ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П .Журавлева, В.И. Коровина. Рабочая программа ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту «Литература» в 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2019 г На изучение программного материала учебным планом МКОУ СОШ с .п. Нижний Черек в 2023-2024 учебном году отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Интернет-ресурсы: 1. Методико-литературный Интернет-сервер (www.mlis.fobr.ru). 2. Методическая лаборатория русского языка и литературы Московского института открытого образования (www.ruslit.metodist.ru). 3. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru). 4. Сайт Издательского дома «1 сентября»: www.1september.ru 5. Образовательный портал «Учеба»: www.ucheba.com 6. Русский филологический портал: www.philology.ru 7. Сайт российского общества преподавателей русского языка и литературы: www.ropryal.ru 8. http://school-collection.edu.ru/ 9. http://lit.lib.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki 10.http://festival.1september.ru/ 11.http://www.zavuch.info 12.http://www.intergu.ru 13.http://www.openclass.ru 14.http://edu.1september.ru 15.http://www.uroki.net/docrus.htm 16.http://www.rusedu.ru/ 17.http://www.openclass.ru/node/24859 Формы промежуточной аттестации: контрольная работа (К.Р.) , проверочная работа (ПР.Р.), сочинение, тест , самостоятельная работа, чтение наизусть Планируемые результаты освоения учебного предмета: I. Личностные результаты: • личностное самоопределение - совершенствование духовнонравственных качеств личности; • толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернетресурсы). II. Метапредметные результаты: 1. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • умение планировать пути достижения цели; • умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения; • умение устанавливать целевые приоритеты; • умение сознательно регулировать эмоциональное состояние; 2. Коммуникативные УУД: • умение работать как индивидуально, так и в группе; • умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера; • умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. 3. Познавательные УУД: • умение обобщать понятия, осуществлять сравнение; • умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы; • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; • владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения. III. Предметные результаты: 1. В познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры; • формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы, их оценка; • собственная интерпретация изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и своего отношения к ней. 3. В коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие текста; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог на литературоведческую тему; • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы. 4. В эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического вкуса; Основные виды деятельности по освоению литературных произведений Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Заучивание наизусть стихотворных текстов. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений. Составление планов и написание отзывов о произведениях Написание изложений с элементами сочинения. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Содержание учебного курса Введение Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник».Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ. Из русской литературы 18 века Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Из русской литературы 19 века Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и«Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) «Край ты мой, родимый край…» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет.«Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Из русской литературы 20 века Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. «Тихая моя Родина» (обзор) Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа. Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов 20 века А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Из литературы народов России Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Из зарубежной литературы Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность».Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Календарно-тематическое планирование уроков 7 класс (68 часов) № п/п 1. Тема урока Тип урока Вид деятельности учащихся на уроке Формирование у учащихся умений Урок (1 час) построения и изучения Изображение человека реализации новых нового как важнейшая знаний (понятий, материала идейно-нравственная способов действия): проблема литературы. - Изучение содержания параграфа учебника; ВВОДНЫЙ УРОК - Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой), - Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий, - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок 2 Предания как поэтическая автобиография народа. Урок изучения нового материала Дата план факт 4. 3 Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа с теоретическим лит. материалом по теме «Былины», Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов) Выразительное чтение былины учителем Новгородский цикл былин. «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Комбинированный Формирование у урок учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - коллектив. работа с ЛП (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос), - работа в парах (выразительное чтение отрывков с последующим 5. 6. рецензированием), - чтение по ролям - словарная работа - беседа Урок внеклассного Формирование у чтения учащихся «Калевала» — карело-финский деятельностных мифологический эпос. способностей к Изображение жизни народа, его структурированию и национальных традиций, систематизации обычаев, трудовых будней и изучаемого праздников. предметного содержания: Вн. чт. - комплексное повторение, с/р с ЛП), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок Пословицы и поговорки как Комбинированный Формирование у выражение народной мудрости. урок учащихся умений построения и реализации новых знаний: - с/р или групповая работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью Справочник лит-ры»., - работа со статьей учебника - составление рассказов по пословицам 7 8. - игра - викторина «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Отрывок «О пользе книг» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - с/р с ЛП, -работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью спец. литературы и словарей), -ЛР «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси», - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. Комбинированный Формирование у урок учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль, самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки; 9. 10. - беседа - выразительное чтение - комментирование выставленных оценок РР. Подготовка к домашнему сочинению Урок развития речи Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - групповая работа (составление характеристики человека в древнерусской литературе), - словарная работа - составление плана сочинения Контрольная работа №1 по темам: « УНТ и ДРЛ» Урок контроля Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольной работы, 11 12. Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - с/р (сообщение о жизни и тв-ве поэта), - работа в парах Сильный –Слабый (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения), - комментированное чтение - словарная работа Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение по итогам дз, - выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием, - участие в коллективном диалоге, - комментирование выставленных оценок 13. 14. А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - проверка дз, - Выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием, - Групповая работа. - аналитическая беседа - сравнительная характеристика полководцев. «Медный всадник». Тема Петра Комбинированный Формирование у I в поэме. урок учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - практическая работа по теме «Тема Петра I в трагедии», - ЛР в парах сильныйслабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие трагедия), 15 16. - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге», - ЛР в парах Сильный - Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада), - Сравнение художественного текста и источникалетописи Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования 17 18 собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная работа с дидактическим материалом, - Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя («Борис Годунов»), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комм-ние выставленных оценок РР. «Станционный смотритель» Урок развития речи Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А.С. Пушкина. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - написание черновиков сочинения. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Личность поэта. «Песня про купца Калашникова» - поэма об Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): 19 20. историческом прошлом России. - изучение параграфа учебника, - работа с теоретическим лит.материалом (основные понятия: поэма. Фольклор, композиция), - работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести), - устное словесное рисование, - Составление тезисного плана для пересказа «Песни..», - сравнительная характеристика героев, М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - устное словесное рисование, - СР с ЛП (составление таблицы «Калашников и Киребеевич»), - сравнительная характеристика героев, Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого 21. 22. 23 предметного содержания: - комплексное повторение, - работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации), - анализ стихов, - устное словесное рисование Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - комплексное повторение, работа над ошибками, -выразительное чтение отрывков повести, - работа в парах (поиск в тексе незнакомых слов и определение их значения), Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. Комбинированный Формирование у учащихся урок деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР (выделение этапов развития сюжета повести), - групповая работа (составление сравнительной характеристики героев), Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы. Комбинированный Формирование у учащихся урок деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого 24. 25 26 предметного содержания: - составление плана эпизода, - составление тезисного плана для пересказа отрывков, - работа с тексом, - аналитическая беседа. РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». Урок развития речи Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - сочинение Контрольная работа №2 по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя Урок контроля Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольной работы, - комментирование выставленных оценок И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - СР с ЛП (анализ повести), - Работа в парах Сильный - 27 28 29 Слабый (характеристика героев повести), - индивидуальные выступления учащихся - аналитическая беседа - пересказ Стихотворения в прозе. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР с ЛП, - выразительное чтение и его рецензирование, - чтение по ролям - аналитическая беседа Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» Тема подвига русских женщин в поэме. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов), - выразительное чтение и его рецензирование, Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда» Комбинированный Формирование у учащихся урок деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - работа в парах (составление тезисного 30 31 32 плана для пересказа отрывков), - проблемные вопросы, тест А. К. ТОЛСТОЙ. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Урок изучения нового материала Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная работа по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе, «рыцарства». - анализ лирического произведения, - беседа, - выразительное чтение М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - выразительное чтение сказки, - работа со словарем литературоведческих терминов, - Индивидуальные . выступления учащихся, - аналитическая беседа Вн. чт. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» Урок внеклассного Формирование у учащихся чтения деятельностных способностей к структурированию и 33 34 систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - СР с ЛП (анализ ), Работа в парах Сильный Слабый (характеристика героев сказки), - заполнение таблицы Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - групповая лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев), Самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. Комбинированный Формирование у учащихся урок деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - групповая РНО в ДЗ, - работа в парах Сильный Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, 35 36 37 - комментирование выставленных оценок, - словарная работа. А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - элементы ПД (подбор примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики», - работа в парах Сильный Слабый (устное рецензирование выразительного чтения рассказа), - пересказ. Вн.чт. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» Урок внеклассного Формирование у учащихся чтения умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - написание отзыва «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: 38 39 40 - индивидуальная и групповая работа (анализ рассказа, выразительное чтение рассказа), И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - проблемные вопросы, - словарная работа Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов), - выразительное чтение и его рецензирование, - устное словесное рисование Контрольная работа №3 по теме «Литература XIX века» Урок контроля Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и 41 42 43 взаимопроверки: - Игра «Литературный ринг» М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - взаимопроверка выполненного ДЗ, - групповая ЛР по тексту, - аналитическая беседа - чтение по ролям, пересказ «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» Комбинированный Формирование у учащихся урок умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - чтение по ролям, - словарная работа РР. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» Подготовка к домашнему сочинению – характеристике литературного Урок развития речи Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): -различные виды пересказов, 44 45 46 героя - устная и письменная характеристика героев: Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело, - работа с текстом, - составление плана - характеристика героев, подбор цитат, сочинение - выполнение письменной работы «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») Комбинированный Формирование у учащихся урок деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР с ЛП (составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького), - групповая работа (составление тезисного плана для различных видов пересказа) Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение содержания параграфа учебника, - конспектирование статьи, - составление цитатного плана - аналитическая беседа, пересказ В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных 47 48 души поэта. «Необычайное приключение…» способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - коллективная РНО в ДЗ, - выразительное чтение с последующим рецензированием, - групповая работа (характеристика метрикоритмических особенностей стихотворения), - лексический анализ стихотворения, - выразительное чтение В.В. Маяковский. «Хорошее Урок изучения нового материала отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), - работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), - Беседа, частичный анализ А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - развитие понятий о сказе, - составление цитатного плана для пересказа, 49 50 51 52 - подбор цитатных примеров при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?» Вн.чт. А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова Урок внеклассного Формирование у учащихся чтения умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - коллективное проектирование - аналитическая беседа, пересказ Б.Л. ПАСТЕРНАК Слово о поэте.«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при- Урок изучения нового материала роды, преображенные поэтическим зрением Пастернака. А.ТВАРДОВСКИЙ – Урок изучения «художник с мудрым сердцем и нового материала чистой совестью». Стихотворения Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах(подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности публицистики), - анализ публицистической статьи - беседа ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом — участником ВОв. Героизм, патриотизм в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, Урок изучения нового материала Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим 53 54 55 рецензированием, А. Твардовского, А. Суркова и др. Ритмы и образы военной лирики. Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - - групповая работа (составление плана рассказа), - аналитическая беседа - проблемные вопросы, пересказ. Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя), - работа с текстом, - аналитическая беседа Е. Носов «Живое пламя» Комбинированный Формирование у учащихся урок способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - различные виды пересказов, 56 57 58 - беседа, анализ эпизода Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), - работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), - Беседа, частичный анализ «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева Комбинированный Формирование у учащихся урок умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - работа в парах «Песня как синтетический жанр искусства, - Беседа, частичный анализ Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда» Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - выразительное чтение с последующим 59 60 61 рецензированием, - работа в парах (различные виды пересказов), - беседа, - составление плана «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах - беседа Проект№1 Проект А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа со статьей учебника, - Чтение произведения, составление плана, - беседа, - работа в парах «Характеристика идейноэмоционального содержания 62 63 64 рассказа», Контрольная работа №4 по теме «Русская литература 20 века» Урок контроля Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - Игра «Литературный ринг» 07.0511.05 Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - выразительное чтение с последующим его рецензированием, - работа со статьей учебника, - беседа Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона Урок изучения нового материала Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - работа в парах (Выявление черт фольклора. Определение функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях 65 66 67 зарубежной литературы) Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года Урок изучения нового материала Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проверка ДЗ, - индивидуальная и парная работа по сочинению хокку, - выразительное чтение хокку с последующим рецензированием, О.Генри. «Дары волхвов». Комбинированный Формирование у учащихся урок способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа), - выразительное чтение, Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Комбинированный урок Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная .и парная работа с дидактическим 68 материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа), - выразительное чтение, Итоговая контрольная работа № 5 по курсу литературы 7 класса. Урок контроля Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольных заданий - список книг на лето