ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек, авторской программы М.М. Разумовской, С..И. Львовой. В.И. Капинос, В. В. Львова. Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Русский язык» М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Москва, «Дрофа»,2020 г. Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на изучение русского языка отводится 3 часа в неделю (102 часа) 1. 2. 3. 4. Цифровые образовательные ресурсы: http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти в форме итоговой контрольной работы (диктант, диктант с грамматическим заданием) Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свѐрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Обучающийся научится понимать: • • • • основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах; изученные языковедческие понятия, разделы языкознания; основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста; • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи; • функционально-смысловые типы речи, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета. Обучающийся научится: различать изученные стили речи; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообшения; • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости; • создавать тексты изученных стилей и жанров; • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Обучающийся научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • • • • • • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально -культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке; получения знаний по другим учебным предметам. Основное содержание программы 8 класса: Введение – 1 час. Язык. Правописание. Культура речи . Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) – 10 часов Синтаксис и пунктуация – 83 часа. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 6 часов. Простое предложение – 1 час. Двусоставное предложение – 14 часов: главные члены предложения – 5 часов; второстепенные члены предложения – 9 часов. Односоставные предложения – 15 часов . Простое осложненное предложение – 41 час: предложения с однородными членами – 12 часов; предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями – 15 часов; предложения с обособленными членами – 14 часов. Прямая и косвенная речь – 6 часов. Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах – 8 часов. Календарно-тематическое планирование курса 8 класса № ур ок а Дата план 1 2 3 4 56 78 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема факт 1 четверть Введение(1ч). Русский язык в семье славянских языков Повторение . Слитное, дефисное и раздельное написание наречий Правописание служебных частей речи Р.Р. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. Синтаксис и пунктуация. Понятие о словосочетании. Строение словосочетания. Способы связи слов в словосочетании Употребление словосочетаний в речи Понятие о предложении. Типы предложений Р.Р. Изложение художественного текста Синтаксис простого предложения. Подлежащее и способы его выражения. Способы выражения сказуемого. Глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Количе ство часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 17 18 Согласование главных членов предложения. 1 19 20 21 22 23 24 25 26 Р.Р. Типы речи, способы и средства связи предложений в тексте 1 Итоговая контрольная работа (диктант) и ее анализ Второстепенные члены предложения. Определение Второстепенные члены предложения. Приложение 2 четверть Второстепенные члены предложения. Дополнение Второстепенные члены предложения. Обстоятельство Р.Р. Репортаж как жанр журналистики Интонация простого предложения. Порядок слов в предложении Виды односоставных предложений Определенно-личные предложения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Р.Р. Сжатое изложение Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения Безличные предложения Способы выражения сказуемого в безличном предложении. 1 1 1 1 1 Назывные предложения Неполные предложения 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Знаки препинания в неполных предложениях Односоставные предложения и их употребление в речи Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Итоговая контрольная работа 3 четверть Р.Р. Сочинение в жанре репортажа Понятие об однородности членов предложения. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи. Средства связи между однородными членами предложения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Определения однородные и неоднородные Различение однородных и неоднородных определений Р.Р. Сжатое изложение Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом Р.Р. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста. 1 1 1 1 1 2 Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения Контрольная работа и ее анализ Обращения распространенные и нераспространенные Знаки препинания при обращении Предложения с вводными конструкциями Основные группы вводных слов 1 1 1 1 1 2 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 84 85 86 - Вводные слова и омонимичные конструкции Знаки препинания при вводных конструкциях Вставные конструкции Р.Р. Сжатое изложение художественного стиля Предложения со словами ДА, НЕТ и с междометиями Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, водными словами и вставными конструкциями» Итоговая контрольная работа и ее анализ 1 1 1 1 1 1 Понятие об обособлении. Обособление второстепенных членов предложения Обособление определений 4 четверть Обособление одиночных и несогласованных определений 1 1 1 2 Закрепление изучения темы «Обособленные определения» Р.Р. Портретный очерк (понятие жанра) Обособление определений и приложений Обособление обстоятельств Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами Р.Р. Изложение с творческим характером Уточняющие члены предложения. Понятие об уточнении 1 1 1 1 1 1 1 Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами предложения Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» и ее анализ Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь 1 1 2 2 87 81 8 18 91 90 91 92 93 94 95 96 97 98 10 010 1 10 2 Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. 1 Диалог как вид прямой речи 1 Употребление косвенной речи 1 Цитата как способ передачи косвенной речи Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе Итоговая контрольная работа и ее анализ Повторение изученного в 8 классе Словосочетание и предложение. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложения Обособленные второстепенные члены предложения 1 1 1 1 Итоговый урок 1 1 1 1 1 2