Обществознание
Аннотация к
рабочей программе по предмету
«Обществознание»
Стандарт
направлен на обеспечение:
- формирование российской гражданской
идентичности обучающихся;
-единства образовательного пространства РФ, сохранения
и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа РФ, реализации прав на изучение родного языка, возможности получения
основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
-доступности получения качественного основного
общего образования;
-преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
профессионального образования;
-духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся и сохранения их здоровья;
-развития государственно-общественного управления в
образовании;
-формирования содержательно-критериальной основы
оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования, деятельности педагогических работников,
образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
-условий создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности.
Изучение
предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
-формирование мировоззренческой ,ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации;
-понимание основных принципов жизни общества, роли
окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, ее социализации;
-владение экологическим мышлением, обеспечивающим
понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и
политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество
окружающей его среды;
-осознание своей роли в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся глобальном мире;
-приобретение теоретических знаний и опыта их
применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов
адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача
развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Изучение
обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период
социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
- воспитание
общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации;
- освоение
на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты
прав человека и гражданина;
-
формирование опыта
применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных
отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Личностные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3) формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
Метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое
чтение;
Предметные
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования по обществознанию с учётом общих требований Стандарта
и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны
обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
1)
формирование у обучающихся
личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закреплённым
в Конституции Российской
Федерации;
2)
понимание основных принципов
жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3)
приобретение теоретических знаний
и опыта применения полученных знаний
и умений для
определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для
решения типичных задач
в области социальных отношений,
адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
4)
формирование основ правосознания
для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей
с нравственными ценностями
и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности
в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и
средствами, умений реализовывать
основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5)
освоение приемов работы
с социально значимой
информацией, её осмысление; развитие
способностей обучающихся делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам;
6) развитие социального
кругозора и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.