Образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа основного общего образования является нормативно - управленческим документом муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ сп. Нижний Черек, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса основного общего образования. Программа разработана на 20
20-2021 учебный год в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 года «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, нормативными документами по
образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных
программ.
Основная
образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО) МКОУ СОШ
сп. Нижний Черек в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела:
целевой, содержательный и организационный. Учреждение обеспечивает ознакомление
обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников
образовательного процесса с их правами и обязанностями в части формирования и
реализации основной образовательной программы основного общего образования,
установленными законодательством Российской Федерации. Права и обязанности
родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании
и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы
основного общего образования, конкретизируются и закрепляются в заключённом
между ними и Учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов
образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
ООП ООО становится предметом выполнения всеми участниками образовательных
отношений после утверждения её руководителем Учреждения. Образовательное
учреждение может в случае необходимости вносить в основную общеобразовательную
программу изменения и дополнения, которые обязательно рассматривают и принимают
на педагогическом совете Учреждения, согласуется с Управляющим Советом и
утверждается директором.
Основное
общее образование - уровень общего образования. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации основное общее образование является обязательным и
общедоступным. Федеральный государственный стандарт общего образования
направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями
подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической
деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт
ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный
компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей
степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с
личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
1.1.1. Цели
и задачи реализации основной образовательной программы основного общего
образования.
Целями реализации основной образовательной
программы основного общего образования являются: - достижение
выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - становление и развитие
личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации МКОУ СОШ сп. Нижний
Черек основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач: - обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО); -
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования; -
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами
и детьми с ОВЗ; -
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала лицея, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне
развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; - обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий,
взаимодействия всех участников образовательных отношений; - взаимодействие
лицея при реализации основной образовательной программы с социальными
партнерами; -
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему
клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том
числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования; -
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; - участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада; -
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; - социальное и учебно-исследовательское
проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке
педагогов, психолога, социального педагога, сотрудничество с базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования; - сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования. Методологической основой ФГОС является системно - деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; - формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей - инвалидов и детей с ОВЗ. Основная образовательная программа формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных: - с переходом от учебных действий, характерных для начальной лицея и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной лицея в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; - с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно - предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; - с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; - с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; - с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно - урочной к лабораторно-семинарской и лекционнолабораторной исследовательской. Переход обучающегося в основную лицей совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11- 13 лет, 5-7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания - представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы), характеризуется: - бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; - стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; - особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; - обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности; - сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста; - изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения. Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый