9 кл рус.яз 2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на
основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования,
- основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний
Черек,
-авторской программы М.М. Разумовской, С..И. Львовой. В.И.
Капинос, В. В. Львова.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту «Русский язык» М.М. Разумовская, С..И.
Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Москва, «Дрофа»,2020 г.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на
изучение русского языка отводится 3 часа в неделю (102 часа)
Программа уплотнена с целью выделения часов на прохождение тем,
оставшихся неизученными в результате вынужденного продления весенних
каникул и досрочного завершения учебного года, обусловленным
эпидемиологической обстановкой в стране. В связи с необходимостью
ликвидации отставания от программы некоторые темы совмещены по
тематической близости.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://www.gramota.ru/3. http://www.school.edu.ru/ 4. http://www.1september.ru/ru/»
5. http://all.edu.ru/
Формы промежуточной аттестации:
-итоговые контрольные работы, диктанты, сжатое изложение,
тесты, сочинение по исходному тексту.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить

3)

1)











2)

3)

чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различного типа, справочной литературой;
овладение приѐмами отбора и систематизации материала на
определѐнную тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
разной степенью свѐрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какихлибо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания,
предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения русского языка в 9 классе обучающийся
научится понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;

научится:
• различать разговорную речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой
тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их
анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национальнокультурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами
чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,
реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии
с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме,
соблюдать
нормы
построения
текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения еѐ правильности, находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;

научится использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности; значения родного языка в жизни
человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание учебного курса
О языке
Русский язык – национальный язык русского народа.
Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной
мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о
стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного
публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные
языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с
рассуждением; рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства,
характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Обобщение изученного в 5-8классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова,
словосочетания, предложения).Лексическое и грамматическое значение
слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические
признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с
союзами и без союзов. Классификация сложных предложений:
сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем:
интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и
противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного
предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное
предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном
предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные,
изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и
степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с
несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и
придаточным предложениями.
Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе
бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной
связи. Знаки препинания в нем.
Итоговое повторение
Резервные уроки

Календарно-тематическое планирование курса (102 ч)
№
уро
ка

Тема уроков

Ко
лво
ча
со
в

1

2-3

4
5
6-7

8-9
10

1112
1314
15
16

О языке и речи (1 час)
Русский язык – национальный язык
русского народа.
Обобщение изученного в 5-8 классах
(9 часов)
Вводные слова и конструкции
Междометия и звукоподражательные
слова
Лексика. Морфемика.
Словообразование
Р/р. Обучение изложению (сжатый
пересказ текста)
Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в 5-8
классах».
Морфология и синтаксис. Орфография
и пунктуация.
Р/р. Художественный стиль речи и
язык художественной литературы.
Сложное предложение( 6 часов)
Понятие о сложном предложении.
Типы сложных предложений. Средства
связи между частями сложного
предложения.
Р/р Подготовка к сжатому
изложению
Р/р. Сжатое изложение

1

2

1

1
2

2

1
2
2

1
1

1

18

Сложносочиненное предложение
(5 часов)
Понятие о сложносочинѐнном
предложении
Виды сложносочинѐнных предложений

19

Виды сложносочинѐнных предложений

1

17

1

Дата
план

факт

2021

2223
24
25
26
27
28
2930
3132

3334
3536

3738
39
40
41
4243
4445
4647
48
4950
51

Итоговая контрольная работа за 1
четверть и ее анализ
Сложноподчиненное предложение
(30 часов)
Понятие о сложноподчинѐнном
предложении.
Виды сложноподчинѐнных
предложений.
СПП с придаточными
определительными.
СПП с придаточными
определительными.
СПП с придаточными
изъяснительными.
Знаки препинания в СПП с
придаточными изъяснительными.
Р/р. Сжатое изложение. Подготовка
и написание
СПП с придаточными
обстоятельственными. СПП с
придаточными места.
Р/р. Текст. Строение текста
СПП с придаточными времени.
Итоговый контрольный диктант по
теме «Сложноподчинѐнное
предложение» ( 2 четверть ) и ее
анализ
СПП с придаточными образа действия
и степени.
СПП с придаточными цели.
СПП с придаточными цели.
Р/р. Речевые жанры. Путевые заметки.
СПП с придаточными условия.

2

2
2
2
1
1
2
1

2
2

2
2

2
1
1
1
2

СПП с придаточными причины и
следствия.
СПП с придаточным уступительным.

2

Р/р. Речевые жанры. Эссе.
Систематизация и обобщение
изученного по теме
«Сложноподчинѐнное предложение».
Р/р. Сочинение в жанре эссе

1
2

2

1

52

5354
5556
5758
5960

61

6263
6465
6667
6869
7071
72
73

74

75

(рассуждение – размышление).
Р/р. Сочинение в жанре эссе
(рассуждение – размышление).
Сложное предложение с несколькими
придаточными
( 9 часов)
Понятие о сложноподчинѐнном
предложении с несколькими
придаточными.
Знаки препинания в СПП с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в СПП с
несколькими придаточными.
Контрольный диктант по теме
«Сложноподчиненное предложение»
/тестирование в формате ОГЭ,
анализ ошибок
Р/р. Рецензия. Понятие о жанре.
Бессоюзное сложное предложение
(12 часов)
Понятие о бессоюзном сложном
предложении
(БСП).
Бессоюзные сложные предложения со
значением перечисления.
Бессоюзные сложные предложения со
значением причины, пояснения,
дополнения.
Бессоюзные сложные предложения со
значением противопоставления или
времени, условия и следствия.
Итоговый к/д и его анализ

1

2

2
2
2

1

2

2
2

2

2

Обобщение по теме «БСП».
Р/р Подготовка к сочинению в
формате ОГЭ

1

Р/р Сочинение в формате ОГЭ

1

1

Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи
(5 часов)
Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
1

76
77
78
79

80
81
82
8384
8588
8992

Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
Р/р. Использование различных стилей в
художественных произведениях.
Повторение в конце года (12 часов)
Фонетика. Графика. Орфография.
Фонетика. Графика. Орфография.
Орфоэпия
Лексика. Морфемика.
Словообразование.
Итоговый контрольный диктант и
его анализ
Морфология и орфография

1

Орфография и пунктуация

4

1

1
1
1
1
1
2
4

Подготовка к ОГЭ (10 часов)
Повторение всех материалов для
выполнения ГИА по русскому языку
Повторение всех материалов для
выполнения ГИА по русскому языку
«Выполнение ГИА – 9 по русскому
языку в полном формате с написанием
сжатого изложения и сочинения»
100 «Выполнение ГИА – 9 по русскому
языку в полном формате с написанием
102 сжатого изложения и сочинения»
9394
9596
9799

2

2
3

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».