Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на 2023-2024 учебный год. Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Русский язык.10-11 классы» Л.М.Рыбченкова, А.Нарушевич, Москва, «Просвещение», 2020г. . Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на изучение русского языка отводится 2 часа в неделю (68 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Цифровые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Культура письменной речи http://www.gramma.ru Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Планируемые метапредметные результаты 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определѐнной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определѐнных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчѐты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классе Базовый уровень Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Речь. Речевое общение. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и еѐ функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Содержание учебного предмета в 11 классе ВВЕДЕНИЕ. Русский язык в современном мире. Экология языка. ЯЗЫК И РЕЧЬ. Синтаксис. Синтаксические нормы. Словосочетание как синтаксическая единица. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Пунктуационные нормы русского языка. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные приложения. Знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Знаки препинания в предложении с разными видами связи ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ Понятие о функциональной стилистике. Стилистическая норма русского языка. Разговорная речь. Функции разговорной речи. Научный стиль. Особенности научно- популярного стиля. Официально- деловой стиль. Публицистический стиль. Жанры публицистики. Лингвистические заметки. Хроника, репортаж. Интервью. Очерк. Язык рекламы Культура публичной речи. Язык художественной литературы. Обобщение и систематизация изученного материала. Учебно-тематический план Содержание Введение Количество часов 1 Развитие речи - Контрольная работа /тест - Язык и речь 30 - 4 Функциональная стилистика и культура речи 27 11 2 Повторение 10 - 4 Итого 68 11 10 Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 11 класс (68 часов) Номер урока Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Даты проведения план Язык как знаковая система и общественное явление. Повторение изученного в 10 классе. 14 часов 1 Русский язык в современном мире 1 час 03.09 2 Экология языка 1 час 06.09 факт 3 Повторение «Морфология. Морфологические нормы» 1 час 10.09 4 Повторение «Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии» 1 час 13.09 5 Повторение «Правописание гласных в корне» 1 час 17.09 6 Повторение «Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок» 1 час 20.09 7 Повторение «Правописание Н/НН в словах различных частей речи» 1 час 24.09 8 Повторение «Правописание не и ни» 1 час 27.09 9 Повторение «Правописание предлогов, союзов, частиц» 1 час 01.10 10 Повторение «Фонетика. Орфоэпические нормы» 1 час 04.10 11 Повторение «Лексикология и фразеология.» 1 час 08.10 12 Повторение «Лексические нормы» 1 час 11.10 13 Подготовка к контрольной работе 1 час 15.10 14 Контрольная работа № 1 1 час 18.10 Язык и речь. Культура речи. 29 часов 15 Синтаксис. Синтаксические нормы 1 час 22.10 16 Пунктуационные нормы русского языка. 1 час 25.10 17 Знаки препинания и их функции в письменной речи 1 час 29.10 18 Практическое занятие по теме «Пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их функции в письменной речи» 1 час 01.11 19 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 час 12.11 20 Практическое занятие по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» 1 час 15.11 21 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные и необособленные определения 1 час 19.11 22 Обособленные приложения 1 час 22.11 23 Обособленные обстоятельства 1 час 26.11 24 Обособленные дополнения. 1 час 29.11 25 Подготовка к контрольной работе 1 час 03.12 26 Контрольная работа № 2 1 час 06.12 27 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями 1 час 10.12 28 Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. 1 час 13.12 29 Практическое занятие по теме «Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, вводных словах и словосочетаниях» 1 час 17.12 30 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 1 час 20.12 31 Практическое занятие «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» 1 час 24.12 32 Тестовая работа по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» 1 час 27.12 33 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. 1 час 14.01 34 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 1 час 17.01 35 Практическое занятие по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении» 1 час 21.01 36 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 1 час 24.01 37 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1 час 28.01 38 Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. 1 час 31.01 39 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 1 час 04.02 40 Знаки препинания в сложном предложении на стыке двух союзов 1 час 07.02 41 Практическое занятие «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» 1 час 11.02 42 Подготовка к контрольной работе 1 час 14.02 43 Контрольная работа № 3 1 час 18.02 Функциональная стилистика и культура речи. 15 часов Понятие о функциональной стилистике и о стилистической норме русского языка 1 час 44 21.02 45 Разговорная речь 1 час 25.02 46 Научный стиль 1 час 28.02 47 Анализ текстов научного стиля 1 час 04.03 48 Официально-деловой стиль 1 час 07.03 49 Анализ текстов официально-делового стиля 1 час 11.03 50 Публицистический стиль. 1 час 14.03 51 Жанры публицистики. 1 час 18.03 52 Хроника, репортаж 1 час 21.03 53 Интервью 1 час 01.04 54 Очерк 1 час 04.04 55 Язык рекламы 1 час 08.04 56 Культура публичной речи 1 час 11.04 57 Язык художественной литературы 1 час 15.04 58 Практикум. Анализ художественного текста (фрагмента) 1 час 18.04 Повторение изученного в 10-11 классах 10 часов 59 Повторение «Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии» 1 час 22.04 60 Повторение «Правописание Н/НН в словах различных частей речи» 1 час 25.04 61 Повторение «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» 1 час 29.04 62 Повторение «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении» 1 час 02.05 63 Повторение «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» 1 час 06.05 64 Повторение «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» 1 час 09.05 65 Подготовка к контрольной работе 1 час 13.05 66 Контрольная работа № 4 1 час 16.05 67 Повторение стилистических норм русского языка 1 час 20.05 68 Повторение сведений по культуре речи 1 час 23.05 ВСЕГО 68 часов