ПДО Мой родной край 2023-24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Культура и обычаи родного
края» разработана как интегрированная программа, обеспечивающая
комплексное взаимодействие различных видов искусства для формирования
личности воспитанника, его
нравственных
убеждений,
целостного
представления об особенностях материальной и духовной культуры народов
разных национальностей, уважительного отношения к обычаям, традициям,
языку народов.
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г.;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, приказ
Минпросвещения РФ от 09 ноября 2018., №196;
История, культура и традиции родного края — это своеобразный
«родительский сундучок».
Это – совокупность наследства, оставленного нам предками.
Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и
богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и
дедов.
Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.
Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по
назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее
среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.
Это – сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Как известно, сегодня остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего
своей «малой родины», восстановление духовности для формирования
нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Таким образом, педагогам в приобщении к культуре родного края стоит
задача воспитать в подрастающем поколении достойных людей с любовью
воспринимающих
духовные
и
нравственные
ценности,
созданные
предшественниками. Молодое поколение должно получать новые знания об
историческом прошлом своего этноса, бережно относиться к культурному
наследию мордвы, а также других народов, населяющих республику.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя
зановооткрываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем
украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие
праздники? Ответить на эти иподобные вопросы – значит, восстановить связь
времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам
адыгской народной культуры, истории абхазо- адыгов, соприкоснуться с
народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим
личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес
к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои

у

истоки, историю и культуру и создан данный курс «Мой родной край».
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее
время наблюдается повышенный интерес к изучению культуры, традиций и
обычаев родного края.
Сегодняшний день, как бы он ни отличался от дня вчерашнего, уходит в
прошлое… Но такова данность, что завтрашний день рождается сегодня и
зависит от того, что мы делаем сейчас. Адыги – народ с богатыми
фольклорными традициями. Приобщение подрастающего поколения к
национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к духовным и
нравственно-этическим ценностям своего этноса осуществляется как на уроках,
так и во внеурочной деятельности.
Также актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт в повседневной
жизни.
Изучение культуры, истории, традиций и обычаев родного края является
одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае,
воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно
играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом,
трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между
учебной и воспитательной деятельностью Дома детского творчества и
обеспечивает кружковые занятии связи.
Сегодня ни одно занятие в плане не обходится без включения в него
элементов краеведения, национально-регионального компонента. И это понятно,
так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своѐ место в
мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без
знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны,
поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру
своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или
показом. Для этого нужна соответствующая деятельность с воспитанниками.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания
является обращение к национальным, культурным традициям своего народа,
родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к
своим истокам, традициям и наследию адыгского народа. В связи с
реформированием современного российского общества воспитание учащихсяна
традициях адыгской культуры и истории родного края должно быть главным
направлением при обновлении содержания и организации педагогического
процесса.

Целесообразность программы.
Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на
национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив
историю родного края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и
общечеловеческие ценности.
Программа «Культура и обычаи родного края» предназначена для воспитания детей
на основе истории и культуры адыгского народа, на духовных ценностях, накопленных
человечеством. В программе показаны возможности интеграции занятий и
внеаудиторной деятельности. В программе предусмотрена организация лекций, занятий,
бесед с детьми разных возрастов не только в музеях республики, но и в школьных
музеях.
Новизна и отличительные особенности программы
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что
краеведческая тема недостаточно представлена в существующих программах.
Наполнение
содержания
дополнительной
образовательной
программы
местными элементарными сведениями из истории, литературы, культуры малой
Родины и разнообразными темами, раскрывающими взаимосвязь нравственных и
культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи нашего села и края,
является инновационной.
Любой край, область, даже небольшое село, неповторимы. В каждом месте своя
природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет
формировать у детей представление о том, чем славен родной край. При составлении
данной программы учитывались потребности, психофизиологические особенности
детей, запросы родителей.
Отличительной особенностью программы кружка «Мой родной край» является ее
интегративный характер. Содержательная часть основана на материале таких
предметных областей, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное
искусство, музыка, технология. В программу вошли занятия по народным промыслам,
кулинарии, шитью. Занятия создают условия для разностороннего духовного,
нравственного, эстетического, физического и умственного развития учащихся.
Структурной особенностью программы является тематическое планирование
содержания занятий. При планировании содержания занятий прописаны виды
познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным
является средний школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное
умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более
широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие
ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее
деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций
деятельностного подхода.
В ходе реализации данной программы будут выполняться следующие условия:
1.
Стимулируется познавательный интерес обучающихся, формируются

коммуникативные навыки;
2.
Осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому
обучающемуся.
Цели и задачи программы
Цель программы: пробуждение у детей интереса к истории и культуре своего
народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических
чувств; приобщения их к традициям народной культуры через разнообразные формы
работы.
Объектом работы является сам процесс приобщения детей к традициям народной
культуры.
Предмет работы – это разнообразные формы работы по приобщению детей к
традициям народной культуры. Отсюда определяются и следующие задачи данной
работы:
Образовательные:
 показать, что традиции народной культуры имеют большое значение в развитии
личности подрастающего поколения;
 провести анализ знаний, отношения, понятий воспитанников о традициях народной
культуры;
 раскрыть формы работы с детьми с целью приобщения их к традициям народной
культуры;
 познакомить детей с обычаями и традиционным укладом жизни родной страны и
своего края;
 сформировать
информационно-методический банк (программы, сценарии,
методические разработки занятий, лекций, бесед и других мероприятий, массовых дел);
 усвоение ребенком суммы сведений, культурологических знаний в процессе
воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как
патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу родного края.
Воспитательные:
 сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию
своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
 воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и
природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
 возрождать традиций почитания семейных уз, родства;
 создавать условия для созидательной творческой деятельности участников
воспитательно-образовательного процесса с учетом традиций семейного воспитания;
 воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
 развивать нравственные и эстетические чувства;
 развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем
изучения культурного наследия разных эпох и народов, населяющих наш край, чувства
сопричастности к родному дому, краю и познавательного интереса;
 развивать интерес к культуре адыгского народа.
 развивать творческие способности, научно-исследовательские умения.
Педагогические :

 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу; формирование человека трудолюбивого, духовно богатого, любящего
свое отечество, ценящего и уважающего традиции своего народа;
 возрождение традиции почитания семейных уз, родства;
 развитие интереса к адыгским традициям и промыслам; формирование
толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение
следующих принципов:
 системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности
обучения;
 научность: соблюдение логики изложения материала включающего современные
научные знания;
 доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их
развитию;
 наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
 деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
 активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик
обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение
опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
 прочность знаний (завершѐнность обучения): завершение каждой темы
итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить
учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения,
сопоставления, противопоставления;
 принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление
свободы выбора учащимся, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение
педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Работая по данной программе необходимо уделить особое внимание:
 ориентации на гуманизацию и гуманитаризацию образования через обращение к
духовным, нравственным, эстетическим ценностям, не подтвержденным идеологическим
колебаниям, имеющим всечеловеческое и национальное значение;
 расширению «воспитательного пространства» за счет введения широкого пласта
культуры своего народа и других эпох;
 развитию
эмоциональной сферы подрастающего поколения с помощью
формирования ярких образов эпохи, человека, явлений культуры, стимулирования
способности откликаться на прекрасное в жизни и искусстве, быть чутким к
переживаниям людей в какие бы далекие времена они ни жили, умение воспринимать
мир в его целостности, а также с помощью разнообразия форм работы;
 открытости, связанной с вариативностью предлагаемых тем и возможностью
творчески переосмыслить направления работы в зависимости от конкретного
социокультурного окружения, реальных потребностей учащихся и интересов педагогов,
с ориентацией на содержательное сотрудничество Дама детского творчества с
образовательными учреждениями, на совместную работу с родителями;

комплексный подход к решению образовательных и воспитательных задач,
который реализуется через:
 отбор основных тем для бесед с учащимися объединений, «скрепляющих»
структуру программы по вертикали и по горизонтали;
 определение содержания работы педагогов-организаторов и объединений в целом;
 отказ от узкофункционального воспитания по направлениям;
 переход от педагогики мероприятий к педагогике отношений;
 широкую
культурологическую направленность программы, позволяющую
включить разнообразные интересы учащихся и самих педагогов дополнительного
образования в целостную систему работы.
Сроки реализации программы.
Данная программа ориентирована на детей 1-4 классов (7-11 лет) и рассчитана на 1год
обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе постоянного состава
– 68 учебных часов
Возраст детей:
 1-й год обучения – 7-9 лет;
Формы и методы работы с воспитанниками:
Наряду с традиционными методами работы (словесные, наглядные) в программе
используются современные технологии и методики: технология развивающего
обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, интерактивные
методы, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные
технологии.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических
занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование,
экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с
интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов,
коллективные сюжетные игры, концертные программы, выставки детских работ, мастерклассы, открытые занятия и другие массовые дела.
Необходимо использовать методы «погружения» в эпоху. Поэтому, все мероприятия
кружка, разработанные в рамках данной программы, помогут создать образ эпохи, образ
человека того времени, увидеть Кабарду с разных сторон – героической и обыденной,
праздничной и будничной, так как Адыгский народ за свою историю отобрал, сохранил,
возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат
пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.
Основными методами исследования в работе являются следующие: анализ,
сравнение и обобщение, они способствуют изложению теоретического материала.
Беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование и интервьюирование – методы,
которые являются основными в исследовательской работе с детьми.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Каждый учебный год ставит свои цели и задачи, степень осуществления которых
проявляется в результате исследовательской, творческой, проектной деятельности,
отчетных выставок, конкурсов, праздников.
По завершению обучения:
 дети должны знать историю быта кабардинского народа, историю народных
промыслов края, села; песенно-музыкальный и игровой фольклор нашего края; устное

народное творчество;
 дети самостоятельно играют в национальные игры коренных народов Кавказа.
 дети называют национальную одежду адыгских народов, умеют находить различия
в элементах орнаментов костюмов русского народа и коренных народов Кавказа.
 приобрести навыки театральной импровизации по мотивам народных сказок, уметь
исполнять старинные народные песни, водить хороводы, играть в адыгские народные
(старинные) игры;
 приобрести навыки исследовательской и проектной деятельности;
 проявлять творческую самостоятельность;
 проявляют интерес к основам культуры и традиций наших предков.
 бережно относиться к историческому наследию адыгов;
 обладать культурой общения, этикета.
В течение второго учебного года дети должны получить наиболее полные знания по
истории культуры
адыгского народа, историю языческих, календарных и
простонародных праздников и обрядов. Более подробно изучают историю главных
адыгских праздников и связанные с ними традиции, обычаи и обряды. Знакомятся с
историей адыгской кухни, старинными рецептами адыгской национальной кухни. На
практических занятиях учатся приготовлению некоторых адыгских блюд (лакумы,
хичины, гедлибже, паста, жамуко, и. д.), учатся этикету. Получают представление о
пользе здоровой пищи (блюд и напитков), необходимости применять полученные знания
на практике.
 воспитанники должны знать
историю
языческих,
календарных
и
простонародных праздников и обрядов; уметь отличать языческие и мусульманские
праздники, их традиции;
 самостоятельно
рассказывают
об
обычаях
и
традициях
адыгов
(кхъуейплъыжькIэрыщIэ, гущэхэпхэ, лъэтеувэ, хьэнцигуащэ, нысашэ, унэишэ,
малъхъэтешэ и д.);
 приобщиться к духовным ценностям языческих, мусульманских и народных
традиций;
 знать историю адыгской национальной кухни, значение и пользу постной кухни,
уметь применять в повседневной жизни изученные рецепты адыгских блюд и напитков;
пропагандировать пользу здоровой пищи, приготовленной по старинным адыгским
рецептам;
 самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
 составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих
людях, о достопримечательностях малой Родины;
 пропагандировать этнографические знания и умения, организовывать различные
формы работы в коллективе;
 иметь систему нравственных ценностей и убеждений, основанных на адыгских
традициях, уважать прошлое и настоящее своей малой Родины;
 уметь выполнять и защищать исследовательские работы, творческие проекты.
Способы проверки ожидаемых результатов: фронтальный опрос, анкетирование,
тестирование, викторины, защита творческих проектов, исследовательских работ,
выступления в мероприятиях Дома детского творчества.
Формами подведения итогов реализации авторской программы являются: беседа с
детьми о содержании занятия, выставки и конкурсы разного уровня, персональные

выставки, защита творческих и исследовательских работ, создание фотоальбома «Наш
край любимый», «Коренные народы КБР».
Работа с родителями:
 индивидуальные встречи с родителями в течение года;
 посещение родителями различных выставок, мероприятий;
 проведение занятий совместно с родителями.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4.
5
6
7
8
9
10
11

Название темы
Вводное занятие
Фольклор – народное
творчество
Времена года и
народный календарь.
Родной язык и
фольклорная сказка.
Детский музыкальный фольклор
Народные игры
Народное музыкальное творчество
Малые жанры устного
фольклора
Посиделки. Праздники
Проектная
деятельность
Поисково-исследовательская работа
Итого:

всего
1

Количество часов
теоретических практических
1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

7

1

6

10

2

8

10

2

8

68

13

55

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Вводное занятие.

Знакомство с детским коллективом. Ресурсный круг «Фольклор».
Техника безопасности на занятиях. Планы на учебный год.
2. Фольклор – традиционное народное творчество.
Фольклор – словесное, музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество
народа. Его прямая связь с природой, жизнью и бытом народа, представление о мире.
Устные формы фольклорной традиции. Виды и жанры традиционного и современного
фольклора.
Практическая работа. Ресурсный круг общения. Обзорная экскурсия в школьный
музей.
3. Фольклорный театр.
Понятие о фольклорном театре. Жанры: скоморошество, балаганный театр, вертеп,
раѐк, петрушечный театр.
Практическая работа. Разучивание сценок. Изготовление куклы-петрушки. Игровая
экскурсия в школьный музей «Скоморохи – первые артисты».
4. Родной язык и фольклорная сказка.
Язык есть достояние народа, кладовая его сознания, памяти: средство общения,
взаимопонимания, передача информации от поколения к поколению. Язык музыки,
танца, жеста и т.д.
Язык фольклора. Сказка – основной вид устного народного творчества. Сказки о
животных, волшебные сказки, бытовые сказки.
Практическая работа. Инсценирование сказок, изготовление костюмов, масок,
представление сказок.
5. Детский музыкальный фольклор.
Детский музыкальный фольклор – особая самостоятельная часть народного
музыкального творчества.
Традиционный фольклор взрослых для детей: колыбельные песни, пестушки,
потешки и т.д.
Практическая работа. Составление фольклорных книг, буклетов, исследовательских
проектов; игровые и театрализованные программы.
6. Народное музыкальное творчество.
Песни – основной жанр адыгской народной музыки. Еѐ многообразные связи с
жизнью народа, трудом, праздниками. Песни хороводные и плясовые, их календарнообрядовое происхождение.
Народная хореография. Особая манера мужского и женского поведения в танце,
ритмы шага, пластика рук, своеобразие рисунка движений в каждом танце. Пляска,
парный танец, перепляс, хоровод, кадриль и т.д.
Адыгские народные инструменты: пшынэдыкъуакъуэ (род арфы), пшынэщыхъуэ, ложки,
пхъэцIыч (трещотки), бубенцы, кIэфий (свистульки), бжьамий (флейта), жалейка, рожок,
волынка, шикапшина, гусли, домра, гармошка.
Жанры инструментальной музыки: наигрыши, плясовые, пастушьи, свадебные песни и
др.
Практическая работа. Подготовка и проведение фольклорных праздников,
Музыкальных бесед, посиделок и т.д. Создание книг «Песни моей семьи», конкурсы
частушечников, ложкарей и др. Написание исследовательских работ.
7. Народные игры адыгов.
Игра как вид деятельности. Соединение в игре действия, слова, напева. Сочетание
противоположностей – традиционной сюжетной основы и индивидуально-

эмоционального «сиюминутного» поведения, жѐсткого выполнения правил и творческой
импровизации.
Практическая работа. Сбор и запись игр. Изготовление инвентаря для игр.
Ролевой тренинг «Я – затейник». «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть».
Адыгские народные игры.
8. Малые жанры устного фольклора.
Традиционный детский фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, заклички, игровые
припевки. Их функциональные, стилевые и интонационные различия.
Практическая работа. Сбор и запись произведений устного творчества (былички,
загадки, пословицы и т.д.) создание проектов, фольклорных книг.
9. Посиделки. Праздники.
Праздник- проявление всех форм и видов культурной традиции народа: от принятых
форм общения и поведения до манеры исполнения песен, танцев.
Практическая работа. Участие в подготовке и проведении праздников, обрядов,
творческих бесед о календарных праздниках, публикации в школьной газете и других
СМИ, сбор материала о народных праздниках у местных жителей, оформление
краеведческих материалов для школьного музея.
10. Проектная деятельность.
Выбор темы. Работа с литературой. Обработка материала. Написание проекта.
Защита проекта. Создание творческих и исследовательских проектов предполагается по
каждой теме. Выбор тем обусловлен принципом добровольности.
Практические занятия. Работа над рефератами, творческими проектами. Подготовка к
участию в фестивалях, конкурсах, краеведческих чтениях.
11. Поисково-исследовательская работа.
Ведение дневника экспедиции. Выпуск газетных статей. Интервью. Как стать
интервьюером. Составление опросников по темам. Для ведения беседы. Краеведческие
экспедиции к старожилам края. Запись рассказов, воспоминаний местных жителей. Сбор
материалов в местных архивах. Подготовка публикаций в местную печать. Подготовка
докладов.

Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Тема

Вводное занятие
Семья и семейный быт адыгов
Семья и Адыгэ хабзэ.
История моей семьи.
Моя семья. Творческие проекты.
Фольклор народное творчество.
Устные формы фольклора.
Виды и жанры традиционного фольклора.
Ресурсный круг общения.
Времена года и народный календарь.
Практическая работа «Вак1уэдэк1»
Практическая работа «Маф1эщхьэджэд»
Экскурсия.
Родной язык и фольклорная сказка
Язык-достояние народа.
Язык фольклора.
Практическая работа. Инсценировка сказки.
Детский музыкальный фольклор
Детский музыкальный фольклор- особая
самостоятельная часть музыкального творчества.
Практическая часть. Колыбельные песни.
Практическая часть. Песни-пестушки.
Практическая часть. Песни –потешки.
Практическая часть. Составление буклетов.
Практическая работа. Игровые и театрализованные
программы.
Народные игры.
Игра- как вид деятельности.
Практическая работа. Сбор и запись игр.
Практическая работа. «Я затейник».
Практическая работа. «Раз, два, три, четыре, пять- мы
собираемся играть».
Изготовление инвентаря для игр.
Практическая работа. Адыгские народные игры.
Народное музыкальное творчества.
Песни- основной жанр адыгской народной музыки.
Песни хоровые и плясовые.
Народная хореография.
Особая манера мужского и женского танца.
Адыгские народные инструменты.
Практическая работа. Конкурс чтецов.
Малые жанры устного фольклора.
Традиционный детский фольклор.
Практическая работа. Сбор и запись произведений
устного фольклора.

Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
План
Факт

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Практическая работа. Сбор и запись пословиц.
Практическая работа. Сбор и запись фольклорных
книг.
Практическая работа. Сбор и запись скороговорок.
Проектные работы.
Посиделки. Праздники.
Праздник-проявление всех форм и видов культурной
традиции народа.
Практическая работа. Сбор материала о народных
праздниках.
Практическая работа. Сбор материала о народных
праздниках у местных жителей.
Оформление краеведческих материалов для музея.
Проектная работа. Публикации в школьной газете и
другие СМИ.
Проектная деятельность.
Создание творческих и исследовательских проектов.
Проектная работа. Устный народный фольклор.
Проектная работа. Главный герой кабардинского
нартского эпоса- Сосруко.
Проектная работа. Главный герой кабардинского
нартского эпоса- Бадиноко.
Проектная работа. Главный герой кабардинского
нартского эпоса- Ашамаз.
Проектная работа. Главный герой кабардинского
нартского эпоса- Батраз.
Проектная работа. Правила адыгского этикета.
Проектная работа. Адыгские сельские поселения.
Проектная работа. Интерьер адыгского дома.
Поисково- исследовательская работа.
Краеведческие экспедиции к старожилам села.
Запись рассказов, воспоминаний местных жителей.
Подготовка публикаций в местную печать.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
68

Методическое обеспечение
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Источником информации являются материалы, имеющиеся в фондах библиотек,
материалы ежегодных краеведческих конференций, газет «Адыгэ псалъэ», «Хасэ»,
личные встречи с культурными деятелями села, посещение городских музеев, экскурсии
к историческим и культурным памятникам, изучение архивных документов.
Теоретические задания помогают выполнить образовательную функцию. Формы их
проведения разнообразны: беседа, лекция, работа с архивными документами, обзор
печатного материала на краеведческую тематику.
Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать
творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: экскурсии по
историческим и литературным местам, музеям, конкурсы чтецов стихотворений поэтовземляков, конкурсы рисунков, ролевые и интеллектуальные игры, КВНы, викторины,

ведение дневниковых записей и др.
Программа внеурочной деятельности включает в себя материал, знакомящий
учащихся с фольклорным наследием края: обычаями и обрядами, историей
национального костюма, русским бытом и орудиями труда, народными играми, песнями,
сказками, частушками, загадками и т.д., а также предусматривает поисковую работу в
этом направлении: собирание и запись фольклора, нахождение и описание предметов
старины.
Материально-техническая и дидактико-методическая база для реализации
программы:









Материальнотехническое
обеспечение
Видео и аудио
аппаратура
CD, DVD
Компьютер
Сканер
Принтер
Мультимедийная
установка
Актовый зал

Дидактико-методическое
обеспечение
 Подборка информационной,
архивной и справочной
литературы
 Сценарии праздников,
вечеров
 Наглядные пособия

Методы и
приѐмы







Экскурсии
Беседы
Встречи
Рефераты
Презентации
Исследовательс
ко- поисковый
метод

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся.
Адыгэбзэ псалъалъэ. М., 1999.
Адыгэ псалъэжьхэр. Налшык, 1994.
Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
Бгажноков Б.Х. Этнография адыгов. Нальчик, 2011.
Думэн Хьэсэн. Адыгэ дауэдапщэхэр. Налшык, 2010.
МафIэдз Сэрэбий. Адыгэ сабий джэгукIэхэр.
МафIэдз Сэрэбий. Адыгэ хабзэ. Налшык, 1994.
Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985.
Нало Заур. Сабий щэнгъасэ. Налшык, 2005.
Шэрджэс Алий. Адыгэхэмрэ ахэм я хабзэхэмрэ. Налшык, 2000.
Литература для родителей
Гудвин С.М. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. М., 2004.
Волкова Н.В. Традиции семейного воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах (Книга для
родителей). М.: ТЦ Сфера, 2010.

Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети (Книга для родителей). СПб.: 2013.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию детей школьного
возраста. – М.: ВОС, 2008. – 67 с.
Широкова Г.А. Развитие этнокультурного воспитания детей. Ростов н/Д.: Феникс,
2010.
Литература для педагога
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХII – ХIХ вв. Нальчик,
1974.
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.- М. 1992.
Арутюнов С.А. Народы и культура. - МЛ 989.
Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
Думэн Хь. Адыгэхэм я дауэдапщэхэр // Вестник ИГИ правительства КБР и КБНЦ РАН,
вып. II. Нальчик, 2004. С. 27-45.
Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1962.
Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994.
Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1983.
Мень А. Культура и духовное восхождение. - М.,1992.
Пщыбий Инал. Адыгэ IуэрыIуатэ. Налшык, 1998.
Студенецкая Е.Н. Быт и культура кабардинского народа // Сборник статей по истории
Кабарды. Нальчик, 1954.
Трубачев О.Н. Ремесленная терминология в славянских и кавказских языках. М., 2006.
Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.
Приложения 1
Словарь ключевых терминов
Адыгский фольклор – совокупность текстов русской народной культуры,
передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и
не принадлежащих определѐнным отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена
некоторых ярких мастеров исполнителей.
Групповое сознание семьи – это сложный социальный феномен, диалектическое
единство общего и особенного. Общее выступает в нем не только как следствие
известной идентичности взглядов, норм, ориентации и т.д., которые в той или иной мере
свойственны вступающим в брак, но и как продукт конкретного бытия семьи, результат
совместных форм деятельности супругов, общения, на основе чего складывается новая,
более высокая степень общности мнений, оценок, норм, ценностных ориентаций,
социальных чувств и других элементов сознания. В рамках семьи этот процесс, как
правило, стимулируется той особой близостью, непосредственностью и частотой
контактов, которые свойственны только данной специфической малой группе.
Сформированная в свою очередь общность взглядов, убеждений, норм и ориентации
материализуется и закрепляется в идентичном поведении родителей, в их общих
привычках, традициях, обычаях.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее –
воспитание, образование, развитие, почитание) – понятие, имеющее огромное
количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура
является
предметом
изучения
философии,
культурологи,
истории,
скусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии,
экономики, педагогики и др.
Культура межнациональных отношений – высокая степень совершенства и
развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и
духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и
взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их
общении и недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и
традициям народов.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых
воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции.
Обычай – общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна
укоренившийся в быту какого-либо народа, какой-либо общественной группы.
Традиция (от лат. tratitio - передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие
социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным
образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы
жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов,
которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание
новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства,
проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой
порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной
деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный
критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного
развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие
детей в общественно полезном производительном труде является действенным фактором
гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности.
Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования разнообразной
трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного отношения к
выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к
достижению более высоких результатов.
Цель формирования экологической культуры – воспитание у детей
ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при
условии целенаправленной систематической работы семьи по формированию у детей
системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов
взаимодействия человека, общества и природных экологических ценностных
ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и
охране.
Этнография – 1) научная дисциплина изучающая материальную и духовную
культуру народов, их культурно-исторические взаимоотноше-ния; 2) особенности быта,
нравов,
культуры
какого-л.
народа.
Этнокультурное образовательное пространство – семья, материнская школа,
детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры,
кружки, курсы и т.д. Структурно оно состоит из двух органически взаимосвязанных
частей: институциональной (школы, колледжи, вузы и т.д.), неформальной (обучение и
воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.).
Этнос (греч. éthnos – племя, народ) – исторически сложившаяся группа людей,
объединѐнная общим происхождением, языковыми и культурными признаками
Приложения 2
Словарь ключевых адыгских этнографических терминов
Адыгэ фащэ – адыская национальная одежда (перенятая многими соседними
народами и казаками); адыгская национальный костюм.
Адыгэ хабзэ – адыгский этикет (совокупность норм поведения, мораль, форма
обхождения адыгов между собой, с другими народами, с их представителями).
Ажэгъафэ – шут, скоморох, ряженый; ажэгъафэ джэгу – скоморошничество, шутки
шута.
Атэлыкъ – воспитатель, которому по адыгскому обычаю знатные люди отдавали на
воспитание детей.
Бгъурытыбжьэ – бокал сопровождающего (при первом знакомстве невесты и
свекрови невесту в дом вводят, обычно, две женщины, которые преподносят мужчинам,
певшим песню «Оредада», чашу с напитком и закуску).
Вагъэбдзумэ хъуэхъу – тост в честь первой борозды.

ВакIуэ барту – обрядовый бублик из просяной муки (который пекли специально
для выезжающих на пахоту людей).
ВакIуэ бэракъ – 1) праздник, устраиваемый до и после пахоты; 2) знамя, флаг
пахоты (старинный обряд землепашцев).
ВакIуэдэкI махуэшхуэ / вакIуэдэкI тхьэлъэIу – праздник, посвящен-ный началу
пахоты.
ВакIуэ мэжаджэ – обрядовый каравай из просяной муки (обычно брали с собой
выезжающие на пахоту).
ВакIуэдэкI тхьэмадэ – тамада, старший пахарей.
ВакIуэдэкI уэрэд – песня пахоты.
ВакIуэдэкI шыгъажэ – скачка, посвященный началу пахоты.
ВакIуэихьэж къэбакъ – праздник в честь окончания пахоты.
Гуэнеуэ – постукивание дерявянной лопатой по амбарам, складам и т.д. (древний
адыгский языческий обряд в честь бога грома).
Гуп махуэ апщий! – приветствие в адрес пирующих.
Гуп махуэбжьэ – хмельной напиток, которой преподносится человеку,
приветствующему компанию.
ГуфIапщIэ Iэнэ – стол в честь сообщивщего радостную весть.
Гущэтелъхьэ – подарок, преподносимый бабушкой новорождѐнного повивальной
бабке (акушерке).
Гущэхэпхэ – обряд в честь новорождѐнного, когда его первый раз укладывают в
колыбель.
Гъунэилъыбжьэ – бокал в честь начала пахоты.
Дыщасэ – возвращение замужной женщины в дом своих родителей для
приготовления приданого.
Джэдлъыхъу – сбор продуктов (чаще кур) для «общего котла» во время каких-либо
торжеств, вечеринок, устраиваемых обычно молодѐжью.
ДжэдыкIэеуэ – название игры всадников, сопровождающих свадебный кортеж.
Джор джэгу – название игры.
Жэмхэгъасэ – человек, находящийся с невестой в доме жениха, пока она не
освоится (древний свадебный обычай).
ЗэкIужыпщIэ Iыхьэ – откуп, который даѐт убийца родственникам убитого в знак
примирения.
ЗекIуэ – набег, поход.
КIэлъыкIуэ (кIэлъыгъакIуэ) – обычай, по которому после свадьбы к родителям
снохи (невестки) посылают группу людей с подарками.
Къан – ребѐнок из знатного рода, отдававшийся по обычаям адыгов на воспитание
аталыку.
Къэбакъ – деревянная мишень (на который навешиваются разные предметы) для
соревнования по стрельбе, устраиваемого во время праздника пахоты.
Къуэныш – животное, которого резали в честь рождения сына.
КхъуейплъыжькIэрыщIэ – торжество в честь рождения первого сына.
Лъэтеувэ – название обряда в честь того, что ребенок начал ходить.

Лъэтеувэ мэжаджэ – большая обрядовая лепешка из пшенной муки, испекаемая в
честь того, что ребенок стал ходить.
Лъыхъу – сватовство; сват.
ЛъыщIэж – кровная месть.
Малъхъэишэ – торжество в доме родителей жены по поводу их знакомства с зятем.
МафIащхьэ джэд (мафIащхьэтыхь) – жертвенная курица.
ПыIэзэфIэхь – название игры всадников, сопровождающих свадебный кортеж.
ПIургъэлъагъу – обряд в честь новорождѐнного, когда его первый раз показывают
родственникам.
ТешэрыпIэ – дом, куда завели привезенную невесту (древний обычай, согласно
которому женитьбе невесту оставляли на время у кого-нибудь).
Тхьэшхуэудж – название медленного массового национального танца.
Тыхь – жертвоприношение.
Унэидзыхьэ – обряд умыкания.
Фызышэ – свадьба; поездка за невестой.
Фызышэгъашхэ – торжественный многолюдный обед во время свадьбы.
ФызышэдэкIуатэ – проважание свадебного поезда (обычно до конца села)
родственниками невесты.
Хьэнцигуащэ – лопата-княгиня (языческий обряд вызывания дождя).
Шэнттегуэж – свадебное торжество, устраиваемое в основном молодежью в честь
окончательного возвращения жениха в дом родителей. –
Шурылъэс – игра-состязание пеших со всадниками.
Шыбгъэрыуэ – игра-состязание всадников, при которой соревнующиеся стремятся
сбить противника на землю.
Шыгъэджэгу къафэ – мелодия, сопровождающая джигитовку.
ШыкIэкъешэкI – древний адыгский обычай, связанный с судопроизводством.
ШыкIэтхьэщI – торжество, устраиваемое в связи с приобретением лошади.
Шыпэрыт – самый лучший конь в калыме (уплаченный за невесту).
Шыпэтес – торжество в честь мальчика, впервые садящегося на коня.
ШыхъуапщIэ – плата табунщику (древний обычай кабардинцев, согласно которому
жители села нанимали табунщика, которому платили даже безлошадные. Это делалось
потому, что любой из них в любое время мог пользоваться лошадьми из табуна. Хозяин
лошади не имел права препятсвовать нанимающему, т.к. последний платил
«шыхъуапщIэ»).
ЩауапIэ – место пребывания жениха днѐм в первые дни свадьбы.
Щауэбжьэ – заздравный бокал (чаша), подаваемый старшими жениху.
Щауэефэ – торжество, застолье, устраиваемые жениху друзьями в период свадьбы,
во время нахождения его в «промежуточном доме».
Щауэхэс – вечеринка с друзьми в доме жениха; мальчишник, устраиваемый перед
свадьбой.
Щыблэ удж – пляска в честь бога молнии (древний адыгский обряд). –
ЩIопщакIуэ, щIэпщакIуэ – игры, танцы, устраиваемые у постели больного
(обычно с переломом или ранением).
IутIыж – пасха (праздник).

Приложения 3
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
первый год обучения
Устный народный фольклор может служить:
а) источником исторических знаний, сведений об обрядах и обычаях, средством
воспитания;
б) источником исторических знаний, средством воспитания;
в) источником сведений об обрядах и обычаях, средством воспитания;
г) источником исторических знаний, сведений об обрядах и обычаях.
Главный герой кабардинского нартского эпоса
а) Сосруко;
б) Бадиноко;
в) Ашамез;
г) Батраз.
В предметах народной материальной культуры
а) соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного;
б) соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного, отражалось устройство
мира;
в) соблюдался принцип единства эстетического и этического, отражалось устройство
мира;
г) соблюдался принцип приоритета эстетического назначения, отражалось устройство
мира.
Материалы, использовавшиеся адыгами для строительства зданий в XVI-XVIII
веках:
а) древесина, камень, кирпич, глина;
б) древесина, камень, глина;
в) древесина, камень, войлок, глина;
г) древесина, глина.
Интерьер адыгского дома обуславливался:
а) удобством, сохранением тепла, ориентацией двери на восток, соответствием схеме
устойства мира;
б) ориентацией двери на запад, удобством, сохранением тепла, соответствием схеме
устойства мира;
в) ориентацией двери на восток, удобством, сохранением тепла;
г) красотой, сохранением тепла, ориентацией двери на восток, соответствием схеме
устойства мира.
Адыгские сельские поселения до конца XIX века характеризовались
а) наличием родников, огораживанием, отсутствием планировки;

б) отсутствием планировки, озеленением, наличием родников, отсутствием
огораживания;
в) озеленением, отсутствием планировки, наличием родников, огораживанием;
г) озеленением, наличием планировки, наличием родников, огораживанием.
Пословица это
а) краткое народное изречение с назидательным содержанием;
б) краткое иносказательное описание предмета, которые нужно разгадать;
в) краткая устойчивая фраза с переносным смыслом
г) краткое описание текста книги, статьи.
Загадка это
а) краткое народное изречение с назидательным содержанием;
б) краткое иносказательное описание предмета, которые нужно разгадать;
в) краткая устойчивая фраза с переносным смыслом
г) краткое описание текста книги, статьи.
Второй год обучения
Охранные обряды новорожденных это:
а) «обман» злых духов, жертвоприношение яйца или курицы;
б) особое имя, «обман» злых духов, жертвоприношение коня;
в) особое имя, жертвоприношение яйца или курицы;
г) «обман» злых духов, особое имя, жертвоприношение яйца или курицы.
Торжество, обрядовая игра в честь рождения первого сына
а) лъэтеувэ;
б) гущэхэпхэ;
в) цIэфIэщ джанэ;
г) кхъуейплъыжькIэрыщIэ.
Основой развития ребенка, по положениям адыгской этнопедагогики, является:
а) трудовое воспитание;
б) нравственное воспитание;
в) физическое воспитание;
г) умственное воспитание.
В правила адыгского этикета входит:
а) открытость и эмоциональность в проявлении чувств, употребление намеков,
вежливость, честность, правильная, образная речь;
б) ненавязчивость, сдержанность в проявлении чувств, употребление деликатных
намеков, вежливость, честность, правильная речь, отсутствие сквернословия;
в) общительность, открытость и эмоциональность в проявлении чувств, употребление
деликатных намеков, честность, правильная речь, отсутствие сквернословия;
г) открытость в проявлении чувств, употребление намеков, вежливость, честность,
образная и эмоциональная речь.
Материалы используемые адыгами для изготовления одежды, обуви:
а) растительные волокна льна, шерсть, кожа, мех, лыко;
б) шерсть, растительные волокна льна, крапивы, кожа, лыко, мех;
в) растительные волокна льна, конопли, шерсть, кожа, мех, лыко;
г) растительные волокна крапивы, конопли, кожа, мех, лыко.
Основная обувь адыгов в древности:

а) кожанная обувь;
б) лапти;
в) валенки;
г) не было обуви.
Орудия труда для обработки земли:
а) плуг, соха, борона, серп, колотушка;
б) плуг, соха, борона, каток, колотушка;
в) плуг, серп, борона, каток, колотушка;
г) плуг, соха, борона, цеп, колотушка.
Охота и рыболовство занимало в быту адыгов:
а) небольшое место;
б) значительное место;
в) вообще не имело никакого значения;
г) было главным занятием.
По своей разновидности транспорт делился на:
а) летний, зимний, водный;
б) летний, зимний, осенний;
в) весенний, летний, зимний, водный;
г) летний, зимний, весенний, осенний.

Приложения 4
Требования безопасности во время прогулки, туристического похода, экскурсии
Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя,
самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения
группы.
Общая продолжительность прогулки составляет 1 -4 часа, а туристического похода,
экскурсии не должна превышать 3 дней.
Отправлять на экскурсию, в поход, надевайте одежду, соответствующую сезону и
погоде, на ноги одевайте прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время
экскурсии не снимайте обувь и не ходите босиком.
Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых,
растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.
Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из
открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую
необходимо брать с собой, или кипячѐную воду.
Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя
группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам
истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

Приложения 5
Работа с одаренными детьми
Как отмечают специалисты, одарѐнность – это системное развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (незаурядных, необычных) результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми. Таким образом, одарѐнный ребѐнок – это
ребѐнок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет
внутренние предпосылки для таких предпосылок. Задача педагога – увидеть эти
предпосылки. Конечно, оценка конкретного ребѐнка как одарѐнного в значительной
мере условна.
На наш взгляд, одарѐнность – стечение трѐх характеристик: интеллектуальных
способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таланты
рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным
множеством возможностей, хранящихся в нѐм в виде задатков. Поэтому говоря о
системе работы с одарѐнными детьми, верю: назначение каждого педагога – увидеть и
развить эти задатки, превратить их в способности (индивидуальные особенности
личности, помогающие ей успешно заниматься определѐнной деятельностью) и даже – в
талант (выдающиеся способности, высокая степень одарѐнности в какой-либо
деятельности). Работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умения,
навыки, познавательные способности. Думаю, что именно это имел в виду психолог и
писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Оценка конкретного ребѐнка как одарѐнного, на наш взгляд, в значительной мере
условна. Самые замечательные способности детей не являются прямым показателем его
достижений в будущем. Признаки одарѐнности, проявляемые в детские годы, могут или
постепенно, или весьма быстро исчезнуть. Это очень важно учитывать при организации
работы с одарѐнными детьми. В связи с этим в практической работе вместо понятия
«одарѐнный» используем понятие «признаки одарѐнности» или «ребѐнок с признаками
одарѐнности».
Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. При организации
работы с одарѐнными детьми в условиях нашей общеобразовательной школы речь идѐт о
создании такой среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления
творческой активности как одарѐнных детей и детей с повышенной готовностью к
обучению, так и детей со скрытыми формами одарѐнности. Теоретический подход к
решению данной проблемы строится на следующих положениях концепции
развивающего образования:
 на смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика
сотрудничества, содействия, когда учитель и ученик не противостоят друг другу, а
выступают как партнѐры совместного развития;
 ученик становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как
самоценная личность, а учитель ценится за то, что он может организовать процесс
саморазвития и ученика, и самого себя;
 стереотипное воспроизведение учениками стандартного минимума готовых истин
меняется на проектирование и организацию образовательной среды,
способствующих раскрытию природных данных учащихся, саморазвитию их
познавательных, эмоциональных, эмоциональных и духовных способностей;

требование
соответствия
образовательных
технологий
природным
закономерностям развития личности ученика.
Встреча с одарѐнными учениками является для педагога своеобразным экзаменом в
профессиональном, личностном отношениях, что даѐт возможность пережить «точку
роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. Поэтому
работа с одарѐнными или талантливыми детьми диктует определѐнные требования к
личности педагога: желание работать нестандартно, наличие поисковой активности,
любознательности; знание психологии одарѐнных, способных детей.
Многогранность и сложность феномена одарѐнности определила целесообразность
существования
в
нашей
дополнительной
образовательной
программе
разнообразных направлений, форм и методов работы с одарѐнными детьми.
Цель работы: создание условий для оптимального развития детей, обеспечить
возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
I этап – при выявлении одарѐнных детей учитываются их успехи в какой-либо
деятельности;
II этап – диагностический – индивидуальная оценка творческих способностей детей;
III этап – формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребѐнка и
его профильная направленность.
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарѐнными
детьми:
 развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих
убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных
отношений;
 формирование духовного потенциала личности, направленного на творческое
самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
 утверждение здорового образа жизни школьника;
 развитие
научно-исследовательских навыков и творческих способностей
одарѐнных детей.
Методы и средства обучения
Мудрые изречения Декарта: «Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше
размышлять, чем заучивать» и Луи Паскаля: «Доводы, до которых человек
додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»–
побудительный мотив наших поисков.
Используем технологии, методы,
формы
и
приѐмы,
способствующие
формированию инициативности, самостоятельности
мышления,
умения анализировать,делать выводы и обобщения: проблемные, поисковые,
эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной,
индивидуальной и групповой работы. Они эффективны для развития творческого
мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации,
настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и
способности к сотрудничеству и др.).


Основная задача педагога как наставника-тьютера на основе диалога и совместного
поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию
индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и

самореализации на основе индивидуализации и дифференциации (обучение по
индивидуальным программам, использование индивидуальных заданий и т.п.).
Ведущим принципом наших взаимоотношений с учениками является доверие, что
позволяет увлечь ребят новыми технологиями,
методами
и
формами
организации учебной деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы,
свои возможности и развить свои творческие способности. Это возможно, на наш
взгляд, если каждый ученик будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и
учителей, если на каждом уроке будет создана ситуация успеха. Поскольку все учащиеся
в ситуации успеха испытывают чувство радости, эмоционального подъѐма,
удовлетворение выполненной работой, то мотивируем их дальнейшую деятельность,
способствуя проявлению активной позиции в учении. Тогда и возникнет мотивация к
обучению, к познанию, самосовершенствованию не только у одарѐнного в той или иной
области школьника, но и у не проявившего пока никаких способностей. Поэтому в
основе
нашей
педагогической
деятельности
– личностно
ориентированный и системно-деятельностный подходы,
которые
способствуют раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию
его потребностей и способностей.
Стараемся создать благоприятные условия для развития личностного потенциала
учащихся, учитывая индивидуальные особенности характера, восприятия, мотивации к
учению,
осуществляя
межпредметные
связи,
дифференциацию,
системнодеятельностный подход.
Один из путей формирования одарѐнной, творческой, мотивированной на развитие
личности – системная исследовательская работа при изучении литературного
произведения в урочное и внеурочное время.
Инновационный опыт имеет практическую основу и базируется на мнении, что
исследовательская деятельность – это «творческий процесс совместной деятельности
двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого
осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой
является формирование мировоззрения». Учитель в данном случае выступает носителем
опыта организации деятельности.
Опыт познавательной деятельности на каждом уроке и во внеурочной деятельности
усваивается моими учениками посредством исследовательской работы, в ходе которой
решаются и проблемы дискуссионные, нуждающиеся в исследовании.
Этапы исследования на уроках и во внеурочной деятельности:
 Определение области исследования. Определение целей и задач работы.
 Сбор
информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных
материалов.
 Систематизация материалов, определение структуры отчѐтной работы.
 Оформление результатов исследования.
Как справедливо заметили В.Франкл, «Смысл нельзя дать, его нужно
найти» и А.Сент-Дьердьи, «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и
думать так, как не думал никто».
Поэтому делаю всѐ, чтобы на моих уроках самые обычные, традиционные приемы
работы приобретали поисковый характер: сопоставление художественного произведения
с теми источниками, от которых отталкивается писатель; работа над вариантами

произведения; сопоставление разных точек зрения на ту или иную проблему;
наблюдения над языковыми явлениями.
Конечно, больших открытий на уроках или занятиях кружка, или факультатива не
сделаешь. Но желание ребят исследовать те или иные проблемы, решать посильные и
интересные им задачи помогает нам, педагогам, воспитать в детях грамотного и
вдумчивого читателя. Жажда исследования обращает школьников к научным
источникам, справочникам, требует самостоятельности в подборе и анализе
разнообразных материалов. Таким образом, создаются благоприятные условия для
формирования познавательной активности личности.
Главное заключается в том, что на поставленные вопросы ученик отвечает сам,
осуществляя основные этапы исследования:
 наблюдение и изучение фактов;
 выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
 выдвижение гипотез;

установление связей изучаемого явления с другими;

формирование решения;

проверка; определение значения полученных знаний, их возможного и
необходимого применения.
Дети учатся планировать свою учебную деятельность, оценивать, корректировать еѐ.
Такая форма обучения позволяет одарѐнным детям, продолжая учиться вместе с
одноклассниками, качественно углублять свои знания, выявлять свои ресурсы в области,
соответствующей содержанию своей одарѐнности.
Вся учебная работа на занятиях организуется так, чтобы дети осознавали, что они
учатся сами, а учитель лишь помогает им в этом. Главная цель заключается в развитии
познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности,
способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно
представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации
выбранного жизненного пути.

Приложения 6

Работа с родителями
Занятия традиционной культурой родного края предполагают возрождение и
формирование у детей семейных ценностей и семейного уклада. В связи с этим работа
педагога дополнительного образования с родителями и семьями воспитанников является
не только желательной, но и обязательной. Сотрудничество с родителями
осуществляется
по
нескольким
направлениям:
• организация и проведение внешкольный мероприятий (дни именинника, чаепития,
конкурсы, выставках, олимпиадах);
• организация и проведение открытых мероприятий (народные праздники, концерты,
фестивали);
• проектирование и проведение летних фольклорно-этнографических лагерей и
экспедиций;
• организация и проведение экскурсионных и паломнических поездок;
• организация и проведение концертов и выступлений нашего коллектива
(дополнительного образования) по месту работы родителей воспитанников.
Надо отметить, что важной задачей является искоренение потребительского
отношения детей к родителям, когда роль родителей на детских мероприятиях сводится к
финансированию мероприятий и обслуживанию детей за праздничным столом. По
правилам Дома детского творчества родители являются почѐтными гостями праздника,
за праздничный стол должны садиться вместе с детьми, причѐм дети должны сначала
порадовать родителей выступлением, а потом угостить их за столом.
Особой формой развития взаимоотношений между детьми и родителями являются
летние лагеря и экспедиции. В это время дети подчиняются требованиям коллективного
общежития вне зависимости оттого, какой уклад существует в семье. Этим же
требованиям должны подчиняться и приезжающие в лагерь родители, вне зависимости
от своего желания побаловать ребѐнка. Таким образом, дети по-новому начинают
относиться к исполнению своих обязанностей, а родители адекватно оценивают меру
самостоятельности и взрослости своего ребѐнка, что помогает вывести внутрисемейные
отношения на качественно новый уровень.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются
отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги –
воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда,
когда
учителя
и
родители
станут
союзниками.

Основные направления сотрудничества семьи.
1. Единство требований к учащимся.
2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими
сторонами психологических особенностей ребенка).
3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка
влияния улицы, средств массовой информации).
4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися

в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
6.Повышение педагогической культуры родителей.
7.Различные формы сотрудничества с родителями.
Функции

и

задачи

взаимодействия

семьи

и

образовательного

учреждения

Функции:
1. Информационная.
2. Воспитательно-развивающая.
3.Формирующая.
4.Охранно-оздоровительная.
5.Контролирующая.
6.Бытовая.
Задачи:
1.Воспитание
гармонически
развитой
творческой
личности
учащихся.
2.Формирование
активной
жизненной
позиции
родителей
и
учащихся.
3.Привитие навыков здорового образа жизни.
4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.
5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Формы работы с родителями
1.Встречи за «круглым столом».
2.Родительские собрания.
3.Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4.Встречи с администрацией.
5. День открытых дверей.
6. Класс-концерты.
7. Письменный телефон доверия.
8.Совместные праздники.
9.Семейные конкурсы.
При работе с родителями в нашем образовательном учреждении мы используем
дифференцированный подход. Это позволяет педагогу составить конкретный план
работы с семьей.
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
1. Поиск контактов (процесс первого общения).
2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3.Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое
сотрудничество).
4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования
возможных
вариантов
отношений
учителя
с
родителями.).
5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер,
направленных на воспитание и перевоспитание ребенка).
6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий
родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское
собрание.

Родительское собрание – это важный педагогический институт в руках педагога.

Работа с родителями:
 индивидуальные встречи с родителями в течение года;
 посещение родителями различных выставок, мероприятий;
 проведение занятий совместно с родителями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».