Музыка
Аннотация
к рабочей программе по «Музыке»
Основное общее
образование
Овладение
основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры
школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности
к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной
деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности.
Изучение
предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык»,
«Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Главными целями
изучения предмета «Музыка» являются:
· приобщение
школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену
Основное общее образование, осознание через музыку жизненных явлений,
раскрывающих духовный опыт поколений;
· расширение
музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
·
развитие творческого потенциала,
ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую
индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
·
развитие способности к эстетическому
освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии
и красоты;
·
овладение основами музыкальной
грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого
образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и
ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В
рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка»
способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки
в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
В
основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование
ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому
способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес
учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске
тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого,
жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость
музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося.
Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебной программы:
-
формирование целостного представления о поликультурной картине современного
музыкального мира;
-
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в
эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем
многообразии ее стилей, форм и жанров;
-
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
-
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения
курса «Музыка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
- работая по
плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.;
- выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление
плана и последовательности действий;
-организовывать
свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять
их на практике.
Познавательные
УУД:
1.
осуществлять
поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
2.
осуществлять
запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в
том числе с помощью инструментов ИКТ;
3.
использовать
знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
(С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование. Мелодия – это
мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков.
Коммуникативные УУД:
1.
использование
речи для регуляции своего действия;
2.
активное
слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
3.
способность
вести диалог;
4.
способность
встать на позицию другого человека;
5.
участие
в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
6.
продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
7.
участие в коллективном обсуждении проблем;
8.
умение работать в группе.
Предметными результатами изучения курса
«Музыка» является сформированность следующих умений:
-
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части
их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия
и анализа музыкальных образов;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
-
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус,
устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому
и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной
грамотой в рамках изучаемого курса.