раб.прогр. 7 лит 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на
основе:
 Федерального
государственного
образовательного стандарта
основного общего образования,
 основной образовательной программы основного общего
образования МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
 авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П
.Журавлева, В.И. Коровина.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Литература» в 2 ч. под ред.
Коровиной В.Я. и др. М.:
Просвещение, 2019 г
На изучение программного материала учебным планом МКОУ СОШ с
.п. Нижний Черек отводится 2 часа в неделю, 68 ч. в год.
Интернет-ресурсы:
-http://fgosreestr.ru/
- http://www.a4format.ru/
- http://www.litera.ru
- http://www.litwomen.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты должны отражать:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения

к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века,
русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
— выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно —
художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других
народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценке;

 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
 понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
— выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Обучающийся научится:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую
точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях;
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к
читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей
произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и
их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров,
владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной,
коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном
произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета).
Обучающийся научится понимать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений.

Содержание учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном
произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира
и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об
исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы»,
«Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».Воплощение
в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.
Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство,
чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Бескорыстное
служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного
достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна
былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения).
Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и
Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни
народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного
миров карело-финских эпических песен.
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и
точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл
пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных
стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование
традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на
день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой
гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в
своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».Размышления о смысле
жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На
берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к
героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности
композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл
сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда
летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его
положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства
протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI
века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до
конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь
поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с
позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда
волнуется
желтеющая
нива...»,
«Молитва»,
«Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о
«небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства,
полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу
знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя.
«Тарас
Бульба». Прославление
боевого
товарищества,
осуждение
предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление
Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте
русского языка. Родной язык как духовная опора человека.«Близнецы», «Два
богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными
мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм
Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве
поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и«Князь Михайло
Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.
Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть
о
том,
как
один
мужик
двух
генералов
прокормил».Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность,
начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и
др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя,
беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах
А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет.«Вечер»,
«Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А.
К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.
Из русской литературы 20 века
Иван
Алексеевич
Бунин. Краткий
рассказ
о
писателе. «Цифры».Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический
характер
повести.
Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта
и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие
стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие
героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих
людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей.
Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости
сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в
доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.
Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм,
патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К.
Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А.
Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной
лирики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем
плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,
поднятые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты
человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли
прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь
природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного
доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодежи.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С.
Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...»; Б.
Окуджава. «По
смоленской
дороге...».Лирические
размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не
верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного
возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям
разных
национальностей.
Особенности
художественной
образности
дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт
Бернс. Особенности
творчества. «Честная
бедность».Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического
разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие
романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты
кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу
Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни
человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя
любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери
как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о
чудесной победе добра.

Календарно-тематическое планирование

Номер
урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во
часов

Разделы. Темы уроков
Вводный урок (1 ч)
Изображение человека как
важнейшая идейно-нравственная
проблема литературы. Выявление
уровня литературного развития
учащихся
Устное народное творчество.(5 ч)
Предания. «Воцарение Ивана
Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр
и плотник».
Былина.«Вольга и Микула».
Нравственные идеалы русского
народа .
Киевский цикл былин. «Илья
Муромец и Соловей разбойник».
Черты характера Ильи Муромца.
Устное сочинение по теме «
Художественные особенности
русских былин»
Русские пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки народов
мира. Мудрость народов.
Древнерусская литература (2 ч)
Владимир Мономах – государь и
писатель. «Поучение» Владимира
Мономаха. Отрывок из «Повести
временных дет» «О пользе книг».
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные идеалы и
заветы Древней Руси. Высокий
моральный облик главной героини.
Прославление любви и верности.
Произведения русских писателей 18
века (3 ч)
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и
учѐном. «К статуе Петра Великого».
М. В. Ломоносов «Ода на день
восшествия» (отрывок)

Дата
план

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

факт

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
21

Г. Р. Державин. Знакомство с
творчеством. «Река времѐн в своѐм
течении», «На птичку», «Признание».
Произведения русских писателей 19
века(30 ч)
А. С. Пушкин. Слово о поэте.
Интерес Пушкина к истории.
«Полтава» (отрывок) Мастерство в
изображении Полтавской битвы
А. С. Пушкин «Медный всадник»
(отрывок). Выражение чувства любви
к родине. Образ автора в отрывке из
поэмы. Образ Петербурга в
творчестве А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
и еѐ летописный источник
Смысл сопоставления Олега и волхва.
Развитие понятия о балладе.
Особенности содержания и формы
баллады. Своеобразие жанра.
А. С. Пушкин – драматург. «Борис
Годунов». Сцена в Чудовом
монастыре.
А. С. Пушкин «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина».
«Станционный смотритель»
Устное сочинение «Образы Самсона
Вырина и Дуни.»
(по повести «Станционный
смотритель»)
М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни
и творчества. «Песня про купца
Калашникова». Картины быта 16 века
и их роль в понимании характеров и
идеи поэмы.
Нравственный поединок
Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Кулачный бой на
Москве-реке. Фольклорные начала в
«Песне про купца Калашникова»..
Образ гусляров и автора.
Рассказ Ю.Яковлева «Багульник»
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется
желтеющая нива». Проблема
гармонии человека и природы.
Природа в поэзии и живописи.

1
1

1

1

1
1
1

1

1

1
1

22

23

24

25
26

«Молитва», «Ангел». Урок
выразительного чтения
Н. В. Гоголь. Страницы жизни.
История создания повести «Тарас
Бульба» Урок первичного восприятия
повести Гоголя «Тарас Бульба»
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Исторический комментарий. Тарас
Бульба и его сыновья.
Нравственный облик Тараса Бульбы и
его товарищей-запорожцев.
Запорожская Сечь в повести.
Смысл противопоставления Остапа и
Андрия. Героика повести.
Трагедия Тараса Бульбы.
Особенности изображения природы и
людей в повести Гоголя. Развитие
понятия о литературном герое.

1

1
1

1
1

27

Сочинение « Остап и Андрий в
повести Гоголя».

1

28

Внеклассное чтение.
Проблема дружбы и товарищества в
повести В. Железникова «Чучело»
И. С. Тургенев. История создания
«Записок охотника». «Бирюк» как
произведение о бесправных и
обездоленных. Мастерство Тургенева
в изображении картин природы и
внутреннего состояния человека.
Художественное своеобразие
рассказа.
И. С. Тургенев. Стихотворения в
прозе Урок выразительного чтения
стихотворения в прозе Тургенева
«Русский язык».
Н. А. Некрасов. «Русские
женщины». Историческая основа
поэмы. Величие духа русской
женщины.
Анализ эпизода «Встреча княгини
Трубецкой с губернатором Иркутска»
Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова.
Н. А. Некрасов «Размышления у
парадного подъезда». Боль поэта за

1

29

30

31

32

1

1

1

1

33

34

35

36

37
38
39
40

41
42

43
44
45

судьбу народа.
М. Е. Салтыков-Щедрин .
«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Сатирическое
изображение нравственных пороков
общества
Смысл противопоставления генералов и
мужика.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий
помещик». Смысл названия сказки.
Понятие о гротеске.
Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.
«Детство» (главы). История создания.
Автобиографический характер повести
Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.
«Детство» (главы). История создания.
Автобиографический характер повести
Классное сочинение по повести
«Детство»(подготовка)
Классное сочинение по повести
«Детство».
И. А. Бунин «Цифры». Сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
А. П. Чехов Биография писателя .
«Хамелеон». Живая картина нравов.
Средства создания комического в рассказе
А. П. Чехова «Хамелеон»
«Злоумышленник»
«Край ты мой, родимый край…» Стихи
русских поэтов 19 века о родной природе
Произведения русских писателей 20
века(22 ч)
М. Горький. Биография писателя.
«Детство» (главы). Автобиографический
характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей
жизни»
«Яркое, здоровое, творческое в русской
жизни»
«Легенда о Данко» из рассказа М.
Горького «Старуха Изергиль».
Романтический характер легенды.
Сочинение-характеристика литературного
героя(устное)

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

46

47
48

49
50
51
52
53

54

55

56
57

58
59
60
61
62
63

В. В. Маяковский «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к
лошадям».
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и
бессердечие как критерии нравственности
человека. Рассказ «Петька на даче»
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги
главного героя.
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном
мире».
Устное сочинение «Нужны ли в жизни
сочувствие и сострадание?»
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не
будет в доме…»
Поэзия
А. Т. Твардовского. Философские
проблемы в лирике А. Т. Твардовского.
Развитие понятия о лирическом герое.
Трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях Ахматовой, Симонова,
Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни
военных лет.
Ф. Абрамов «О чѐм плачут лошади».
Понятие о литературной традиции.
Литературные традиции в рассказе.
Е. И. Носов «Кукла». Нравственные
проблемы рассказа.
Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение
целостному анализу эпического
произведения.
Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои
рассказа и их поступки.
Д. С. Лихачев. «Земля родная»

1

Стихи поэтов 20 века о родине, родной
природе.
М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
«Тихая моя родина» .Стихотворения о
родной природе
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте.
Размышления поэта об истоках и основах
жизни.

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

1
1
1

1

69

Зарубежная литература (6 ч)
Р. Бернс «Честная бедность».
Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил
жизни путь, герой…» как прославление
подвига во имя свободы Родины.
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и
жертвенность во имя любви.
Р. Брэдбери. Слово о писателе.
«Каникулы».
Р. Брэдбери. Слово о писателе.
«Каникулы».
Японские трехстишия (хокку)

70

Рекомендации книг на лето

1

64
65

66
67
68

1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».