Рабочая программе русскому языку 1- 4кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, основной образовательной
программы начального общего образования МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек,
и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: В.П.
Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (Сборник рабочих программ
«Школа России» 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2016г., и реализуется на
базе следующих учебников:
1 класс В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина. Азбука, 1 класс: Учебник. М.: Просвещение, 2019г. Русский язык.
1 класс. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. 2-е изд. – М. : Просвещение,
2019г.
2 класс «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях
М.:«Просвещение» 2020г.
3 класс «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкийв 2-х частях М.:
«Просвещение» 2020г.
4 класс «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях М.:
«Просвещение»2020г.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по русскому языку
для 1 класса рассчитана на 132 часа в год (из расчета 4 часа неделю-33
учебные недели),
для 2 -4 классов - на 170 часов в год (из расчета 5 часов в неделю- 34
учебные недели).
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» начального общего
образования являются:
лексикограмматическим и
орфографией и орфоэпией.

синтаксическим

строем

родного

языка,

определений, способов деятельности;
выполнение упражнений, различных по
уровню сложности.
-ценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и

чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
формирование на этой основе знаково-символического воспитания и
логического мышления учащихся;
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета
основных задач образовательной области «Филология»:
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
речи;
эстетические чувства; развивать способность к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета: развивать речь, мышление,
воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с
целями, задачами и условиями общения;
русского языка;
ь и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные
текстыописания и повествования небольшого объема;
-ценностное отношение к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты:
совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе
следующими содержательными линиями:
стических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);

II. Планируемые результаты
Предметные результаты

освоения

учебного

предмета:

В результате изучения курса русского языка,
обучающиеся при
получении начального общего образования научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры, у них начнѐт формироваться позитивное эмоционально
ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их
грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для
учеников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В
процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном
и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ)
потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с
целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий.
У обучающихся, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, будет сформировано отношение к
правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при
составлении несложных устных монологических высказываний и
письменных текстов.
У них будут сформированы коммуникативные учебные действия,
необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию
партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного
мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Учащийся на уровне начального общего образования: научится осознавать
безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры; сможет применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи
собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять
написанное; получит первоначальные представления о системе и структуре
русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка –
фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемой),
морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить,
характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной
учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и
родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
-различать звуки и буквы;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности
букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в
различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объѐме представленного в учебнике материала);
-находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться :
-выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным
учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
-использовать результаты выполненного морфемного анализа для
решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
-распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе
основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийсянаучится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
выделять
предложения
с
однородными
членами.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения,
обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
безошибочно списывать текст объѐмом 80-90 слов;
писать под диктовку тексты объѐмом 75-80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
и реализуется на базе следующих учебников при составлении собственных
текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и
пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающие предотвратить еѐ в последующих
письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийсянаучится:
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить
собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами,
условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы
связи).
Метапредметные результаты .
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей; -различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково­символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения
задач; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения
сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что
партнѐр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнѐра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта
интересов и позиций всех участников;

-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнѐром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности
и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости

учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном
поведении и поступках; -осознанных устойчивых эстетических предпочтений
и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.

III.Содержание тем учебного предмета (1-4 классы) Основное
содержание программы по русскому языку 1класс-132ч.
Добукварный (подготовительный) период (14 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во
время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее
разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо)
линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы
письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по
алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв.
Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования
узоровбордюров. Выполнение логических заданий на сравнение,
группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных
единиц графической системы.
Букварный период (письмо) (70ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями.
Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными
принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке

чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей
дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и
конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементовшаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и
объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чѐтко дифференцированных
зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и
малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по
алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при
письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов
соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц
руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей
записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов,
предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу,
проверка учеником результатов своего письма.
Послебукварный период (48ч)
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в
сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными
звуками звонкими и глухими, твѐрдыми и мягкими; с ударением, ударными и
безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости
согласных на письме с помощью букв е, ѐ, и, ю, я, ь; наблюдают случаи
несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу,
ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать
звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слогозвуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у
детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и
понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и
практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются
части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом,
приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за
приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем,
что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и
предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет
значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно
ведѐтся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над
особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное
представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных

местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы
от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение,
текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые
предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией.
В ходе чтения текстов Букваря идѐт целенаправленное формирование у них
типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением
учебной деятельности детей является овладение письменной речью,
культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений
чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов,
изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети
повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении
предложения на письме.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной
школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырѐх точек зрения:
ми;

словоупотребления.
В 1-м классе происходит закрепление необходимого минимума
знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте:
звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие,
твѐрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных;
ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные.
Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать
звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать
звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического
использования.
следующих орфографических умений:

и условия выбора (без введения
термина «условия выбора орфограммы»);

фографические ошибки.Чтобы обеспечить
преемственность в изучении орфографии между начальной и основной
школой и сделать процесс развития орфографических умений более
осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя
безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с
«опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах;
звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место
после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти
места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
на письме с помощью букв е, ѐ, и, ю,
я, ь;
животных, географических названиях;

слова (на материале двусложных слов);

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и
орфограммой-черточкой при переносе.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка
начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из
важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо
обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано
прежде всего с пониманием и чутьѐм к особенностям словообразования и
словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даѐтся необходимый
словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных
слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные
слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за
ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их
помощью.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с
называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа
пронизывает весь курс: регулярно ведѐтся наблюдение над значением слов, в
том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том
числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью
слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией,
антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвѐртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребѐнка раздел, так как его
изучение предполагает сформированность определѐнных мыслительных
операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей
речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из
области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в
предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как
средство развития мышления детей, представления о языке как системе и
повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети
знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1)
кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что
сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что
слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один
предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать
вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не
называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей
складывается представление о трѐх группах слов в русском языке –
самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их
функциях в речи.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс
русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование
навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных
разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по
русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и
потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением
слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов,
синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями
из толкового словаря, словаря синонимов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение
над связью слов в предложении, над построением простых и сложных
предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над
правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
Самостоятельное
конструирование
словосочетаний,
предложений,
продуцирование текстов.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными
навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной
учебнонаучной речи; навыками и умениями понимания и элементарного
анализа художественного и учебно-научного текста.

Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с
правильной интонацией.
2 класс- 170ч.
Наша речь (3ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста.
Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (18 ч) Слово и его значение. Синонимы и
антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение
словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (28ч)
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками(27ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с
удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их
обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими
звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными
по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.
Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные
имена
существительные.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть
речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя
прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и
множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем
имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи.
Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (15ч.)
Резерв(5ч.)
3 класс- 170 ч.
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, еѐ назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями
общения. Формирование представлений о языке как основе национального
самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность,
тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть,
заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое —
главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в
предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Контроль:
– 1 час;
– 1 час.
Слово в языке и речи (19 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы
(общее представление). Словосочетание как сложное название предмета.
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление).
Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи,
выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями
учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол.
Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог.
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с
безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих.
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов
с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий
знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь)
мягкий знак. Упражнение в правописании слов
с изученными
орфограммами. Перенос слов.
Контроль:
– 1 час;
– 2 часа;
- 1 час.
. Состав слова (16часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова —
корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы
слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и
суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова
(сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных

и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-,
за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Контроль.
– 1 час;
– 1 час;
– 1 час.
– 1 час.
Правописание частей слова (29 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки
их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание
орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова(сопоставление). Правописание
проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег —
бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в
разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы
проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание
непроизносимых согласных в корне слова.
Контроль.
– 2 часа;
– 2 часа;
– 1 час.
- 1 час.
Части речи (76 часов).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как
часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена
существительные
одушевленные
и
неодушевленные.
Имена
существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в
собственных именах существительных. Род имен существительных.
Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен
существительных с ударными окончаниями в единственном числе.
Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных
женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен
существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные,
которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодѐжь)
или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное
как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена
прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в

речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам
и числам при сочетании с именами существительными. Правописание
окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее
значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы
совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина).
Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее
время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с
глаголами.
Контроль:
– 4 часа;
– 5 часов;
– 4 часа;
– 2 часа.
Повторение (14ч.)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные
предложения.
Состав
слова.
Правописание
звонких,
глухих,
непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова.
Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол.
Резерв(5ч.)

4 класс - 170 часов
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. (11ч)
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста.
Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы
текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение.
Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце
предложения (общее представление). Составление предложений с
обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены
предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и
словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (10 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с
однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при
перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и
(без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных
членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с
однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные

предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными
членами.
Слово в языке и речи (20 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое
и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и
новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов,
омонимов,
фразеологизмов).
Наблюдение
над
изобразительновыразительными средствами языка. Состав слова. Значимые части слова.
Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого
знаков. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление
частей речи на самостоятельные и служебные. Наречие как часть речи (общее
представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (43ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имѐн
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена
существительные. Основные тины склонения имѐн существительных (общее
представление). Первое склонение имѐн существительных и упражнение в
распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение
имѐн
существительных и
упражнение в распознавании имен
существительных 2-го склонения. Третье склонение имен существительных и
упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных 1, 2
и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на мя, ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных
окончаний имен существительных. Правописания безударных падежных
окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном
числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм
имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришѐл из школы,
из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем,
гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие
навыка правописания окончаний имен существительных во множественном
числе. Формирование умений образовывать формы именительного и
родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя,
директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имѐн существительных.

Имя прилагательное (30ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по
общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по
числам, в единственном
числе по родам, в правописании родовых
окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с
основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы
проверки правописания безударных падежных окончаний имен
прилагательных (общее представление). Склонение /мен прилагательных в
мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка
правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных
женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания
падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единст венном
числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном
числе.
Местоимение (9)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица
единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с
предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с
местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания
падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его,
еѐ, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в
речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений
в тексте.
Глагол (30 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему
лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам,
глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование
временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы
(общее
представление).
Правописание
возвратных
глаголов
в
неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем
и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в
настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и
число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го
лица единственного числа после шипящих. Глаголы 1 и 2 спряжения (общее
представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание
возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что

делает? что делать?). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных
глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы
(общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени,
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел,
слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном
значении, глаголов синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения
правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных
падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об
отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение (13 ч)
Резерв(2ч)

IV. Тематическое планирование (1-4 кл)
№ Разделы

Общ.кол.
часов

Из них
кол-во
контрольн.
работ

кол-во
кол-во
практических сочинений
работ
(списывание,
рассказ
по
картине

кол-во
изложени
й

1 класс
1
2
3
4

1
2
3
4
5
6
7
8

Виды речевой
деятельности
Обучение
письму
и
грамоте
Слово
и
предложение
Развитие речи.

9

18

1

Итого

132

1
2 класс

Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова,
слова…
Звуки
и
буквы.
Части речи.
Повторение
Резерв
Итого

3
4
12
18

1
2
1

1

58

2

2

2

4

58
12
5
170

4
2

3

3

5

12

7

6

10

1

85

20

1

1

1
1

3 класс
1
2

Язык и речь
2
Текст,
14
предложение,
словосочетани
е

3

4
5
6
7

8

1

1
1

Слово в языке 18
и речи

1

1

1

2

Состав слова
Правописание
частей слова
Части речи
Повторение
изученного за
год
Резерв
Итого

16
26

1
2

1
1

1
1

1
1

75
14

4
1

2

5
2

4
1

5
170

10

5

12

7

4 класс
1

2
3
4

5

6
7
8
9

Повторение.
Наша речь и
наш
язык.
Формулы
вежливости.
Предложение
Слово в языке
и речи
Имя
существитель
ное
Имя
прилагательн
ое
Местоимение
Глагол
Повторение
Резерв
Итого

11

1

1

10
21

1
2

1

43

2

1

2

1

30

2

1

3

2

9
30
13
2
170

1
1
1

3

2
1

1
2
1

10

6

9

10

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».