Рабочая программма 1-4 математика, 2022-2023.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, основной образовательной
программы начального общего образования МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек, и
разработана на основе авторской
программы М.И. Моро, С.И. Волковой
«Математика» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М.:
«Просвещение», 2018г. и реализуется на базе следующих учебников:
1класс Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика. Учебник.1
класс, в 2 ч. М.: «Просвещение», 2019г
2класс Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 2
класс, в 2 ч. М.: «Просвещение», 2019г
3класс Моро М.И. Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 3
класс, в 2 ч. М.: «Просвещение», 2019г
4класс Моро М.И Волкова С.И., Степанова С.В.. . Математика. Учебник. 4
класс, в 2 ч. М.: «Просвещение», 2019г
В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек на 2022-2023
учебный год рабочая программа по предмету «Математика»
для 1 класса рассчитана на 132 часа в год (из расчета 4 часа в неделю-33
недели),
для 2-4 классов рассчитана на 136 часов в год (из расчета 4 часа в неделю34
недель).
Цели и задачи
Целями изучения предмета «Математики» начального общего образования
являются: Математическое развитие младших школьников. Использование
математических представлений для описания окружающих предметов, процессов,
явлений в количественном и пространственном отношении; формирование
способности к продолжительной умственной деятельности; основ логического
мышления,
пространственного
воображения,
математической
речи
и
аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Формирование системы начальных математических знаний. Формирование умения
решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск
информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для
упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения;
использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;
работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач,
проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к
продолжению образования. Воспитание критического мышления, интереса к

умственному труду, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
на основе овладения несложными математическими методами познания
окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять
количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления; — развитие умений аргументировано
обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать
суждения других.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1 класс
Числа и величины.
Учащийся научится:
-считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения,
слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета
при указанном порядке счета;
-читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =»,
термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
-объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;
объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких
единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 –
10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному
правилу;

-устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность
чисел (увеличение или -уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и
продолжать ее;
-выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно
установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные
единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между
ними: 1 дм = 10 см. Учащийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа,
большие двадцати. Арифметические действия. Сложение и вычитание. Учащийся
научится:
-понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать
это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и
знака равенства;
-выполнять сложение и вычитание, используя общий прием
прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением
переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух
слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
-объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах
20. Учащийся получит возможность научиться:
-выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
-называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи
сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
-составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических
терминов;
-отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить
нужные изменения;
-устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и
искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие
для решения задачи;
-составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению; Учащийся получит
возможность научиться:
-составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

-отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и
отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи. Пространственные
отношения . Геометрические фигуры. Учащийся научится:
-понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих
положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции,
описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве:
слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму
многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии,
прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
-выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков,
которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не
совпадающие с его концами.
Геометрические величины.
Учащийся научится:
-измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка),
используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между
ними;
-чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
-выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
-соотносить и сравнивать величины. Работа с информацией.
Учащийся научится:
-читать небольшие готовые таблицы;
-строить несложные цепочки логических рассуждений;
-определять верные логические высказывания по отношению к конкретному
рисунку. Учащийся получит возможность научиться:
-определять правило составления несложных таблиц и дополнять их
недостающими элементами;
-проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между
объектами и формулируя выводы.

Предметные результаты: 2 класс
Числа и величины.
Учащийся научится:
-образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
-сравнивать числа и записывать результат сравнения;
-упорядочивать заданные числа;
-заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
-выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
-читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы
измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними:
1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
-читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы
измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин;
определять по часам время с точностью до минуты;
-записывать и использовать соотношение между рублѐм и копейкой: 1р=100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
-группировать объекты по разным признакам;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина,
время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. Арифметические действия.
Учащийся научится:
-воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и
использовать еѐ при выполнении действий сложения и вычитания;
-выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лѐгких случаях
устно, в более сложных — письменно (столбиком);
-выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
-называть и обозначать действия умножения и деления;
-использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
ением и произведение —
суммой одинаковых слагаемых;
-умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
-читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
-находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и
вычитание (со скобками и без скобок);
-применять переместительное и сочетательное свойства сложения при
вычислениях. Учащийся получит возможность научиться:

-вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при
заданном еѐ значении;
-решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
-моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием
предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
- раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
-применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
-называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
- выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
–2 действия на сложение и вычитание, на разностное
сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий
умножение и деление;
к;
по числовому выражению, по решению задачи. Учащийся получит возможность
научиться:
отношения. Геометрические фигуры. Учащийся научится:

четырѐхугольник и др., выделять среди четырѐхугольников прямоугольник
(квадрат);
полнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами
сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
прямоугольника (квадрата). Учащийся получит возможность научиться:
использованием линейки и угольника. Геометрические величины. Учащийся
научится:
единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр,
метр);
–4 звеньев, и периметр
многоугольника (треугольника, четырѐхугольника, пятиугольника). Учащийся
получит возможность научиться:
етной ситуации;
Учащийся научится:

составления таблиц;

все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
ять в виде таблицы зависимости между величинами:
цена, количество, стоимость;
рассуждений.
Предметные результаты: 3-4 кл
Числа и величины.
Учащийся научится:
итать, записывать числа от 0 до 1 000;
упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных
слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
ивать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
исла по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =
100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение
между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные,
сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность
научиться:
случаях) и объяснять свои действия;
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:

1
и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
деление
на однозначное число в пределах 1 000;
– 3 действия (со
скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться:
ий;
него букв;
умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
, выполнять краткую запись задачи в различных видах:
в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
– 3 действия, объяснять его и следовать
ему при записи решения задачи;
ую, изменяя ее условие или вопрос;

расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий
расход материала на все указанные
предметы и др.; задачи на
увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Учащийся получит возможность
научиться:
рассматриваемых в задачах;
щими данными возможными числами;
выбирать наиболее рациональный;
задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

масштабе;

Учащийся научится:

сторон;
сантиметр, квадратный дециметр. Квадратный метр), используя соотношения
между ними; Учащийся получит возможность научиться:

прямоугольника. Работа с информацией. Учащийся научится:
готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
по установленному правилу недостающими элементами; Учащийся получит
возможность научиться:

то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно»
приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических
фигурах.
Ученики научатся применять математические знания и представления для
решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических
знаний в повседневных ситуациях
Числа и величины.
Обучающийся научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
(килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр —
дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Обучающийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия;

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия.
Обучающийся научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах
10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов
письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
•
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3
арифметических действия, со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного
действия, прикидки и оценки результата действия). Работа с текстовыми задачами.
Обучающийся научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и
взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок
действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать
учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим
способом (в 1—2 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться: решать задачи на нахождение доли
величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая,
десятая часть);
решать задачи в 3—4 действия; находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

-распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед,
пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Обучающийся научится: измерять длину отрезка; вычислять периметр
треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться: вычислять периметр и площадь
нестандартной прямоугольной фигуры.
Работа с данными.
Обучающийся научится: читать несложные готовые таблицы; заполнять
несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться: читать несложные готовые
круговые диаграммы. достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм; распознавать одну и ту же информацию,
представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); планировать несложные
исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью
таблиц и диаграмм интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать
выводы и прогнозы).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
образовательной организации, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального
сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни; -основы экологической культуры: принятие
ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для
формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
-адекватного понимания причин успешности не успешности
учебной
деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на
их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и
поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая

электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
-строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра
в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и
видит, а что нет;
-задавать вопросы; -контролировать действия партнѐра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и
позиций всех участников;
-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
III. Содержание учебного предмета (1-4 кл.)
1 класс (132ч)

Подготовка к изучению чисел (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее –
короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные
представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, выше, ниже ,
слева, справа левее, правее, перед, за, между, рядом. Направления движения: слева
направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления:
сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше,
меньше, столько же, больше (меньше) на … . Практическая работа: Сравнение
предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме
(круглый, квадратный, треугольный). Числа от 1 до 10.
Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных
предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа
прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение
чисел. Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),= (равно). Состав
чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая,
прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны
многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в одно действие на
сложение и вычитание (на основе счета предметов). Практическая работа:
Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с
делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Числа
от 1 до 10.
Сложение и вычитание (47 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), –
(минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при
чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых
выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям,
перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание
на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в
пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом
0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. Числа от 1 до 20.
Нумерация (16 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до
20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание
вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица
времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы

длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Единица массы:
килограмм. Единица вместимости: литр.
Практическая работа: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.
Числа от 1 до 20.
Табличное сложение и вычитание (22 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с
использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и
соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и
вычитание.
Итоговое повторение (11ч)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач
изученных видов.
2 класс (140ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (25ч)
Новая счетная единица — десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел,
их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные.
Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины:
сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной.
Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между
ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и
размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного
уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на
сложение и вычитание. Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание ( 55ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях,
содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство
сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения
для
рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и
результатом сложения (вычитания).Проверка сложения и вычитания. Выражения с
одной переменной вида а + 28, 43 – b . Уравнение. Решение уравнения. Решение
уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора. Углы прямые и
непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных
сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на
клетчатой бумаге. Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание. Числа
от 1 до 100.
Умножение и деление (44ч) Конкретный смысл и названия действий умножения
и деления. Знаки умножения · (точка) и деления : (две точки). Названия
компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и

записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между
компонентами и результатом действия умножения; их использование при
рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления
с числами 2, 3.Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3
действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение
задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (7 ч)
Резерв(4ч)
3 класс (140ч)
Числа от 1 до 100 (продолжение) Сложение и вычитание (9 ч.)
Сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания, Повторение:
сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания. Письменные
приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия).Решение
уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения. Входная
контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» Решение уравнений с
неизвестным уменьшаемым, вычитаемым. Обозначение геометрических фигур
буквами. Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?»
Табличное умножение и деление (55 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0,
невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше
или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей
между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида
58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между
компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х ·
3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь
прямоугольника (квадрата). Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы
времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр,
радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и числа по его доле.
Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы
внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и
деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а +
b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях
входящих в них букв. Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение
на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000 Нумерация (10 ч.)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при
счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в
виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение
числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (28 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и
вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Виды
треугольников:
разносторонние,
равнобедренные
(равносторонние);
прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1—3 действия на
сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (2 ч.)
Резерв(4ч)
4 класс (140ч)
Числа от 1 до 1000. Повторение (13час).
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их
выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные
приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12час).
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч,
класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Практическая работа. Угол.
Построение углов различных видов.
Величины(15 час).
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения
между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения
между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения
между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век.
Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его
продолжительности. Практическая работа. Измерение площади геометрической
фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание(11 час.).
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации
вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и

вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х +
312 = 654 + 79, 729 – х = 217, х – 137 = 500 – 140. устное сложение и вычитание
чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в
остальных случаях сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление(78 час).
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;деление числа 0 и
невозможность деления на 0;переместительное и сочетательное свойства
умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения
суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления
числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами
умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение
уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и
деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на
однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и
деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление
значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость,
время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех
предметов и др.).
Практическая работа
. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной
бумаге. В течение всего года проводится: вычисление значений числовых
выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех
изученных правил о порядке действий;решение задач в одно действие,
раскрывающих: смысл арифметических действий; нахождение неизвестных
компонентов действий; отношения больше, меньше, равно; взаимосвязь между
величинами; решение задач в два – четыре действия; решение задач на
распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры
на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение
фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение ( 7часов).
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения
действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины.
Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов.
Резерв(4ч)

IV. Тематическое планирование (1-4 кл)
№ Разделы

Из них

Общ.кол.
часов
кол-во
контрольн.
работ

Кол-во
Кол-во
самостоятельных Тестовых
работ
работ

1 класс
1
2
3

4
5

6

7

Подготовка
к 8
изучению чисел
Числа от 1 до 10. 28
Нумерация
Числа от 1 до 10. 47
Сложение
и
вычитание
47

Числа от 1 до 20.
Нумерация
Числа от 1 до 20.
Табличное
сложение
и
вычитание.
Итоговое
повторение «Что
узнали,
чему
научились в 1
классе
ИТОГО

16
22

1

11

1

132

2

2 клас
1
2

3

4
5

Числа от 1 до 25
100. Нумерация
Числа от 1 до 56
100. Сложение и
вычитание

2

Числа от 1 до 42
100. Умножение
и деление
Итоговое
8
повторение
Итого
136

2

1
9

3 класс
1

Числа от 1 до 9
100

1

1

1

2

3

4
5
6

(продолжение)
Сложение
и
вычитание
Табличное
умножение
и
деление
Внетабличное
умножение
и
деление
Числа от 1 до
1000 Нумерация
Арифметические
действия
Итоговое
повторение
Резерв
Итого

55

4

27

2

10

1

28

2

1

2
4
136

10

1

4 класс
1

2

3
4

5

6
7
8

Числа от 1 до
1000.
Повторение
Числа, которые
больше
1000.
Нумерация
Величины
Числа, которые
больше
1000.
сложение
и
вычитание
Числа, которые
больше 1000.
Умножение и
деление

13

1

10

1

15
10

1
1

76

6

Итоговое
повторение
Резерв
Итого

7

1

4
136

11

1

1

1

1

«Математика» 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на
электрон. носителе : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2020г.
На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю.
Предмет рассчитан на 136 ч (34 учебные недели).
При разработке рабочей программы использованы Интернет-ресурсы:
https://fgosreestr.ru/, http://school-russia.prosv.ru/, https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/, http://school-collection.edu.ru/
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти в форме
итоговой контрольной работы.
Содержание контрольных работ:
-Тексты контрольных работ составляются на начало учебного года с учетом
материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
-конец 1, 2 и 3 четверти с учетом пройденного материала на момент проверки
знаний по каждой программе обучения;
-конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего
образования.
Основными целями начального обучения математике являются:
-развития математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения,
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:

основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности
математических способов его познания;

уважительное отношение к иному мнению и культуре;

навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности
на основе выделенных критериев еѐ успешности;

навыки определения наиболее эффективных способов достижения
результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;

мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению
новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в
области математики;

умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной
ответственности за еѐ результат;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;

начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определѐнных заданий и упражнений);

уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны,
бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый
образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащийся получит возможность для формирования:

понимания универсальности математических способов познания
закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать
модели его отдельных процессов и явлений;

адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе
заданных критериев еѐ успешности;

устойчивого интереса к продолжению математического образования, к
расширению возможностей использования математических способов познания и
описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению
прикладных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и
находить средства их достижения;

определять наиболее эффективные способы достижения результата,
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:

ставить новые учебные задачи под руководством учителя;

находить несколько способов действий при решении учебной задачи,
оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:

использовать
знаково-символические
средства
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;

представлять информацию в знаково-символической или графической
форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений,
взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы
решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики
объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений;

владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными
понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;

работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;

использовать способы решения проблем творческого и поискового
характера;

владеть навыками смыслового чтения текстов математического
содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для
выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

читать информацию, представленную в знаково-символической или
графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с
коммуникативными и
познавательными
задачами учебного
предмета
«Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы,
видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своѐ
выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:


понимать универсальность математических способов познания
закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его
отдельных процессов и явлений;

выполнять
логические
операции:
сравнение,
выявление
закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и
делать на этой основе выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между объектами и
явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

осуществлять расширенный поиск информации в различных
источниках;

составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм),
план поиска информации;

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной
форме (таблицы и диаграммы);

планировать несложные исследования, собирать и представлять
полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать
выводы и прогнозы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:

строить речевое высказывание в устной форме, использовать
математическую терминологию;

признавать возможность существования различных точек зрения,
согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в
паре, корректно и аргументированно, с использованием математической
терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;

принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые
средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;

принимать участие в определении общей цели и путей еѐ достижения;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;

навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;

конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов
сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:

обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной
группе;


обосновывать свою позицию и соотносить еѐ с позицией
одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:

образовывать,
называть,
читать,
записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

заменять мелкие единицы счѐта крупными и наоборот;

устанавливать закономерность – правило, по которому составлена
числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или
восстанавливать пропущенные в ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
одному или нескольким признакам;

читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу,
время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр,
метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна,
центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров
в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:

классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных
случаях) и объяснять свои действия;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как
площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10
000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов
письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление
однозначных, двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и
находить его значение;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3
арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:

выполнять действия с величинами;

выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с
помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе
зависимости между компонентами и результатом действия);


использовать свойства арифметических действий для удобства
вычислений;

решать уравнения на основе связи между компонентами и
результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;

находить значение буквенного выражения при заданных значениях
входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:

устанавливать зависимости между объектами и величинами,
представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять
выбор действий;

решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1– 3 действия) и
задачи, связанные с повседневной жизнью;

оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления,
оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:

составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;

решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению
еѐ доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала,
продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс
одновременного встречного движения двух объектов и движения в
противоположных
направлениях;
задачи
с
величинами,
связанными
пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного
предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;

решать задачи в 3–4 действия;

находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:

описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в
пространстве;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка,
отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник,
прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата,
площадь прямоугольника и квадрата;




оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно

(на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:

распознавать,
различать
и
называть
геометрические
тела:
прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

вычислять периметр многоугольника;

находить площадь прямоугольного треугольника;

находить площади фигур путѐм их разбиения на прямоугольники
(квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:

читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;

понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и
слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).

Содержание учебного предмета.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация (14 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч,
класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Числа, которые больше 1 000. Величины (12 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.
Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр.
Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна.
Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц,
год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события,
его продолжительности.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (11ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи,
решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;
переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для
рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами

сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение
уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное
сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и
письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (75ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства
умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения
суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления
числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами
умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение
уравнений
вида
6
х
=
= 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между
компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на
однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и
деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и
двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на
трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений
величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время,
расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и
др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Повторение изученных тем за год.

Календарно-тематическое планирование по математике для 4 кл.

№.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Числа от 1 до 1000.(14ч)
Повторение Нумерация чисел.
Порядок действий в числовых выражениях.
Сложение и вычитание.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Алгоритм
письменного
вычитания
трехзначных чисел.
Умножение
трехзначного
числа
на
однозначное.
Свойства умножения.
Алгоритм письменного деления.
Приемы письменного деления.
Приемы письменного деления.
Приемы письменного деления.
Диаграммы.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме: «Числа от 1
до 1000».
Анализ контрольной работы. Странички для
любознательных.
Числа, которые больше 1000 (112ч)
Нумерация (12ч)
Класс единиц и класс тысяч.
Чтение многозначных чисел.
Запись многозначных чисел.
Разрядные слагаемые.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в
10,100,1000 раз.
Закрепление изученного материала.
Класс миллионов и класс миллиардов.
Странички для любознательных. Что узнали.
Чему научились.
Проект: «Числа вокруг нас».
Контрольная работа по теме: «Числа,
которые больше 1000».
Анализ контрольной работы. Закрепление
изученного.

Дом. задание

Кол.
ч

№ 6,9.с.5
№19,21.с.7

1
1

№26,27.с.8
№34,36.с.9

1
1

№ 43.с.10

1

№49,53 .с.11
№ 56,59.с.12

№14.с.19

1
1
1
1
1
1
1
1

с.20

1

№ 66,67.с.13
№72 .с.14
№79,80 .с.15
№ 1,10.с.18
№7 .с.18

№88,91.с.23
№ 97,99.с.24
№102,106 .с.25
№115,116 .с.26
№ 123.с.27
№131-133 .с.28
№ 139-141.с.29
№146,147 .с.30
№10,11 .с.34
с.32-33

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№ 16.с.35

1
1

№ 17.с.35

1

Дата
пров.
пла фак
н
т

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51
52
53

54

Величины (12ч).
Единицы длины. Километр.
Таблица единиц длины.
Единицы площади. Квадратный километр.
Квадратный миллиметр.
Таблица единиц площади.
Измерение площади с помощью палетки.
Единицы массы. Тонна. Центнер.
Единицы времени. Определение времени по
часам.
Определение
начала,
конца
и
продолжительности события.
Секунда-единица времени.
Век. Таблица единиц времени.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме: «Величины».
Сложение и вычитание(11ч).
Анализ к/р. Устные и письменные приемы
вычислений.
Устные и письменные приемы вычислений.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого,
неизвестного вычитаемого.
Нахождение нескольких долей целого.
Решение задач на нахождение нескольких
долей целого.
Решение задач.
Сложение и вычитание величин.
Решение задач изученных видов.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме: «Сложение и
вычитание».
Умножение и деление(75ч).
Анализ к/р. Свойства умножения.
Письменные приемы умножения.
Письменные приѐмы умножения.
Умножение
чисел,
запись
которых
оканчивается нулями.
Нахождение
неизвестного
множителя,
неизвестного
делимого,
неизвестного
делителя.
Деление с числами 0 и 1.

№ 154.с.37
№ 163,164.с.38
№ 172,173.с.40
№183,184 .с.41
№193,195 .с.44
№206,208 .с.45
№ 222.с.47

1
1
1
1
1
1
1

№ 230.с.48
№245.с.50
№253 .с.51
№ 13,14.с.54
№ 26,28.с.55

1
1
1
1

с.58-59

1

№273,274 .с.61
№281,282 .с.62
№ 290.с.63

1
1
1

№294 .с.64
№ 304,305.с.65

1
1

№308,309 .с.66
№ 317.с.67

1
1
1
1
1

№ 324.с.68
№ 7,12.с.69
№15,20 .с.72

№331 .с.76
№335,337 .с.77
№ 347,348.с.78
№353-355 .с.79

1
1
1
1

№360,361 .с.80

1

№369,371 .с.81

1

55
56
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

79
80
81
82
83
84

Письменные приѐмы деления.
Письменные приѐмы деления.
Задачи на увеличение и уменьшение числа в
несколько раз, выраженные в косвенной
форме.
Письменные приѐмы деления.
Решение задач изученных видов.
Письменные приѐмы деления.
Решение задач.
Закрепление изученного материала.
Контрольная работа по теме: «Умножение
и деление на однозначное число».
Анализ
к/р.
Закрепление
изученного
материала.
Умножение и деление на однозначное число.
Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь
между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач на движение.
Решение задач на движение.
Решение задач на движение.
Проверочная работа.
Умножение числа на произведение.
Письменное
умножение
на
числа,
оканчивающиеся нулями.
Письменное
умножение
на
числа,
оканчивающиеся нулями.
Письменное
умножение
двух
чисел,
оканчивающихся нулями.
Решение задач на движение.
Перестановка и группировка множителей.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме: «Письменное
умножение двух чисел, оканчивающихся
нулями»
Анализ к/р. Деление числа на произведение.
Деление числа на произведение.
Деление с остатком на 10,100,1000.
Решение задач на нахождение обратной
данной.
Письменное
деление
на
числа,
оканчивающиеся нулями.
Письменное
деление
на
числа,

№ 375.с.82
№385 .с.84
№387 .с.84

№401,402 .с.86
№403 .с.86

1
1
1

№ 3.с.91

1
1
1
1
1
1

№ 29-31.с.93

1

№ 6.с.4

1
1

№408 .с.87
№ 413,414.с.88
№ 432,435.с.90

№11,12 .с.5
№ 17.с.6

№ 38,39.с.12
№45,46 .с.13

1
1
1
1
1
1

№49.с.14

1

№57,58 .с.15

1

№62,64 .с.16

1
1
1
1

№23,25 .с.7
№33.с.8
№2 .с.10

№69,72 .с.17
№15,18 .с.21
№21,22 .с.22

№76 .с.25
№94 .с.27
№99,100 .с.28

1
1
1
1

№106,108 .с.29

1

№113 .с.30

1

№84,86 .с.26

оканчивающиеся нулями
85 Письменное
деление
на
числа,
оканчивающиеся нулями
86 Письменное
деление
на
числа,
оканчивающиеся нулями
87 Решение задач.
88 Закрепление изученного материала.
89 Что узнали. Чему научились.
90 Контрольная работа по теме: «Умножение
и деление на числа, оканчивающиеся нулями».
91 Анализ к/р.Наши проекты: «Математика
вокруг нас».
92 Умножение числа на сумму.
93 Умножение числа на сумму
94 Письменное умножение на двузначное
число.
95 Письменное умножение на двузначное число
96 Решение задач.
97 Решение задач.
98 Письменное умножение на трехзначное
число.
99 Письменное умножение на трехзначное
число.
100 Закрепление изученного материала.
101 Закрепление изученного материала.
102 Что узнали. Чему научились.
103 Контрольная работа по теме: «Умножение
на двузначное и трехзначное число».
104 Письменное деление на двузначное число.
105 Письменное деление с остатком на
двузначное число.
106 Алгоритм
письменного
деления
на
двузначное число.
107 Письменное деление на двузначное число.
108 Письменное деление на двузначное число.
109 Закрепление изученного материала.
110 Решение задач.
111 Закрепление изученного материала.
112 Письменное деление на двузначное число.
113 Закрепление изученного материала. Решение
задач.
114 Закрепление изученного материала. Решение

№ 118,119.с.31

1

№ 123,124.с.32

1

№ 127,128.с.33
№135-137 .с.34

1
1

№9-12 .с.35
№26-28 .с.37

1

с.40-41

1

№ 143,145.с.42
№153,155 .с.43

1
1
1

№159,160 .с.44
№167,168 .с.45
№17 .с.46
№180.с.47
№184 .с.48

1
1
1
1

№188,189 .с.49

1

№195,196 .с.50
№202,203 .с.51
№18-23 .с.5556
№25 .с.56

1
1
1

№ 208.с.57
№ 214,216.с.58

1
1

№ 221,225.с.59

1

№ 228.с.60

№267,269 .с.65
№272 .с.66

1
1
1
1
1
1
1

№ 3,4.с.67

1

№234,237 .с.61
№244,246 .с.62
№254.с.63
№262,263 .с.64

1

115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

125
126
127
128
129
130
131
132
133
135
134
136

задач.
Контрольная работа по теме: «Деление на
двузначное число».
Анализ к/р. Письменное деление на
трехзначное число.
Письменное деление на трехзначное число.
Закрепление изученного материала.
Проверка умножения делением.
Деление с остатком.
Деление на трехзначное число.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме: «Деление на
трехзначное число».
Анализ к/р. Письменное деление на
трехзначное число.
Итоговое повторение(12ч.)
Нумерация.
Сравнение чисел.
Выражение. Равенство. Неравенство.
Уравнение и его решение.
Арифметические действия. Названия и
образования.
Порядок выполнения действий.
Свойства сложения. Свойства умножения.
Связь между числами при сложении и
вычитании.
Связь между числами при умножении и
делении.
Действия с числами 0 и 1.
Геометрические фигуры.
Решение задач на нахождение площади
геометрической фигуры.

№22-24 .с.71

1

№281,283 .с.72

1

№286,289 .с.73
№297,298 .с.74

1

№ 301,304.с.75
№ 311,313.с.76
№ 317,320.с.77
№ 20,23.с.84

1
1
1
1
1

№35,36 .с.85

1

№7,16, .с.82,83

№6 .с.89
№7,8 .с.89
№ 12,14.с.91

1
1
1
1
1
1

№7 .с.94
№ 6.с.95
№ 11,12.с.97

1
1
1

№6,8 .с.98

1

№14,15 .с.99

1
1

№15,17 .с.87
№25 .с.88

№26,28 .с.101
с.103


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».