РП по литературе в 7 кл 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса

разработана на

основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования,
 основной

образовательной

программы

основного

общего

образования МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
 авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П
.Журавлева, В.И. Коровина.
Рабочая

программа

ориентирована

на

работу

по

учебно-

методическому комплекту «Литература» в 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и
др. М.: Просвещение, 2019 г
На изучение программного материала учебным планом МКОУ СОШ
с .п. Нижний Черек

в 2023-2024 учебном году отводится

2 часа в

неделю, 68 часов в год.
Интернет-ресурсы:
1. Методико-литературный Интернет-сервер (www.mlis.fobr.ru).
2. Методическая лаборатория русского языка и литературы Московского
института открытого образования (www.ruslit.metodist.ru).
3. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).
4. Сайт Издательского дома «1 сентября»: www.1september.ru
5. Образовательный портал «Учеба»: www.ucheba.com
6. Русский филологический портал: www.philology.ru
7. Сайт российского общества преподавателей русского языка и
литературы: www.ropryal.ru
8. http://school-collection.edu.ru/
9. http://lit.lib.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki
10.http://festival.1september.ru/
11.http://www.zavuch.info
12.http://www.intergu.ru
13.http://www.openclass.ru
14.http://edu.1september.ru

15.http://www.uroki.net/docrus.htm
16.http://www.rusedu.ru/
17.http://www.openclass.ru/node/24859
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа (К.Р.) ,
проверочная работа (ПР.Р.), сочинение, тест , самостоятельная работа,
чтение наизусть
Планируемые результаты освоения учебного
предмета:
I.
Личностные результаты:
•
личностное самоопределение - совершенствование духовнонравственных качеств личности;
•
толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям;
•
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернетресурсы).
II.

Метапредметные результаты:

1.
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
•
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
•
умение планировать пути достижения цели;
•
умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать
условия и средства их достижения;
•
умение устанавливать целевые приоритеты;
•
умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;
2.
Коммуникативные УУД:
•
умение работать как индивидуально, так и в группе;
•
умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;
•
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия;
•
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
•
умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание
оснований собственных действий и действий партнера;
•
умение следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества.

3.
Познавательные УУД:
•
умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;
•
умение строить классификацию на основе дихотомического деления
(на основе отрицания);
•
умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы
на основе аргументации;
•
умение строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
•
умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать
гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование
с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы;
•
умение
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
•
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения
учебных задач;
•
владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего,
поискового чтения.
III.

Предметные результаты:

1.
В познавательной сфере:
•
понимание ключевых проблем изученных произведений;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
•
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
•
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа);
•
владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы
и культуры;
•
формулирование собственного отношения к произведениям мировой
литературы, их оценка;
•
собственная интерпретация изученных литературных произведений;

•

понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

3.
В коммуникативной сфере:
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие текста;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания
разного типа; уметь вести диалог на литературоведческую тему;
•
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы.
4.
В эстетической сфере:
•
понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства;
эстетическое
восприятие
произведения
литературы;
формирование эстетического вкуса;
Основные виды деятельности по освоению литературных
произведений

Осознанное, творческое чтение художественных
произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий,
выборочный, с элементами комментария, с творческим
заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и
понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о
произведениях

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание
сочинений
по
литературным
произведениям и на основе жизненных впечатлений

Целенаправленный поиск информации на основе
знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном
произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству
мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об
исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы»,
«Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Эпос
народов
мира. Былины. «Вольга
и
Микула
Селянинович».Воплощение в былине нравственных свойств русского
народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших
человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский
цикл
былин. «Илья
Муромец
и
Соловейразбойник».Бескорыстное служение Родине и народу, мужество,
справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты
характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения).
Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и
Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни
народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и
праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого
и темного миров карело-финских эпических песен.
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость
и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл
пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных
стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование
традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на
день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой
гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в
своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».Размышления о смысле
жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На
берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к
героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности
композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл
сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и
нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как
образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении
труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его
положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства
протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве
поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта
XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду
до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.
Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев
с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда
волнуется
желтеющая
нива...»,
«Молитва»,
«Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии,
о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства,
полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу
знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение
предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление
Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным
и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте
русского языка. Родной язык как духовная опора человека.«Близнецы», «Два
богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными
мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм
Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и
творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и«Князь
Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда
и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего
самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть
о
том,
как
один
мужик
двух
генералов
прокормил».Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность,
начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»,
«Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств
героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство
юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах
А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет.«Вечер»,
«Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не
понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»,
«Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века
Иван
Алексеевич
Бунин. Краткий
рассказ
о
писателе. «Цифры».Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический
характер
повести.
Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое
в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение
быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие
героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих
людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей.
Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости
сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не
будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением
Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет
войны
в
стихотворениях
поэтов—участников
войны. А.
Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и
др. Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем
плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,
поднятые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной
красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.
Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от
собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).
Духовное напутствие молодежи.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С.
Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...»; Б.
Окуджава. «По
смоленской
дороге...».Лирические
размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не
верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости
собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к
окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной
образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт
Бернс. Особенности
творчества. «Честная
бедность».Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение
трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом.
Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская
литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в
борьбе за свободу Родины.

Календарно-тематическое планирование уроков 7 класс (68 часов)

№ п/п

1.

Тема урока

Тип
урока

Вид деятельности
учащихся
на уроке

Формирование у
учащихся умений
Урок
(1 час)
построения и
изучения
Изображение человека
реализации новых
нового
как важнейшая
знаний (понятий,
материала
идейно-нравственная
способов действия):
проблема литературы.
- Изучение
содержания параграфа
учебника;
ВВОДНЫЙ УРОК

- Работа с
теоретическим
литературоведческим
материалом
(основные понятия:
идея, проблема,
герой),
- Работа в парах с
дидактическим
материалом с
последующей
самопроверкой по
алгоритму
выполнения заданий,
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок
2

Предания как поэтическая
автобиография народа.

Урок изучения
нового материала

Дата
план

факт

4.

3

Понятие о былине. Былина
«Вольга и Микула
Селянинович». Прославление
мирного труда героя –
труженика. Микула
Селянинович – эпический
герой.

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- работа с
теоретическим лит.
материалом по теме
«Былины»,
Работа с учебником
(чтение статьи,
составление плана,
запись тезисов)
Выразительное чтение
былины учителем

Новгородский цикл былин.
«Садко»
Своеобразие былины.
Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и
Новгородского циклов былин.

Комбинированный Формирование у
урок
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- коллектив. работа с
ЛП (составление
тезисного плана к
устному и
письменному ответу
на проблемный
вопрос),
- работа в парах
(выразительное
чтение отрывков с
последующим

5.

6.

рецензированием),
- чтение по ролям
- словарная работа
- беседа
Урок внеклассного Формирование у
чтения
учащихся
«Калевала» — карело-финский
деятельностных
мифологический эпос.
способностей к
Изображение жизни народа, его
структурированию и
национальных традиций,
систематизации
обычаев, трудовых будней и
изучаемого
праздников.
предметного
содержания:
Вн. чт.

- комплексное
повторение,
с/р с ЛП),
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок
Пословицы и поговорки как
Комбинированный Формирование у
выражение народной мудрости. урок
учащихся умений
построения и
реализации новых
знаний:
- с/р или групповая
работа на тему
«Поиск незнакомых
слов и определение их
значения с помощью
Справочник лит-ры».,
- работа со статьей
учебника
- составление
рассказов по
пословицам

7

8.

- игра - викторина
«Повесть временных лет» как
памятник древнерусской
литературы. «Поучение
Владимира Мономаха».
Отрывок «О пользе книг»

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- комплексное
повторение,
- с/р с ЛП,
-работа в парах (поиск
незнакомых слов и
объяснение их с
помощью спец.
литературы и
словарей),
-ЛР «Нравственные
заветы и идеалы
Древней Руси»,
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок

«Повесть о Петре и Февронии
Муромских» как образец
житийного жанра
древнерусской литературы.

Комбинированный Формирование у
урок
учащихся умений к
осуществлению
контрольной
функции, контроль,
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки;

9.

10.

- беседа
- выразительное
чтение
- комментирование
выставленных оценок
РР.
Подготовка к домашнему
сочинению

Урок развития
речи

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- групповая работа
(составление
характеристики
человека в
древнерусской
литературе),
- словарная работа
- составление плана
сочинения

Контрольная работа №1 по
темам: « УНТ и ДРЛ»

Урок контроля

Формирование у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной
функции, контроль и
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- выполнение
контрольной работы,

11

12.

Личность и судьба М.В.
Ломоносова. Стихи М.В.
Ломоносова.

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся умений
построения и
реализации новых
знаний (понятий,
способов действий):
- с/р (сообщение о
жизни и тв-ве поэта),
- работа в парах
Сильный –Слабый
(устное
рецензирование
выразительного
чтения
стихотворения),
- комментированное
чтение
- словарная работа

Г.Р. Державин. Очерк жизни и
творчества. Стихи Г.Р.
Державина.

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- комплексное
повторение по итогам
дз,
- выразительное
чтение стихотворения
с последующим
письменным его
рецензированием,
- участие в
коллективном
диалоге,
- комментирование
выставленных оценок

13.

14.

А.С.ПУШКИН и русская
история. Поэма «Полтава».
«Полтавский бой».
Изображение Петра в поэме.

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
- проверка дз,
- Выразительное
чтение отрывков с
последующим его
рецензированием,
- Групповая работа.
- аналитическая
беседа
- сравнительная
характеристика
полководцев.

«Медный всадник». Тема Петра Комбинированный Формирование у
I в поэме.
урок
учащихся
способностей к
рефлексии
коррекционноконтрольного типа и
реализации
коррекционной нормы
(фиксирования
собственных
затруднений в
деятельности:
- практическая работа
по теме «Тема Петра I
в трагедии»,
- ЛР в парах сильныйслабый (подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих
понятие трагедия),

15

16.

- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комментирование
выставленных оценок
«Песнь о вещем Олеге».
Понятие о балладе.

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся
способностей к
рефлексии
коррекционноконтрольного типа и
реализации
коррекционной нормы
(фиксирования
собственных
затруднений в
деятельности:
- практическая работа
по теме «Выявление
черт баллады в
«Песне о вещем
Олеге»,
- ЛР в парах Сильный
- Слабый (подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих
понятие баллада),
- Сравнение
художественного
текста и источникалетописи

Пушкин – драматург. Трагедия
«Борис Годунов»

Урок изучения
нового материала

Формирование у
учащихся
способностей к
рефлексии
коррекционноконтрольного типа и
реализации
коррекционной нормы
(фиксирования

17

18

собственных
затруднений в
деятельности:
- индивидуальная
работа с
дидактическим
материалом,
- Подбор цитат из
монолога Пимена на
тему «Образ
летописца как образ
древнерусского
писателя («Борис
Годунов»),
- коллективное
проектирование
выполнения
дифференцированного
домашнего задания,
- комм-ние
выставленных оценок
РР.
«Станционный смотритель»

Урок развития
речи

Подготовка к домашнему
сочинению по произведениям
А.С. Пушкина.

Формирование у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной
функции, контроль и
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- написание
черновиков
сочинения.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Личность поэта.
«Песня про купца
Калашникова» - поэма об

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):

19

20.

историческом прошлом России.

- изучение параграфа
учебника,
- работа с теоретическим
лит.материалом (основные
понятия: поэма. Фольклор,
композиция),
- работа в парах
(иллюстрирование понятия
опричнина примерами из
повести),
- устное словесное
рисование,
- Составление тезисного
плана для пересказа
«Песни..»,
- сравнительная
характеристика героев,

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня
про …купца Калашникова»
Степан Калашников – носитель
лучших качеств русского
национального характера.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение параграфа
учебника,
- устное словесное
рисование,
- СР с ЛП (составление
таблицы «Калашников и
Киребеевич»),
- сравнительная
характеристика героев,

Основные мотивы лирики
М.Ю. Лермонтова

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого

21.

22.

23

предметного содержания:
- комплексное повторение,
- работа в парах (подбор
цитатных примеров для
аргументации),
- анализ стихов,
- устное словесное
рисование
Н. В. ГОГОЛЬ. История
создания повести «Тарас
Бульба». Тарас Бульба и его
сыновья.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- комплексное повторение,
работа над ошибками,
-выразительное чтение
отрывков повести,
- работа в парах (поиск в
тексе незнакомых слов и
определение их значения),

Образ Запорожской Сечи в
повести. Тарас Бульба и его
сыновья в Сечи.

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- СР (выделение этапов
развития сюжета повести),
- групповая работа
(составление сравнительной
характеристики героев),

Осада польского города Дубно.
Трагедия Тараса Бульбы.

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого

24.

25

26

предметного содержания:
- составление плана эпизода,
- составление тезисного
плана для пересказа
отрывков,
- работа с тексом,
- аналитическая беседа.
РР.
Сочинение по повести «Тарас
Бульба».

Урок развития
речи

Формирование у учащихся
умений к осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- сочинение

Контрольная работа №2 по
творчеству А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Урок контроля

Формирование у учащихся
умений к осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- выполнение контрольной
работы,
- комментирование
выставленных оценок

И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник
«Записки охотника». Рассказ
«Бирюк»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексная проверка ДЗ,
- СР с ЛП (анализ повести),
- Работа в парах Сильный -

27

28

29

Слабый (характеристика
героев повести),
- индивидуальные
выступления учащихся
- аналитическая беседа
- пересказ
Стихотворения в прозе.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- СР с ЛП,
- выразительное чтение и
его рецензирование,
- чтение по ролям
- аналитическая беседа

Н.А. НЕКРАСОВ – поэт
народной боли. Поэма
«Русские женщины»
Тема подвига русских женщин
в поэме.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- проектная работа в парах
(иллюстрирование
эпизодов),
- выразительное чтение и
его рецензирование,

Своеобразие лирики Н.А.
Некрасова. «Размышление у
парадного подъезда»

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексная проверка ДЗ,
- работа в парах
(составление тезисного

30

31

32

плана для пересказа
отрывков),
- проблемные вопросы, тест
А. К.
ТОЛСТОЙ. Слово о поэте.
Исторические баллады
«Василий Шибанов» и
«Михайло Репнин».

Урок изучения
нового материала

Воспроизведение
исторического колорита эпохи.
Правда и вымысел. Тема
древнерусского

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- индивидуальная работа по
диагностической карте
типичных ошибок в
домашней работе,

«рыцарства».

- анализ лирического
произведения,
- беседа,
- выразительное чтение
М.Е. САЛТЫКОВ –
ЩЕДРИН. Образ писателя.
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил» как сатирическая
сказка.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексное повторение,
- выразительное чтение
сказки,
- работа со словарем
литературоведческих
терминов,
- Индивидуальные .
выступления учащихся,
- аналитическая беседа

Вн. чт.
Сказка М.Е. Салтыкова –
Щедрина «Дикий помещик»

Урок внеклассного Формирование у учащихся
чтения
деятельностных
способностей к
структурированию и

33

34

систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексная проверка ДЗ,
- СР с ЛП (анализ ),
Работа в парах Сильный Слабый (характеристика
героев сказки),
- заполнение таблицы
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство
писателя. Автобиографический
характер повести «Детство».
Главы «Maman», «Что за
человек был мой отец?»,
«Классы»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение параграфа
учебника,
- групповая лабораторная
работа по тексту повести
(составление портретной
характеристики героев),
Самостоятельное
составление тезисного плана
для пересказа отрывков

Глава «Наталья Саввишна».
Мастерство писателя в
раскрытии духовного роста.

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- групповая РНО в ДЗ,
- работа в парах Сильный Слабый (подбор цитатных
примеров,
иллюстрирующих формы
авторской позиции в
повести),
- коллективное
проектирование выполнения
дифференцированного
домашнего задания,

35

36

37

- комментирование
выставленных оценок,
- словарная работа.
А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра
короткого рассказа.
«Хамелеон»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- элементы ПД (подбор
примеров на тему «Речь
героев как средство их
характеристики»,
- работа в парах Сильный Слабый (устное
рецензирование
выразительного чтения
рассказа),
- пересказ.

Вн.чт.
Рассказы А.П. Чехова
«Злоумышленник», «Размазня»

Урок внеклассного Формирование у учащихся
чтения
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение параграфа
учебника,
-различные виды
пересказов,
- устная и письменная
характеристика героев,
- написание отзыва

«Край ты мой, родимый
край». Стихи о родной
природе. Жуковский, Бунин,
А. Толстой.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:

38

39

40

- индивидуальная и
групповая работа (анализ
рассказа, выразительное
чтение рассказа),
И.А. БУНИН. Судьба и
творчество. «Цифры»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение параграфа
учебника,
-различные виды
пересказов,
- устная и письменная
характеристика героев,
- проблемные вопросы,
- словарная работа

Рассказ «Лапти».
Самоотверженная любовь
Нефеда к больному ребенку.

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- проектная работа в парах
(иллюстрирование
эпизодов),
- выразительное чтение и
его рецензирование,
- устное словесное
рисование

Контрольная работа №3 по
теме «Литература XIX века»

Урок контроля

Формирование у учащихся
умений к осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и

41

42

43

взаимопроверки:
- Игра «Литературный ринг»
М. ГОРЬКИЙ. О писателе.
Автобиографический характер
повести «Детство» (1 глава)

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- взаимопроверка
выполненного ДЗ,
- групповая ЛР по тексту,
- аналитическая беседа
- чтение по ролям, пересказ

«Свинцовые мерзости жизни»,
изображенные в повести
«Детство»

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение параграфа
учебника,
-различные виды
пересказов,
- устная и письменная
характеристика героев,
- чтение по ролям,
- словарная работа

РР.
«Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни» на страницах
повести «Детство»
Подготовка к домашнему
сочинению –
характеристике литературного

Урок развития
речи

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
-различные виды
пересказов,

44

45

46

героя

- устная и письменная
характеристика героев:
Бабушка, Цыганок,
Хорошее Дело,
- работа с текстом,
- составление плана
- характеристика героев,
подбор цитат, сочинение
- выполнение письменной
работы

«Легенда о Данко» (отрывок из
рассказа «Старуха Изергиль»)

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- СР с ЛП (составление
таблицы «Пафос
романтических рассказов М.
Горького),
- групповая работа
(составление тезисного
плана для различных видов
пересказа)

Л. АНДРЕЕВ Личность
писателя. Рассказ «Кусака»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение содержания
параграфа учебника,
- конспектирование статьи,
- составление цитатного
плана
- аналитическая беседа,
пересказ

В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние
стихотворения как отражение

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных

47

48

души поэта. «Необычайное
приключение…»

способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- коллективная РНО в ДЗ,
- выразительное чтение с
последующим
рецензированием,
- групповая работа
(характеристика метрикоритмических особенностей
стихотворения),
- лексический анализ
стихотворения,
- выразительное чтение

В.В. Маяковский. «Хорошее
Урок изучения
нового материала
отношение к лошадям». Два
взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание
лирического героя стихотворения.

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексное повторение,
- СР с ЛП (составление
конспекта статьи учебника,
пересказ статьи),
- работа в парах (подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих понятие
лирический герой),
- Беседа, частичный анализ

А.П. ПЛАТОНОВ. Личность
писателя. Рассказ «Юшка»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- развитие понятий о сказе,
- составление цитатного
плана для пересказа,

49

50

51

52

- подбор цитатных примеров
при составлении ответ на
вопрос «Каковы
доказательства душевной
щедрости главного героя
рассказа?»
Вн.чт.
А.П. ПЛАТОНОВ
«В прекрасном и яростном
мире». Своеобразие языка
прозы Платонова

Урок внеклассного Формирование у учащихся
чтения
умений к осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- коллективное
проектирование
- аналитическая беседа,
пересказ

Б.Л. ПАСТЕРНАК Слово о
поэте.«Июль», «Никого не
будет в доме...». Картины при-

Урок изучения
нового материала

роды, преображенные
поэтическим зрением
Пастернака.
А.ТВАРДОВСКИЙ –
Урок изучения
«художник с мудрым сердцем и нового материала
чистой совестью».
Стихотворения

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- работа в парах(подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих жанровые
особенности публицистики),
- анализ публицистической
статьи
- беседа

ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью
с поэтом — участником ВОв.
Героизм, патриотизм в стихотворениях поэтов —
участников войны:
А. Ахматовой,
К. Симонова,

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- выразительное чтение
стихотворений с
последующим

53

54

55

рецензированием,

А. Твардовского,
А. Суркова и др. Ритмы и
образы военной лирики.
Ф. АБРАМОВ и его рассказ
«О чем плачут лошади»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- - групповая работа
(составление плана
рассказа),
- аналитическая беседа
- проблемные вопросы,
пересказ.

Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла».
Нравственная проблематика
рассказа

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- групповая практическая
работа (поиск цитатных
примеров,
иллюстрирующих понятие
портрет героя, юмор, речь
героя),
- работа с текстом,
- аналитическая беседа

Е. Носов «Живое пламя»

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- различные виды
пересказов,

56

57

58

- беседа, анализ эпизода
Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ
«Тихое утро»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексное повторение,
- СР с ЛП (составление
конспекта статьи учебника,
пересказ статьи),
- работа в парах (подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих понятие
лирический герой),
- Беседа, частичный анализ

«Земля родная». Статьи Д.С.
Лихачева

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- изучение параграфа
учебника,
- работа в парах «Песня как
синтетический жанр
искусства,
- Беседа, частичный анализ

Смешное и грустное в
рассказах М. Зощенко. Рассказ
«Беда»

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- выразительное чтение с
последующим

59

60

61

рецензированием,
- работа в парах (различные
виды пересказов),
- беседа,
- составление плана
«Тихая моя
Родина» Стихотворения о
Родине, родной природе,
собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф.
Сологуб, С. Есенин, Н.
Заболоцкий, Н. Рубцов).

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- работа в парах
- беседа

Проект№1

Проект

А.Н. Вертинский «Доченьки»,
И.А. Гофф «Русское поле».
Лирические размышления о
жизни. Б. Ш. Окуджава «По
Смоленской дороге». Светлая
грусть переживаний.

Расул Гамзатов. Краткий
рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная
земля...», «Я вновь
пришел сюда и сам не верю...»

Формирование у учащихся
умений построения и
реализации новых знаний
(понятий, способов
действий):
- выразительное чтение
стихотворений с
последующим
рецензированием,

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- работа со статьей
учебника,
- Чтение произведения,
составление плана,
- беседа,
- работа в парах
«Характеристика идейноэмоционального содержания

62

63

64

рассказа»,
Контрольная работа №4 по
теме «Русская литература 20
века»

Урок контроля

Формирование у учащихся
умений к осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- Игра «Литературный ринг»

07.0511.05
Представления народа о
справедливости и честности
«Честная бедность» Роберта
Бернса

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- выразительное чтение с
последующим его
рецензированием,
- работа со статьей
учебника,
- беседа

Ощущение трагического
разлада героя с жизнью в
стихотворении «Ты кончил
жизни путь, герой!» Дж. Г.
Байрона

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания:
- комплексное повторение,
- работа в парах (Выявление
черт фольклора.
Определение функций
фольклорных мотивов,
образов, поэтических
средств в произведениях

65

66

67

зарубежной литературы)
Японские трехстишия (хокку).
Изображение жизни природы и
жизни человека в их
нерасторжимом единстве на
фоне круговорота времен года

Урок изучения
нового материала

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- проверка ДЗ,
- индивидуальная и парная
работа по сочинению хокку,
- выразительное чтение
хокку с последующим
рецензированием,

О.Генри. «Дары волхвов».

Комбинированный Формирование у учащихся
урок
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- индивидуальная .и парная
работа с дидактическим
материалом (подбор
примеров,
иллюстрирующих функции
языковых и
композиционных средств в
тексте рассказа),
- выразительное чтение,

Р.Д. Бредбери. «Каникулы».

Комбинированный
урок

Формирование у учащихся
способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа и реализации
коррекционной нормы
(фиксирования собственных
затруднений в деятельности:
- индивидуальная .и парная
работа с дидактическим

68

материалом (подбор
примеров,
иллюстрирующих функции
языковых и
композиционных средств в
тексте рассказа),
- выразительное чтение,
Итоговая контрольная
работа № 5 по курсу
литературы 7 класса.

Урок контроля

Формирование у учащихся
умений к осуществлению
контрольной функции,
контроль и самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки и
взаимопроверки:
- выполнение контрольных
заданий
- список книг на лето


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».