РП по русской литературе в 11 классе 2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на
основе:
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования,
- основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний
Черек на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Русский язык.10-11 классы» Л.М.Рыбченкова, А.Нарушевич,
Москва, «Просвещение», 2020г.
.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на
изучение русского языка отводится 2 часа в неделю (68 часов)

1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы
современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определѐнной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определѐнных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчѐты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классе
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык как
система. Основные уровни языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк,
отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и
др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность,
точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной
речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и еѐ функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике.Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.

Содержание учебного предмета в 11 классе
ВВЕДЕНИЕ. Русский язык в современном мире. Экология языка.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. Синтаксис. Синтаксические нормы.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения повествовательные,
вопросительные, побудительные, восклицательные.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные
предложения.
Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире.
Пунктуационные нормы русского языка.
Простое осложненное предложение.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные приложения. Знаки препинания.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Обобщающие слова при однородных членах.
Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в предложении с разными видами связи
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Понятие о функциональной стилистике.
Стилистическая норма русского языка.
Разговорная речь. Функции разговорной речи.
Научный стиль. Особенности научно- популярного стиля.
Официально- деловой стиль.
Публицистический стиль.
Жанры публицистики. Лингвистические заметки.
Хроника, репортаж.
Интервью.
Очерк. Язык рекламы
Культура публичной речи.
Язык художественной литературы.
Обобщение и систематизация изученного материала.

Учебно-тематический план
Содержание
Введение

Количество
часов
1

Развитие
речи
-

Контрольная
работа /тест
-

Язык и речь

30

-

4

Функциональная стилистика и
культура речи

27

11

2

Повторение

10

-

4

Итого

68

11

10

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 11 класс (68 часов)

Номер
урока

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

Даты проведения
план

Язык как знаковая система и
общественное явление. Повторение
изученного в 10 классе.

14
часов

1

Русский язык в современном мире

1 час

03.09

2

Экология языка

1 час

06.09

факт

3

Повторение «Морфология.
Морфологические нормы»

1 час

10.09

4

Повторение «Орфографические нормы
русского языка. Принципы русской
орфографии»

1 час

13.09

5

Повторение «Правописание гласных в
корне»

1 час

17.09

6

Повторение «Правописание приставок.
Буквы и, ы после приставок»

1 час

20.09

7

Повторение «Правописание Н/НН в
словах различных частей речи»

1 час

24.09

8

Повторение «Правописание не и ни»

1 час

27.09

9

Повторение «Правописание предлогов,
союзов, частиц»

1 час

01.10

10

Повторение «Фонетика. Орфоэпические
нормы»

1 час

04.10

11

Повторение «Лексикология и
фразеология.»

1 час

08.10

12

Повторение «Лексические нормы»

1 час

11.10

13

Подготовка к контрольной работе

1 час

15.10

14

Контрольная работа № 1

1 час

18.10

Язык и речь. Культура речи.

29
часов

15

Синтаксис. Синтаксические нормы

1 час

22.10

16

Пунктуационные нормы русского языка.

1 час

25.10

17

Знаки препинания и их функции в
письменной речи

1 час

29.10

18

Практическое занятие по теме
«Пунктуационные нормы русского
языка. Знаки препинания и их функции
в письменной речи»

1 час

01.11

19

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

1 час

12.11

20

Практическое занятие по теме «Знаки
препинания в предложениях с
однородными членами»

1 час

15.11

21

Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами. Обособленные
и необособленные определения

1 час

19.11

22

Обособленные приложения

1 час

22.11

23

Обособленные обстоятельства

1 час

26.11

24

Обособленные дополнения.

1 час

29.11

25

Подготовка к контрольной работе

1 час

03.12

26

Контрольная работа № 2

1 час

06.12

27

Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями

1 час

10.12

28

Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях.

1 час

13.12

29

Практическое занятие по теме «Знаки
препинания в предложениях с вводными
конструкциями, вводных словах и
словосочетаниях»

1 час

17.12

30

Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.

1 час

20.12

31

Практическое занятие «Знаки
препинания в сложносочиненном
предложении»

1 час

24.12

32

Тестовая работа по теме «Знаки
препинания в сложносочиненном
предложении»

1 час

27.12

33

Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с
одним придаточным.

1 час

14.01

34

Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными.

1 час

17.01

35

Практическое занятие по теме «Знаки
препинания в сложноподчиненном
предложении»

1 час

21.01

36

Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении

1 час

24.01

37

Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении

1 час

28.01

38

Двоеточие и тире в бессоюзном
сложном предложении.

1 час

31.01

39

Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи

1 час

04.02

40

Знаки препинания в сложном
предложении на стыке двух союзов

1 час

07.02

41

Практическое занятие «Знаки
препинания в сложном предложении с
разными видами связи»

1 час

11.02

42

Подготовка к контрольной работе

1 час

14.02

43

Контрольная работа № 3

1 час

18.02

Функциональная стилистика и
культура речи.

15
часов

Понятие о функциональной стилистике
и о стилистической норме русского
языка

1 час

44

21.02

45

Разговорная речь

1 час

25.02

46

Научный стиль

1 час

28.02

47

Анализ текстов научного стиля

1 час

04.03

48

Официально-деловой стиль

1 час

07.03

49

Анализ текстов официально-делового
стиля

1 час

11.03

50

Публицистический стиль.

1 час

14.03

51

Жанры публицистики.

1 час

18.03

52

Хроника, репортаж

1 час

21.03

53

Интервью

1 час

01.04

54

Очерк

1 час

04.04

55

Язык рекламы

1 час

08.04

56

Культура публичной речи

1 час

11.04

57

Язык художественной литературы

1 час

15.04

58

Практикум. Анализ художественного
текста (фрагмента)

1 час

18.04

Повторение изученного в 10-11
классах

10
часов

59

Повторение «Орфографические нормы
русского языка. Принципы русской
орфографии»

1 час

22.04

60

Повторение «Правописание Н/НН в
словах различных частей речи»

1 час

25.04

61

Повторение «Знаки препинания в
сложносочиненном предложении»

1 час

29.04

62

Повторение «Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении»

1 час

02.05

63

Повторение «Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении»

1 час

06.05

64

Повторение «Знаки препинания в
сложном предложении с разными
видами связи»

1 час

09.05

65

Подготовка к контрольной работе

1 час

13.05

66

Контрольная работа № 4

1 час

16.05

67

Повторение стилистических норм
русского языка

1 час

20.05

68

Повторение сведений по культуре речи

1 час

23.05

ВСЕГО

68
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».