2 Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативнометодических материалов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам); 2. Основная образовательная программа МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек 3. Локальный акт МКОУ СОШ с.п. .Нижний Черек «Положение о рабочей программе»; 4. Примерная программа по физической культуре, с учѐтом комплексной программы физического воспитания учащихся А. П. Матвеев. Программа ориентирована на использование учебника Физическая культура. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. П. Матвеев. – М., 2018. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. Цель учебного предмета «Физическая культура» в основной школе – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи обучения: Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приѐмами базовых видов спорта; 3 Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. На уроках физической культуры в 7 классе решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лѐгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 7 классов получают представления о физической культуре личности, еѐ взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах. Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей. Большое значение в этом возрасте придаѐтся решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своѐм предметном содержании направлен на: Реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащѐнностью 4 учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион и т.д.), региональными климатическими условиями и видов учебного учреждения (городские, малокомплектные и т.д.); Реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; Расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на решение задачи формирования целостного мировоззрения учащихся, установление взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, при составлении эффективного режима дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Вклад предмета «Физическая культура» в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования заключается в направленном воспитании творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности. В результате обучения у учащихся основной школы укрепляется не только здоровье, но и формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности, которые помогают в реализации поставленных задач. Общая характеристика предмета Для учащихся 7 классов основными формами организации образовательного процесса по предмету служат: Уроки физической культуры; Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, Самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Для проведения современного урока по физической культуре необходимо, владеть принципами дифференцированного и индивидуального подхода к 5 учащимся в зависимости от состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств. В основной школе уроки физической культуры делятся на: Уроки с образовательно-познавательной направленностью (знакомство учащихся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучение навыкам и умениям по организации и проведению этих занятий); Уроки с образовательно-обучающей направленностью (обучение практическому материалу из всех тематических разделов, освоение новых знаний, которые касаются предмета обучения); Уроки с образовательно-тренировочной направленностью (для развития физических качеств и решения поставленных задач, определение динамики физической нагрузки, обучение способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над еѐ величиной). Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование». Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура». Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает такие темы, как «История физической культуры и еѐ развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об олимпийском движении в России, основных этапах развития олимпийского движения в России и СССР, выдающихся спортсменах СССР и России, Олимпийских играх в Москве, о двигательных действиях и технической подготовке, двигательном умении и двигательном навыке, влиянии занятий физической культурой на формирование положительных качеств человека, организации досуга средствами физической культуры, оценке техники движений, о причинах появления ошибок в технике движений и способы их предупреждения, о ведении дневника самонаблюдения и оценке эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Это раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает информацию об организации и проведении самостоятельных занятий по видам спорта с учѐтом индивидуальных способностей, физического развития и уровня подготовленности; соблюдение 6 требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбора инвентаря, одежды для занятий по видам спорта. Раздел содержит представления о структуре двигательной деятельности, отражающиеся в соответствующих способах еѐ организации, исполнения и контроля. Раздел «Физическое совершенствование» - наиболее значительный по объѐму учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Предлагаемые упражнения распределяются по разделам базовых видов спорта и дополнительно группируются внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Этот раздел включает темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность» и «Спортивнооздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью». Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся и предусматривает изучение оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня и учебной недели. В неѐ входят индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры: комплексы упражнений, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» включает в себя средства общей физической, технической, тактической, интегральной подготовки обучающихся по видам спорта. Содержание программного материала уроков состоит в свою очередь из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры строится с учѐтом индивидуальных способностей учащихся, местных особенностей работы школы, специализации учителя-предметника. Сохраняя определѐнную традиционность в изложении практического материала школьных программ, данная программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах: «Лѐгкая атлетика»; «Гимнастика с основами акробатики»; «Спортивные игры»; «Общеразвивающие упражнения». 7 При этом каждый тематический раздел программы может включать дополнительно и подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. При проведении уроков используются дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учѐтом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты включают воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, людьми различного возраста в любой деятельности; формирование ценности здорового образа жизни; Метапредметные результаты включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Предметные результаты включают освоенные умения учащимися в ходе изучения учебного предмета физическая культура в 5 классе, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами. Место предмета в учебном плане 8 Предмет «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся. Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы. При разработке учебной программы учитывались в целом потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации. В соответствии с Федеральным планом курс «Физическая культура» изучается в 7 классе в объѐме 3 часа в неделю, общий объѐм учебного времени составляет 102 часа, в соответствии с Учебным планом основного общего образования ФГОС МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в 7 классе представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. Личностные результаты: Овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; Овладение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; Способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; Овладение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спортивные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. 9 Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. Культура движений, умение передвигаться красиво, легко и непринуждѐнно. Умение достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; Умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнѐрами во время учебной и игровой деятельности. Овладение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; Овладение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; Умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Метапредметные результаты: Умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; Умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; Осознание необходимости обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; Умение организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; Умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе еѐ выполнения; Умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; Способность видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; 10 Способность оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; Овладение способностью управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: Умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; Умение излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; Способность представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; Умение измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; Способность оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; Умение организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; Умение характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать еѐ напряжѐнность во время занятий по развитию физических качеств; Развитие навыков взаимодействия со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; Умение в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; Умение подавать строевые команды, вести счѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; 11 Умение находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; Умение выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высокотехническом уровне, характеризовать признаки технического исполнения; Умение выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; Умение применить жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Содержание предмета «Физическая культура» Раздел «Знания о физической культуре» Олимпийское движение в России. Основные этапы развития олимпийского движения в России и СССР. Выдающиеся спортсмены СССР и России. Олимпийские игры в Москве. Двигательные действия и техническая подготовка. Двигательные умения и двигательные навыки. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств человека. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка техники движений. Причины появления ошибок в технике движений и способы их предупреждения. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Раздел «Физическое совершенствование» Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. 12 Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики: Организующие команды и приѐмы; Акробатические упражнения и комбинации; Кувырок назад в полушпагат; Опорные прыжки (опорный прыжок «согнув ноги» и «ноги врозь»); Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки) или перевѐрнутой скамейке; Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики); Упражнения на гимнастических брусьях; Висы и упоры; Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости; Лазанье по канату и гимнастической стенке. Лѐгкая атлетика: Беговые и прыжковые упражнения; Бег на длинные и короткие дистанции, эстафетный бег; Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега; Метание малого мяча в вертикальную мишень, на дальность с трѐх шагов разбега; Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Спортивные игры: Баскетбол. Основные приѐмы. Правила техники безопасности. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Волейбол. Основные приѐмы. Правила техники безопасности. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка. Формы контроля: Тематический (тесты по определенной теме, сдача контрольных нормативов): тесты по определению уровня овладения техникой вида спорта, тесты по определению уровня физической подготовки; Фронтальный (устный опрос, письменное тестирование); Портфолио (сфера спортивных достижений); 13 Используются современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений; Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учѐтом уровня физической подготовленности и группы здоровья; Информационно-коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры. Примерное распределение учебных часов по разделам программы Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице. Раздел программы Количество часов Знания о физической культуре. В процессе проведения уроков. Способы физкультурной деятельности. В процессе проведения уроков. Физическое совершенствование: 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность; В процессе проведения урока. 2. Спортивно-оздоровительная деятельность: 18 Гимнастика с основами акробатики; 25 Лѐгкая атлетика; 40 Спортивные игры (волейбол, баскетбол); 39 Общеразвивающие упражнения. В процессе проведения урока. 102 Общее количество часов: Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура» в 7 классе Знания о физической культуре Выпускник научится: Рассматривать физическую культуру как явление культуры; Определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими 14 сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; Разрабатывать под руководством взрослых содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, рационально планировать режим дня и учебной недели; Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; Выпускник получит возможность научиться: Узнавать великих спортсменов, принѐсших славу российскому спорту; Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник научится: Использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; Составлять под руководством взрослых комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учѐтом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выпускник получит возможность научиться: 15 Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; Проводить занятия физической культурой с использованием бега, лыжных прогулок, обеспечивать их оздоровительную направленность; Проводить восстановительные мероприятия с использованием сеансов аутотренинга и оздоровительного самомассажа. Физическое совершенствование Выпускник научится выполнять: Комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; Общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); Акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; Гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; Легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); Передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций; Спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; Тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: Выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; Выполнять основные технические действия и приѐмы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. 16 Критерии оценивания различных видов работ Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе): – Практический курс осуществляется следующим образом: «5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме; «4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости; «3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения; 17 «2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов. Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом. - Итоговые оценки Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих. Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу «5» - ставится если: - полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; - есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей; - рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов); - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины. «4» - выставлена тогда, когда: - раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов. «3» - ставится если: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; - определения понятий не достаточно четкие; - не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; - допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий 18 «2» - получает тот кто: - не раскрыл основное содержание учебного материала; - не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя; - при проверке выполнения Д.З. не ответил ни на один из вопросов; - допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии. 19