Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с задержкой психического развития МКОУ СОШ сп Нижний Черек
Описание образовательной программы
Аннотация к адаптированной основной образовательной
программе
для учащихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2.)
начального общего образования МКОУ СОШ с.п.Нижний
Черек
Адаптированная образовательная
программа начального общего образования МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек (далее – АОП НОО) разработана в соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ФГОС НОО учащихся с ОВЗ), утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
-
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. №26»;
-Примерной
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
учащихся с задержкой психического развития по варианту 7.2. (ПООП НОО учащихся
с ЗПР), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Вариант 7.2. предназначен для образования
учащихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы, отставание которых может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия
и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Вариант 7.2. предполагает, что учащийся с ЗПР
получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения с образованием учащихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. При разработке АООП НОО учащихся с задержкой психического развития
учитывалась специфика образовательного учреждения, а также социальный заказ,
запросы родителей обучающихся.
Прием на обучение по данной
адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с
согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона №
273-ФЗ). Цель реализации АООП НОО учащихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО учащихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение
поставленной цели при разработке и реализации школой АООП НОО учащихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
-
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
учащихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью
сохранение и укрепление здоровья учащихся;
-
достижение планируемых результатов освоения АОП НОО учащимися с ЗПР с учетом их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей; - создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР;
-
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности
учащихся с ЗПР для освоения ими АОП НОО; - обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования; - обеспечение преемственности
начального общего и основного общего образования;
- использование в образовательной деятельности
современных - образовательных технологий деятельностного типа; выявление и
развитие возможностей и способностей учащихся с ЗПР, через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др.
Принципы и подходы к формированию
адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся
с ЗПР
В
основу разработки АОП НОО (вариант 7.2.) учащихся с задержкой психического
развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП НОО для учащихся с задержкой
психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания в рамках адаптированной
образовательной программы вариантов индивидуальных учебных планов. Разработка
индивидуальных учебных планов призвана обеспечить наиболее благоприятные
условия и возможности для реализации индивидуального потенциала развития
учащихся.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится
на признании того, что развитие личности учащихся с задержкой психического
развития младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметнопрактической деятельности учащихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки
АОП начального общего образования для учащихся с задержкой психического
развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и
личностно значимого характера;
- прочное усвоение учащимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса
к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу
формирования адаптированной образовательной программы начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития положены следующие
принципы:
- гуманистический характер образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
учащихся и воспитанников;
-
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
учащихся; - принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;
-
принцип развивающей направленности образовательной деятельности, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический
принцип;
-
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического
развития;
- принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и
навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
-
принцип сотрудничества с семьей и социального партнерства.