незаменимым средством решения
комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника,
развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования
умений.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с
использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и
координацию: «Змейка», «Иголка и нитка», « Пройди бесшумно», «Тройка»,
«Раки», «Не урони мешочек», «Посадка картофеля», «Кузнечики» и др.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту. В результате обучения ученики должны
познакомиться со многими играми: «Не попади в болото», «Кот и мыши»,
«Невод», «Заяц без дома», «Ловля парами», «Капитаны», «Подвижная цель» и др.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча, ведение мяча,
подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота» и др.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча, подвижные игры на
материале баскетбола: «Бросайпоймай», «Выстрел в небо» и др.
Волейбол: стойка волейболиста, перемещение по площадке, подбрасывание мяча,
подвижные игры на материале волейбола.
Гимнастика с элементами акробатики (30ч.)
В программный материал 1 класса входят простейшие виды построений и
перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с
разнообразными предметами, упражнения в лазании и перелезании , в равновесии,
несложные акробатические и танцевальные упражнения, знакомство с
гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика(28ч.)
В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы
умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину с места и
разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются
большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2 класс (102ч)
Акробатические упражнения с элементами гимнастики. (40ч.)
Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и
колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении;

передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические
комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед
и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные
стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из
стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных
упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической
(низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на
напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и
стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на
удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения.(43ч.)
Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в
длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и
60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в
неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
Подвижные игры с элементами спортивных игр.(16ч.) Подвижные игры с
элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно
воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты,
координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти,
оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности,
смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр:
футбола, баскетбола, волейбола. Физические упражнения и комплексы
упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление
специализированных полос препятствий.
Резерв (3ч)

3 класс (102ч) Знания о физической культуре (4 ч.)
Понятие о
физической культуре. История физической культуры в древних обществах. Связь
физической культуры с профессионально-трудовой и военной деятельностью.
История физической культуры в Европе в Средние века.Связь физической
культуры с военной деятельностью. Физическая культура народов разных
стран.Обувь и инвентарь для занятий физическими упражнениями.
Организация здорового образа жизни (2 ч.)
Правильный режим дня.

Здоровое питание. Правила личной гигиены Функции кожи. Необходимость
поддержания чистоты кожных покровов. Наблюдение за физическим развитием и
физической подготовленностью(2ч.)
Способы измерения длины тела с
помощью линейки. Измерение массы тела. Понятие о среднем росте и весе
школьника. Правила ведения дневника самоконтроля. Простейшие двигательные
тесты для проверки мышечной силы (отжимания, подтягивание на перекладине,
приседания), быстроты движений (бег на короткие дистанции до 10 м).
Выносливости (бег на дистанции 1 км) и гибкости (наклон вперѐд из положения
стоя. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4 ч.)
Физические
упражнения для утренней гигиенической гимнастики Физические упражнения для
физкультминуток Физические упражнения для профилактики нарушений осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность (90 ч.): Лѐгкая атлетика (31 ч)
Прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и
быстроту. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими
играми: «Не попади в болото», «Кот и мыши», «Невод», «Заяц без дома», «Ловля
парами», «Капитаны», «Подвижная цель» и др. Гимнастика с элементами
акробатики (32 ч.)
В программный материал 3 класса входят виды
построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с
разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии,
несложные акробатические и танцевальные упражнения, знакомство с
гимнастическими снарядами. Игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию: «Змейка»,
«Иголка и нитка», « Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Не урони мешочек»,
«Посадка картофеля», «Кузнечики» и др. Подвижные и спортивные игры (27 ч.)
Подвижные и спортивные игры являются незаменимым средством решения
комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника,
развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования
умений.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча, ведение мяча,
подвижные игры на материале футбола: «Точная передача», «Мяч в ворота» и др.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча, подвижные игры на
материале баскетбола: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо» и др. Волейбол: стойка
волейболиста, перемещение по площадке, подбрасывание мяча, подвижные игры
на материале волейбола. Резерв(3ч.)

4класс (105ч)

В предложенной программе выделяются три раздела: «Основы знаний о
физической культуре», «Физическое совершенствование», «Способы
физкультурной деятельности». Раздел «Основы знаний о физической культуре»
включает материал, посвященный истории физической культуры и спорта,
строению человека, личной гигиене, физическим способностям человека. Раздел
«Способы физкультурной деятельности» знакомит учеников с возможными
движениями человека, а также содержит учебный материал, направленный на
освоение основных жизненно важных умений и навыков. Содержание раздела
«Физическое совершенствование» направлено на гармоничное физическое
развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и
укрепление здоровья. Раздел 1. Основы знаний о физической культуре (в процессе
уроков) История развития физической культуры и первых соревнований.
Олимпийские игры. Режим дня и личная гигиена. Правила предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест
занятий, подбор одежды, обуви, инвентаря. Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных
физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия
Раздел 2. Физическое совершенствование Лѐгкая атлетика (38 ч.) Беговые
упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с
изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений;
челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые
упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и
высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча (1 кг) на дальность
разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Бег: медленный
равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3x10 м, эстафетный бег, бег из
различных исходных положений, с изменением
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора
присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся
направления движения, бег на 30 м с высокого старта. Гимнастика с основами
акробатики (21 ч.) Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по
канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастической
скамейке. Подвижные игры c элементами спортивных игр (25ч.) На материале
гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На
материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.. На материале спортивных игр. Футбол:
удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча;
подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без
мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале

баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приѐм и передача мяча;
подвижные игры на материале волейбола. Кроссовая подготовка (18 ч.)
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости: кросс по
слабопересеченной местности; упражнений на выносливость; кроссовый бег до 1
км. Равномерный бег до 3 мин. Медленный бег до 4 мин. Бег с преодолением
препятствий. Раздел 3. Способы физкультурной деятельности (в течение года)
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития
основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления
и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол.
Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения
физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Составление
комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов
упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического
развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами
обтирания и обливания под душем). Проведение подвижных игр со сверстниками
во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор
соответствующего инвентаря и оборудования. Простейшие наблюдения за своим
самочувствием в процессе занятий физическиой культурой. Измерения своего
роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.
Резерв (3ч.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».