Раб. прогр. по р.яз 7 кл 2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек,
авторской программы М.М. Разумовской, С..И. Львовой. В.И. Капинос, В.
В. Львова.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Русский язык» М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В.
В. Львов, Москва, «Дрофа»,2020 г.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на
изучение русского языка отводится 4 часа в неделю (140 часов)
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии
'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного
русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе,
ответы на вопросы.
5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
10.Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
11.Мир слова русского http://www.rusword.org
12.Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
13.Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
14.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
15.Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому
языку http://www.svetozar.ru
16.Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.

1)

2)

3)

1)











2)

3)

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную
тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свѐрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач,
участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными

нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.

1)

2)
3)
4)
5)

6)
7)
8)

Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка
и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и
текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Обучающийся научится понимать:
основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и
ситуация речевого общения;
• признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные
нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Обучающийся научится:
различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
•

стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообшения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое);
• извлекать
информацию из различных источников; пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского
литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и
недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Обучающийся научится использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и
общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально -культурных ситуациях общения;
• увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.

Содержание учебного материала
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о

языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные
языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету,
рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и
пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие
и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами,
причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь
после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и
раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению:
определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим
словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при
характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;
непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв
о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами
благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.
Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов
типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи
предложений. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные
(отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и
стилем речи. Правильное произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,
обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и
звукоподражательных слов в речи.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему —
по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз),
обежать — обижать и т. п.

Календарно-тематическое планирование
Номе
р
урок
а
1
2

Раздел. Темы уроков

О языке(1 ч)
Изменяется ли язык с течением времени
Язык и речь. Повторение изученного в 5-6
классах(37 ч )

Кол
Дата проведения
-во план
факт
час
ов
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36

Что мы знаем о речи, ее стилях и типах
Что мы знаем о речи, ее стилях и типах
Фонетика и орфоэпия
Фонетика и орфоэпия
Фонетика и орфоэпия
Словообразование знаменательных
изменяемых частей речи
Словообразование знаменательных
изменяемых частей речи
Способы и средства связи предложений в тексте
Способы и средства связи предложений в тексте
Стили речи. Публицистический стиль
Публицистический стиль речи
Р .Р. Подробное изложение
Р .Р. Подробное изложение
Правописание: орфография и пунктуация
Разделительные ь и ь
Буква ь для обозначения мягкости согласного
Буква ь как показатель грамматической формы
Буквы о — ё после шипящих и ц
Правописание приставок
Правописание приставок
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Контрольный диктант по разделу
«Орфография»(итоговый за 1 четверть)
Слитное и раздельное написание не с разными
частями речи
Слитное и раздельное написание не с разными
частями речи
Не и ни в отрицательных местоимениях
Не и ни в отрицательных местоимениях
Употребление дефиса
Употребление дефиса
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Словарное богатство русского языка
Словари русского языка

37

Грамматика: морфология и синтаксис

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Грамматика: морфология и синтаксис
Стили речи (4 ч)
Публицистический стиль.
Заметка в газету
Сжатое изложение(подготовка)
Сжатое изложение

Наречие (39 ч)
Какие слова являются наречиями
Какие слова являются наречиями
Как отличить наречие от созвучных форм других
частей речи
Как отличить наречие от созвучных форм других
частей речи
Разряды наречий по значению
Разряды наречий по значению
Степени сравнения наречий
Степени сравнения наречий
Как отличить наречие от созвучных форм других
частей речи
Морфологический разбор наречия
Словообразование наречий
Словообразование наречий
Словообразование наречий
Итоговый контрольный диктант( за 2 четверть)
Правописание наречий, образованных от имен
существительных
Правописание наречий, образованных от имен
существительных
Не в наречиях на -о, -е
Буквы н и нн в наречиях на -о, -е
Буквы н и нн в наречиях на -о, -е
Буквы о — е на конце наречий после шипящих
Рассуждение-размышление в публицистическом
стиле
Рассуждение-размышление в публицистическом
стиле
Сочинение-рассуждение(подготовка)
Сочинение-рассуждение
Буквы о — а на конце наречий
Дефис в наречиях
Дефис в наречиях
Не и ни в отрицательных наречиях

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
9091
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

Буква ь на конце наречий после шипяших
Описание состояния человека
Описание состояния человека
Употребление наречий в речи
Употребление наречий в речи
Произношение наречий
Произношение наречий
Повторение и обобщение изученного о
наречии
Обучающий тест по теме «Наречие»
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Анализ контрольного диктанта
Комплексный анализ текста

Служебные части речи (46 ч)
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Предлог как часть речи. Разряды предлогов
Правописание предлогов
Правописание предлогов
Правописание предлогов
Порядок слов в спокойной монологической
речи
Порядок слов в спокойной монологической
речи
Употребление предлогов в речи
Употребление предлогов в речи
Употребление предлогов в речи
Обратный порядок слов, усиливающий
эмоциональность речи
Обратный порядок слов, усиливающий
эмоциональность речи
Союз как часть речи. Разряды союзов
Союз как часть речи. Разряды союзов
Союз как часть речи. Разряды союзов
Правописание союзов
Правописание союзов
Правописание союзов
Итоговый контрольный диктант за 3 четверть
Анализ контрольного диктанта.
Употребление союзов в простых и сложных
предложениях
Употребление союзов в простых и сложных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

предложениях
Описание внешности человека
Описание внешности человека
Р.Р. Сочинение-описание (подготовка)
Р.Р. Сочинение-описание
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Частица как часть речи. Разряды частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Правописание частиц
Употребление частиц в речи
Употребление частиц в речи
Употребление частиц в речи
Употребление частиц в речи
Произношение предлогов, союзов, частиц
Произношение предлогов, союзов, частиц
Произношение предлогов, союзов, частиц
Произношение предлогов, союзов, частиц
Защита исследовательских проектов

Междометия (4 ч)
Междометия
Употребление междометий в речи
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта

Стили и типы речи (2 ч)
Стили и типы речи
Стили и типы речи

Повторение в конце года (5 ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Правописание наречий
Правописание союзов
138

Правописание союзов

1

139

Правописание предлогов и частиц

1

140

Подведение итогов года

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».