Рабочая программа по музыке 4 кл ФГОС 2022-2023гг

4 класс
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы
начального общего образования, МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек, на основе авторской программы
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской
программы в связи с переходом на дистанционное обучение в весенний период и досрочным
завершением прошлого 2019-2020 учебного года, обусловленным эпидемиологической обстановкой
на территории Кабардино-Балкарской Республики Российской Федерации.
Была перенесена на осень 2020-2021 уч.г. контрольная работа по музыке для 3 класса,
запланированная на май месяц 2020г., которую невозможно было провести в условиях
дистанционного обучения.
Программа 2020-2021 учебного года уплотнена с целью выделения часов нпрохождение
тем, оставшихся неизученными в результате вынужденного продления весенних каникул и
досрочного завершения учебного года в апреле 2020г. В связи с необходимостью ликвидации
отставания от программы совмещены близкие по содержанию темы.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому компле
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Учебник «Музыка» 4 класс М.
«Просвещение», 2015 г (серия «Школа России»)
Согласно календарному учебному графику и учебному плану на изучение
предмета музыка во 4 классе отводится 34 часа (1час в неделю), 34 учебные недели.
При составлении программы использованы следующие интернет-ресурсы:
http://classik.chubrik.ru
http://school-russia.prosv.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://viki.rdf.ru/cat/musika/
Программа в 4 классе направлена на достижение следующей цели:
- восприятие музыки различных жанров, умение эмоционально, эстетически
откликаться на искусство.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных
задач:
- размышление о музыкальных произведениях, выражать свое отношение к ним в
различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентация в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора
России, в том числе родного края; сопоставление различных образцов народной и
профессиональной музыки;
- умение ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- формирование умения воплощать художественно-образное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении,
играх, действах и др.);
- реализация творческого потенциала, осуществляя собственные музыкально исполнительские
замыслы в различных видах деятельности;
- организация культурного досуга, самостоятельной музыкально-творческ деятельности,
музицирование и использование ИКТ в музыкальных играх;
- формирование умения соотносить выразительные и изобразительные интонации,узнавать
характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- выработка умения наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм

построения музыки;
- формирование умения общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме тестирования.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения
музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой
деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных
инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных
представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к
саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных
национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной
принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре
ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном
развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой
деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть
окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои
мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать
музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в
импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к
искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение,
основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса,
осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой
деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями,
развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность,
способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в
том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с
друзьями, родителями.
Предметные результаты:
- умение воспринимать музыку, размышлять о ней, открыто и эмоциональн
выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и
художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный
оптимизм;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении
вокально-хоровых произведений, игре на детских музыкальных инструментах;
- умение вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализация собственного творческого потенциала, применяя музыкальные
знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения
учебных и художественно-практических задач;
- понимание роли музыки в жизни человека, применять полученные знания и
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности

- проявление интереса к отдельным группам музыкальных инструментов.

Личностные результаты:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности,
включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебой деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства
с произведениями мировой и отечественной музыкальной
культуры:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие эстетических чувств;
- позитивная оценка музыкально-творческих способностей.
Метапредметные результаты:
- определять характер и настроение музыки с учѐтом терминов и образных
определений, представленных в учебниках для 4-го класса;
- понимать главные отличительные особенности музыкально-театральных
жанров – оперы и балета;
- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных
инструментов, пройденных в 3-м классе;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, назвать их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное
восприятие музыки, увлечѐнность музыкальными занятиями и музыкальнотворческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений,
выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.
Обучающийся научиться:
- размышлять о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном
развитии человека;
- формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края,
- развитию художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
- умению воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- умению воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений,
в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных
инструментах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре
на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом
движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность;
- музицировать;
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов
мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий;
- представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тема раздела I. «Россия – Родина моя» (3ч.)
Народная и профессиональная музыка. Сочинения русских композиторов о
Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность
интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанр вокализ.
Звучащие картины. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной.
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Патриотическая
тема в русской классике. Общность интонаций народной музыки и музыки русских
композиторов. Образ защитника Отечества.
Тема раздела II. « О России петь – что стремится в храм» (4ч.)
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Стихира.
Тема раздела III. «День, полный событий» (6ч.)
Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке
русских композиторов: Г. Свиридова, П. Чайковского, в изобразительном искусстве
(В. Попков. Картина «Осенние дожди»). Музыкально поэтические образы в опере,
романсе. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное прочтение
стихотворения.
Тема раздела IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)
Композитор – имя ему народ. Народные музыкальные инструменты России, история
их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей.
Народное музыкальное творчество разных стран мира. Народная песня – летопись
жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о
природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой. Оркестр русских народных инструментов.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.
Тема раздела V. «В концертном зале» (5ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная,
оркестровая. Формы музыки: одночастные, двух - и трехчастные, куплетные.
Музыкальная драматургия сонаты.
Тема раздела VI. «В музыкальном театре» (6ч.)
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
музыкальных тем, художественных образов. Линии драматического развития в опере.
Интонационно - образная природа музыкального искусства. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария.

Куплетно-вариационная форма. Восточные мотивы. Орнаментальная мелодика.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Музыка в народном стиле.
Мюзикл, оперетта, Жанры легкой музыки.
Тема раздела VI.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7ч.)
Многообразие жанров музыки. Прелюдия, этюд. Обработка, переложение,
импровизация, авторская песня, романс, симфоническая картина. Музыкальная
сказка. Интонационная
выразительность музыкальной речи. Развитие музыкального образа. Композитор
- исполнитель – слушатель. Сходство и различие музыкальной речи
композиторов: Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Певцы
родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Музыкальная речь как способ общения
между людьми, еѐ эмоциональное воздействие на слушателей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по музыке в 4 классе на 2022-2023 учебный год.

№
ур

Темы разделов и уроков

Кол
час

Дата проведения
План

Раздел I. Россия - Родина моя! (5 часов).
1

2.

Мелодия. Ты запой мне ту песню…Что не выразишь словами,
звуком на душу навей. Разучивание песни «Мингитау» сл.
Семѐнова.
Как сложили песню. Звучащие картины.

3.

Ты откуда русская зародилась музыка?

1

4.

Я пойду по полю белому….

1

5.

На великий праздник собралася Русь

1.

1

1
Раздел II. О России петь, что стремиться в храм (2 часа)
И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет….
6.

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.

1

7.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай
старины. Светлый праздник.

1

Раздел III. День, полный событий! (6 часов).
В краю великих вдохновений…
8.
9.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...
Зимнее утро, зимний вечер.

1
1

10.

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

11

Ярмарочное гулянье.

1

12.

Святогорский монастырь.

1

13.

«Приют, сияньем муз одетый…».

1

Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа).
На свете каждый миг мелодия родится…
1

15.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные
инструменты России.
Оркестр русских народных инструментов.

16.

Народные праздники. «Троица».

1

14.

1

Раздел V. В концертном зале (5 часов).
Гармонии таинственная власть…
17.
18.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
П. И.Чайковский. Вариации на тему рококо.
М.П.Мусоргский. «Старый замок». С. Рахманинов. «Счастье».
Счастье в сирени живет…..

1
1

Факт

19.

Не смолкнет сердце чуткое Шопена.Танцы,танцы, танцы….

1

20.

1

21.

Л.Бетховен. «Патетическая соната». М.И.Глинка. «Венецианская
ночь». Годы странствий.
Царит гармония оркестра.

22.

Раздел VI. В музыкальном театре! (6 часов).
Театр уж полон; ложи блещут…..
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
1

23.

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

1

24.

М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». «Исходила
младѐшенька».
М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Русский Восток. Сезам,
откройся!
А.И.Хачатурян. Балет «Гаянэ». Восточные мотивы.
И. Ф.Стравинский. Балет «Петрушка».

1

25.

26.

1

1

1

29.

Театр музыкальной комедии. И.Штраус. Оперетта «Летучая
1
мышь». Вальс.
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть так надобно уменье… (7 часов).
Служение муз не терпит суеты….
С.В.Рахманинов. «Прелюдия». Исповедь души.
1
Ф. Шопен. «Этюд №12». Революционный этюд.
Мастерство исполнителя.
1

30.

В каждой интонации спрятан человек.

1

31.

Музыкальные инструменты (гитара).

1

32.

Музыкальный сказочник.
Дом. зад. Исследовательский проект.
М.П. Мусоргский. Симфоническая картина «Рассвет на Москвереке».
Контрольная работа по музыке «Обобщение пройденного».

1

27.

28.

33.
34.

1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по музыке в 4 классе на 2022-2023 учебный год.

№
ур

1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.

17.
18.
19.

Темы разделов и уроков

Кол
час

Дата проведения
План
Факт

Раздел I. Россия - Родина моя! (3 часа).
Вся Россия просится в песню….
Мелодия. Ты запой мне ту песню…Что не выразишь словами
1
звуком на душу навей.
С. Рахманиноов. Концерт №3 для ф-но с оркестром Iч.,(001,
4кл.; «Вокализ» (002,4 кл.) «Ты рекаль моя, реченька» (4 кл.),
С.Локтев «Песня о России»(002 песенки ,4 кл.)
Как сложили песню. Ты откуда, русская, зародилась, музыка
Звучащие картины.

1

Русские народные песни: «Ай, баюшеньки, баю»;«Расцвела под
окошком белоснежная вишня»; «Солдатушки,бравы
ребятушки»; «Милый мой хоровод»(002 песенки 4 кл.)
Ты откуда русская зародилась музыка?
1
Я пойду по полю белому…
1
На великий праздник собралася Русь!
1
Раздел II. О России петь, что стремиться в храм (4 часа)
И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет….
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.
1
Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай
старины. Светлый праздник.
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...
Зимнее утро, зимний вечер.
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда
Ярмарочное гулянье.
Святогорский монастырь.
«Приют, сияньем муз одетый…».

1
1
1
1
1
1
1

Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа).
На свете каждый миг мелодия родится…
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты
1
России.
Оркестр русских народных инструментов.
1
Народные праздники. «Троица».
1
Раздел V. В концертном зале (5 часов).
Гармонии таинственная власть…
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
1
П. И.Чайковский. Вариации на тему рококо.
М.П.Мусоргский. «Старый замок». С. Рахманинов. «Счастье».
1
Счастье в сирени живет…..
Не смолкнет сердце чуткое Шопена.Танцы,танцы, танцы….
1

20.
21.

22.
23.
24.
25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Л.Бетховен. «Патетическая соната». М.И.Глинка.
1
«Венецианская ночь». Годы странствий.
Царит гармония оркестра.
1
Раздел VI. В музыкальном театре! (6 часов).
Театр уж полон; ложи блещут…
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
1
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
1
М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». «Исходила
1
младѐшенька».
М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Русский Восток. Сезам,
1
откройся!
А.И.Хачатурян. Балет «Гаянэ». Восточные мотивы.
И. Ф.Стравинский. Балет «Петрушка».
1
Театр музыкальной комедии. И.Штраус. Оперетта «Летучая
1
мышь». Вальс.
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть так надобно уменье… (7 часов).
Служение муз не терпит суеты….
С.В.Рахманинов. «Прелюдия». Исповедь души.
1
Ф. Шопен. «Этюд №12». Революционный этюд.
1
Мастерство исполнителя.
1
В каждой интонации спрятан человек.
1
Музыкальные инструменты (гитара).
1
Музыкальный сказочник.
1
Дом. зад. Исследовательский проект.
М.П. Мусоргский. Симфоническая картина «Рассвет на Москве1
реке». Обобщающий урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».