Адаптированная рабочая программа по биологии 6кл. 2020-2021 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5-9
класса с задержкой психического развития и реализуется на основе следующих документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2.Федеральной государственный стандарта общего образования второго поколения (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта базового уровня общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г
№1312)
4. Проект (концепция) специальных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ
5. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ И . Н . Пономарѐвой, В.С.
Кучменко, О.А.Корниловой и др. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2017
6.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Нижний
Черек
В
данной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
учитываются межпредметные связи.
В
программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является
ключевым компонентом учебно-методического комплекта по биологии для основной школы.
Преподавание курса биологии для детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой
пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя
преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что
содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность,
присущую данным областям науки биологии.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала
детей с ОВЗ.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся,
формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного
цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели:

быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в
достижении
современных
образовательных результатов;


конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.

коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

формирование личностных качеств современного человека;

подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных,
воспитательных, коррекционно – развивающих.
Изучение биологии вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
в
5—6 классах:
• пониманию ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе
биологических знаний научной картины мира;

• формированию основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов,
об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни;
• изучению биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и
основе еѐ устойчивого развития, воспитанию бережного отношения к ней.
в
7—9 классах:
•
освоению знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном
существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы;
• овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию
о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
•
развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, за собственным организмом,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и
окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еѐ многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведѐн с учѐтом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной
карты
мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий путѐм применения
межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии 6 класса имеет комплексный характер, так как включает основы различных
биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии,
микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого раздела обеспечивают
выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного
мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности,
трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой

развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного
уровня строения растении к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует
формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание
взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих
процессах.
Содержание раздела направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания
высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в
системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания
биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого
развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в
практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического
материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при
ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями
растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя
часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и
интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание
уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические
возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также
тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти,
воображения.
Изучение раздела «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9
классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования
необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии
биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в
содержание раздела включены основы различных областей биологии, его отличает целостность,
поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и
разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре
человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных
проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное
значение, в программе данного раздела существенное место занимает тема «Основы экологии»,
экологический аспект введен и в другие темы курса.
Значительное место в разделе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и
экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших
исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек
изучается в 6 классе 1 час в неделю. Итого 34 часа.

предмет «Биология»

ОСОБЕННОСТИ, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к
взрослости. В возрасте от 11 до 14—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная
деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся
начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у
подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие гражданской идентич-ности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На
этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать

выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения
понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание,
характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и
навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать
материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию
познавательных способностей.
Основные методические принципы коррекционной работы с учащимися ЗПР
1. Усиление практической направленности учебного материала (нового).
2. Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять
главного в материале).
4. Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках
предмета и нескольких предметов)
5. Соблюдение в определение объѐма изучаемого материала, принципов необходимости и
достаточности.
6. Введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации
познавательной деятельности.
7. учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностноориентированного обучения;
8. практико- ориентированная направленность учебного процесса;
9. связь предметного содержания с жизнью; - проектирование жизненных компетенций
обучающегося с ОВЗ.
10. включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи
друг
другу;
10. ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы
коррекционная работа.
11. привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка,
оборудование, другие вспомогательные средства)
Коррекционные методы на уроках:
1. Наглядная опора в обучении; алгоритмы.
2. Комментированное управление.
3. Поэтапное формирование умственных действий.
4. Опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика.
5. Безусловное принятие ребѐнка (да он, такой как есть).
6. Игнорирование некоторых негативных проступков.
7. Обязательно эмоциональное поглаживание.
8. Метод ожидания завтрашней радости
Проектирование основных образовательных задач урока и индивидуальных
образовательных задач для детей с ЗПР.
Для проектирования индивидуальных образовательных задач нужно руководствоваться
следующими принципами обучения детей с ОВЗ:
1. Динамичность восприятия, предполагает обучение, таким образом, в ходе которого у ученика
должны создаваться возможности упражняться во всѐ более усложняющихся заданий и тем
самым создавались бы условия для развития меж - реализаторских связей на уроке.
Методы реализации на уроке:
а) задания по степени нарастающих трудностей;
б) включение в урок заданий включающих различные доминантные
характеры; в) разнообразные типы структур уроков для смены видов
деятельности урока.

2. Продуктивной обработке учебной информации предполагает организации учебной
деятельности в ходе, которой ученики упражнялись бы в освоении только что показанных
способов работы с информацией, но только на своѐм индивидуальном задании.

Методы:
а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
б) дозированная поэтапная помощь педагога;
в) перенос способов обработки информации на своѐ индивидуальное задание.
3. Принцип развития и коррекции высших психических функций, т.е. включение в урок
специальных упражнений для развития памяти, внимания, мышления, моторики. Нельзя
корректировать на уроке всѐ нужно выбрать две функции.
4. Принцип мотивации к учению.
Методы:
а) постановка лаконичных закономерных условий;
б) создание условий для достижения, а не получения оценки;
в) включение в урок проблемных заданий, познавательных вопросов;
Для детей с задержкой психического развития используются те же учебники, по которым
обучаются и дети без особенностей в развитии.
Формы организации контроля
Формы контроля знаний: текущие, тематические, промежуточные, рубежные, итоговые
тестовые работы, контрольные работы, проверочные работы, самостоятельные работы;
фронтальный и индивидуальный опрос, уроки – зачѐты, отчеты по практическим и лабораторным
работам, творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и
объектов).
Формы обучения
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, лекция, дискуссия, диспут.
Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и
коллективного способа обучения.

6 КЛАСС
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных,
лабораторных работ по данной теме.
Наименование разделов и тем

Количество часов
/программа
Пономарѐвой/

Количество часов
/рабочая
программа/

Контрольные
работы

Наука о растениях - ботаника

4

5

1

Органы растений

8

8

1

Основные процессы
жизнедеятельности растений

6

6

1

Многообразие и развитие
растительного мира

10

11

1

Природные сообщества

5

4

1

Резерв

2

35 ч

ИТОГО

34

5

Содержание курса
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (5 ч)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и
генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений.
Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника.
Многообразие жизненных форм растений.
Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм
растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных
категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников,
трав.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки:
клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление
клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.
Ткани растений.
Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая,
механическая.
Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий изклеток и тка
ней.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях —
ботаника»
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя, его строение и значение.
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм,
семядоли.
Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание
семян.
Пророс ток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1 «Строение семени однодольных и двудольных растений»
Условия прорастания семян.
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени.
Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.
Корень, его строение и значение.
Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания,
всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней.
Значение корней в природе.

Побег, его строение и развитие.
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная
(генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование.Спящие
почки.
Лист, его строение и значение.
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы
жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез,
испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.
Стебель, его строение и значение.
Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина,
камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных
побегов.
Цветок, его строение и значение.
Цветок как видоизменѐнный укороченный побег, развивающийся из генеративной почки.
Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия,
их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы
опыления (перекрѐстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные)
растения.
Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды.
Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением
из почвы растворѐнных в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение
воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы
удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.
Лабораторная работа №2 «Передвижение воды и минеральных веществ в растении»
Воздушное питание растений — фотосинтез.
Условия образования органических веществ в растении. Зелѐные растения —
автотрофы.
Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.
Дыхание и обмен веществ у растений.
Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и
фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов
дыхания и фотосинтеза.
Размножение и оплодотворение у растений.
Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое.
Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового
размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение.
Достижения отечественного учѐного С.Г. Навашина.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.
Особенности вегетативного размножения, его роль в
вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.

природе.

Использование

Лабораторная работа № 3 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Рост и развитие растений.
Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального
развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические
факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы
жизнедеятельности растений»
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Систематика растений, еѐ значение для ботаники.
Происхождение названий от дельных растений. Классификация растений. Вид как единица
классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.
Водоросли, их многообразие в природе.
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей.
Отделы: Зелѐные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование
водорослей человеком.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печѐночники и Листостебельные, их
от личительные черты. Размножение (бес полое и половое) и развитие моховидных. Моховидные
как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения мхов»
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого
размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные,
Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли.
Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по
сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные.
Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика
покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных
по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей
среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и
Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Семейства класса Двудольные.

Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные,
Паслѐновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни
человека. Сельскохозяйственные культуры.
Семейства класса Однодольные.
Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные
признаки.
Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.
Историческое развитие растительного мира.
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития
растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к
наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой
человеком. Охрана редких и исчезающих видов.
Многообразие и происхождение культурных растений.
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и
селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений.
Сорные растения, их значение.
Дары Старого и Нового Света.
Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат,
тыква).
История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие
растительного мира»
Тема 5. Природные сообщества (4 ч)
Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачѐв о структуре
природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нѐм. Круговорот веществ
и по ток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность
живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп).
Роль растений в природных сообществах.
Совместная жизнь организмов в природном сообществе.
Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания
растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения
природных сообществ.
Смена природных сообществ и еѐ причины.
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние.
Естественные
и культурные природные со общества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость
мероприятий по сохранению природных сообществ.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»
Итоговый контроль знаний по материалам курса биологии 6 класса.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Обсуждение заданий на лето.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Состав УМК для 6 класса:
1.Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
И.Н.
Пономарѐва, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко ; под ред. проф. И.Н. Пономарѐвой. – М. : Вентана –
Граф, 2013. – 192 с. : ил.
2.Биология: 6 класс : рабочая тетрадь № 1 и № 2 для учащихся общеобразовательных
учреждений / И.Н. Пономарѐва, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко ; под ред. проф. И.Н.
Пономарѐвой. – М. : Вентана – Граф, 2013. – 48 с. : ил.
Список рекомендуемой учебно – методической литературы для учетеля:
2.Биология: 5 – 9 классы : программа. Авторы: И.Н. Пономарѐва, В.С. Кумченко,
О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова - М. : Вентана – Граф, 2012. – 304 с.
3.Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы: программы. Авторы: Т.С. Сухова,
В.И.
Строганов, И.Н. Пономарѐва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:
1.Биология: человек: пособие для учащихся/ С.В. Барабанов; под ред.В.Л. Быкова. –
М.:
Просвещение, 2007. – 80 с. : ил. – (Линия жизни).
2.Большая энциклопедия животного мира. Научно – популярное издание/В.Б.Бейко,
М.Ф.
Березина, Е.Л. Богатырѐва и др. – М. :ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2007. -303 с.
3. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А.
Козлов. –
М.: Просвещение, 2005. – 160 с. : ил. – (Линия жизни).
4. Биология: позвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. –
М.: Просвещение, 2005. – 144 с. : ил. – (Линия жизни).
Интернет-ресурсы
1.http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
(набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)
2.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

3. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан
сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по
систематизированию газетных статей с учѐтом школьной учебной программы по предмету
"Биология".
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
7. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии:
ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики,
эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной
работы.
8. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке
расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида,
попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным
материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
9. http://plant.geoman.ru/ - Растения
10.www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем
11. www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
12. www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1.Классная доска.
2.Настенная доска с набором для крепления таблиц, картинок.
3.Персональный компьютер.
4.Оптические приборы: микроскоп, лупа.
5.Таблицы.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:

 признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов
своего региона;
 сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
уметь:

 объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
 изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать
на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на
живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных









отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные
растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы
на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые
организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в
различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе
с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
o соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
бактериями, грибами;
o оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
o соблюдения правил поведения в окружающей среде;
o выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Программное обучение учащихся с ОВЗ и задержкой психического развития строится
на
основе
принципа
коррекционно-развивающей
направленности
учебновоспитательного процесса, т.е. учебный материал учитывает особенности учащихся. На
каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала в
рамках школьного курса:
 Дифференцированная работа (карточки с разноуровневыми заданиями по степени
сложности). Дифференциации и индивидуализации обучения учащихся с ОВЗ и
ЗПР, сформированности их речевой компетенции способствует профильноориентированное обучение русскому языку.
 Использование природосообразной (биоадекватной) методики, представляющей
собой современную здоровьесберегающую технологию, в которой учитывается
целостная продуктивная и природосообразная личностная рефлексия школьника.
Использование биоадекватной методики обучения на уроках русского языка
наиболее целесообразно, поскольку усвоение учебного материала будет проходить
быстрее через слуховое и зрительное восприятие.
 Применение наглядного материала (иллюстраций) и технических средств
(компьютер, телевизор, магнитофон) существенно упрощает восприятие учебного
текста.
 Учебные задания на основе опорных образов (символов), наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Предоставление учебной информации в виде образов (символов) позволяет
использовать личный опыт учеников в качестве «фундамента» для новой
информации, что существенно облегчает процесс усвоения и запоминания.
Использование «мыслеобразов» также способствует развитию творческого
мышления.
Содержание индивидуально-ориентированных коррекционных направлений работы,
способствующих освоению учащихся с ОВЗ и ЗПР основной образовательной программы
основного общего образования.
 В процессе сопровождения учащимися реализуются следующие направления:






диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа по предмету;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –
учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями).

Система оценки:
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания
на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые
вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все
опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики,
вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок
на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину,
однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы
по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании
наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей
погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных
выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».