Программа психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов
Муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа» с.п. Нижний Черек составлена на
основании:
Конвенции о правах ребѐнка.
Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказа Муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа» с.п. Нижний Черек
№ 4 от 29.08.2024 г.
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации
в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Панаевской школе-интернате создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения, которая сопровождает детейинвалидов, обучающихся с ОВЗ на протяжении всего периода обучения. В службу сопровождения входят специалисты: педагоги-психологи,
учитель-логопед, социальный педагог, педагоги. Комплексное изучение особенностей интеллектуального и личностного развития ребенка,
выбор направлений сопровождающей деятельности ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учѐтом индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на муниципальной психолого-медикопедагогической комиссии.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно
рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребѐнку и родителям (законным
представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих
скоординировано.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: создание
оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию;
содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные
особенностями их физического и (или) психического развития;
2. осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую помощь детям-инвалидам
и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей;
3. обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных
программ на доступном им уровне, их интеграцию в образовательном учреждении и социализацию в обществе.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ:
1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования обучающихся, организованного в рамках
комплексного изучения развития детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего
динамического наблюдения за развитием обучающихся.
2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих программ, планирование содержания занятий, комплектование групп обучающихся, проведение индивидуальной
работы с обучающимися.
3. Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы
коррекционно-развивающих занятий в соответствии с достижениями обучающихся.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям
(законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребѐнка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с
возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья,
способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей (законных представителей) в решение
коррекционно-воспитательных задач.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ лежит единство четырех функций:
диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана
решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (законными представителями)
построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учѐт личностных особенностей ребѐнка, семьи.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребѐнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной
«Я-концепции» каждого ребѐнка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности– сопровождение можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагогапсихолога, социального педагога, логопеда, педагогами образовательной организации и родителями (законными представителями).
4. Принцип деятельностного подхода - психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с
учѐтом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребѐнка, а также так же на тот вид деятельности, который является
личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип системности реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи, оказываемой в реальной ситуации
обучения ребѐнка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности обучающегося, его сильные стороны.
6. Принцип интегративности предусматривает интеграцию различных методов, подходов, дидактических и психотерапевтических
приемов; приоритет особых потребностей ребѐнка.
7. Принцип непрерывности – отражает необходимость ранней диагностики возможностей и способностей ребѐнка, осуществления
психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.
В 2024-2025 учебном году в МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек 17 детей с ограниченными возможностями здоровья ( в том числе детиинвалиды 6 человек) , из них:
1.
2.
3.
4.
слабовидящие - 1
дети с задержкой психического развития – 12
дети с умственной отсталостью – 3
другие – 1
По адаптированной образовательной программе начального и основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития обучается 17 детей, по адаптированной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью – 3
детей, 3 ребѐнка-инвалида обучаются в общеобразовательных классах.
Групповые коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога проводятся со всеми обучающимися с задержкой психического
развития, обучающимися с умственной отсталостью. На каждого ребѐнка- инвалида составлен план индивидуального психологического
сопровождения, разработаны рабочие программы групповых коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с задержкой
психического развития и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Отбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы осуществляется с опорой на дидактические принципы общей и
специальной педагогики. Применение в тесном единстве общедидактических и специальных принципов осуществления психологического
сопровождения позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности обучающихся, эмоционально-волевой сферы,
способностей и личности в целом.
Содержание работы педагога-психолога
на каждом этапе психологического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности,
(направления
мероприятия
деятельности)
Первичная диагностика
Создание банка данных обучающихся,
Наблюдение, психологическое обследование;
нуждающихся в специализированной
анкетирование родителей, беседы с педагогами.
помощи
Углубленная диагностика Получение объективных сведений об
Диагностирование.
детей-инвалидов, детей с
обучающемся на основании
Заполнение диагностических документов специалистами
ОВЗ
диагностической информации
(протоколов обследования, заключений по результатам
специалистов разного профиля, создание
диагностики)
диагностических "портретов" детей
Анализ причин
Индивидуальные и
Разработка индивидуального плана психологического
возникновения трудностей групповые коррекционная программы,
сопровождения, коррекционной программы
в обучении, выявление
резервных возможностей
обучающихся
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в
познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи (направления)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности, мероприятия
деятельности
Обеспечить психологическое Позитивная динамика развиваемых параметров
Формирование
групп
для
коррекционносопровождение
детейразвивающей работы.
инвалидов, обучающихся с
Проведение
групповых
и
индивидуальных
ОВЗ
коррекционных занятий.
Отслеживание динамики развития ребенка
Создание
условий
для Укрепление здоровья обучающихся
1. Разработка рекомендаций для педагогов, родителей
сохранения и укрепления
2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в
здоровья
детей-инвалидов,
образовательный процесс.
обучающихся с ОВЗ
3.Организация
и
проведение
мероприятий,
направленных на сохранение, профилактику здоровья и
формирование навыков здорового и безопасного
образа жизни.
4. Реализация профилактических образовательных
программ
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их
семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и
социализации обучающихся
Задачи (направления)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности, мероприятия
деятельности
Консультирование
Разработка рекомендаций, приѐмов,
Индивидуальные, групповые, тематические
педагогов по вопросам
упражнений, памяток и т.д.
консультации
инклюзивного
Разработка плана консультативной работы с
образования
ребенком, родителями, классом, работниками
школы
Консультирование
Разработка рекомендаций, упражнения,
Индивидуальные, групповые, тематические
родителей по вопросам
памяток и т.д.
консультации
инклюзивного
Разработка плана консультативной работы с
образования, выбора
родителями
стратегии воспитания,
психологофизиологическим
особенностям детей
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками
образовательного процесса, повышение уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов, детей с
ОВЗ
Задачи
(направления)
деятельности
Информирование
Планируемые результаты
Проведение родительских собраний,
Виды и формы деятельности, мероприятия
Родительские собрания:
родителей
семинаров, тренингов.
(законных
представителей) по
медицинским,
социальным,
правовым и другим
вопросам
ПсихологоОрганизация методических
педагогическое
мероприятий по вопросам
просвещение
инклюзивного образования
педагогических
работников по
вопросам развития,
обучения и
воспитания данной
категории детей
«Первые дни ребенка в школе» (1-е классы)
«Готовимся к школе»
«Родителям о внимании и внимательности» 2-е классы
«Семейные проблемы: как их решать?» (7-8 классы)
«Ваш ребенок – пятиклассник» (5-е классы)
«Итоги адаптации обучающихся 10 класса к обучению в
школе III ступени»
«Типы усвоения информации» (3-е классы)
«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
(4-е классы)
«Выбор жизненного пути. Профориентация подростков» (9,
11 классы)
«Трудный диалог с учѐбой» (6-е классы )
«Впереди у нас – пятый класс» (4-е классы)
«Волнуемся спокойно: впереди экзамен!» 9,11 классы
Информационные мероприятия, размещение информации на
школьном сайте, на странице психолога.
Содержание работы социального педагога
с детьми-инвалидами, с обучающимися с ОВЗ
Работа социального педагога с детьми-инвалидами, обучающимися с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:
1. Социально – педагогическое исследование:
изучение межличностных взаимоотношений в школе и семье;
социально – психологический портрет ребѐнка-инвалида, ребѐнка с ОВЗ;
составление социальных паспортов классов;
диагностика склонности к отклоняющему поведению;
2. Социально – педагогическая защита прав ребѐнка:
списки обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;
3. Социально – педагогическая поддержка семьи:
банк данных по неблагополучным семьям:
акт материально – бытовых условий семьи;
проведение родительского всеобуча;
4. Социально – педагогическое консультирование:
беседы;
индивидуальные консультации;
5. Социально – педагогическая профилактика:
участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
мероприятия по классам по профилактике употребления ПАВ у детей и подростков;
сотрудничество с КДН и ЗП, ГПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ямальскому району ОДН;
6. Социально – педагогическая помощь в профессиональном определении:
анкетирование выпускников по профориентации;
мероприятия в рамках проведения Месячника профориентации.
Приложение 3 (Программа работы социального педагога на 2019-2020 учебный год)
Содержание работы учителя-логопеда
с детьми-инвалидами, с обучающимися с ОВЗ
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ в школе играет важную роль в коррекционной работе.
Логопедическое сопровождение в школе осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно
по русскому языку и чтению).
Основными задачами учителя-логопеда являются:
• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детям-ивалидам, обучающимся с ОВЗ общеобразовательных
программ;
• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребѐнка до такого уровня, на котором он бы
смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и
навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Ограниченные возможности
здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим
миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное
обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему
характеру нарушения. Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от
работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса — психологов, педагогов, родителей. Коррекционная
логопедическая работа в течение года проводится по следующим направлениям:
• организационная;
• диагностическая;
• коррекционно-развивающая;
• профилактическая.
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на разрешение
жизненных проблем развития.
Работа учителя-логопеда направлена на формирование и развитие:
• неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приѐмов самоконтроля);
• звукопроизношения;
• фонематических процессов;
• пополнение лексического запаса (обогащение словаря);
• грамматического строя речи;
• связной речи;
• моторики чтения и письма.
Приложение 4. (Рабочие программы учителя-логопеда на 2024-2024 учебный год)
Условия реализации программы
психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет
индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов,
приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения
развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных
занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и
норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя – логопеда,
социального педагога.
Перечень программ,
разработанных службой психолого-педагогического сопровождения
1. Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционно-развивающие занятия»
2. Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью «Коррекционно-развивающие занятия»
3. Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Шаги к успешности» 2-4 классы
Глоссарий
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой
деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а
лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания
лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаѐм, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
8. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT",
СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
9. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
10. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
2. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
3. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru