Адаптированная рабочая программа психолого- коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ для 5-х,7-х, 9-х классов на 2024-2025 уч. год

СОДЕРЖАНИЕпс
1. Пояснительная записка
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
1.4 Цели, задачи программы курса
1.5 Ожидаемые результаты реализации программы
1.6 Условия реализации программы
1.7. Содержание программы:
Содержание программы в 5 классе:
Содержание программы в 7 классе:
Содержание программы в 9 классе:
1.8. Тематическое планирование
Тематический план программы занятий в 5 классе.
Тематический план программы занятий в 7 классе.
Тематический план программы занятий в 9 классе.
1.9. Консультативный модуль
Рабочая программа психолого-коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ
1.

Пояснительная записка

1.1. Общие положения
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-х, 7-х,9-х классов с
задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями
адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования
обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в
средней школе Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе »
Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М.,
«Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для
школьного психолога.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная
замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что
приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине
60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с
функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными
органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые
Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки
психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебральноорганического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в
младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и
опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.

1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению
со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно
мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью,
что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний,
умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие
первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в
результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой
сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной
регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности,
учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех
форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление
развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в
определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как
правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче
определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас
видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является
снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически
не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные,
пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном
внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают
говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных
сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как
следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность
объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной
памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста,
однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается
полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания –
механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей
характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного
фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети
несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной
ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных

психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада
уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности,
расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение
планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение
поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий,
отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование
отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и
поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной
категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая
эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за
функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало
сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен,
постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего
подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой,
характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без
педагогической помощи выйти не может.
1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию
его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше
действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них
опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию
мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от
глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в
последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами,
сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и
переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и,
следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы
абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к
переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования
к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется
профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению
преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и
невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики
интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем,
что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных
психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер
заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при
проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные
возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года
применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и
снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики.

Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми
основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти,
помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые
на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей
действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках
обществознания.
1.4 Цели, задачи программы курса
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и
развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:



диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;



развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивнозащитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей).



реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся
с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК);



осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.

Основными принципами содержания программы МОУ СОШ № 4 являются:


Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.



Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.



Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип
обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы
основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий
у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной
ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой
формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной
деятельности обучающихся.



Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.



Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса
о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).



Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.



Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный
педагог).

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и
определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы
организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные,
метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):


Положительное отношение к школе.



Принятие социальной роли ученика.



Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.



Способность к оценке своей учебной деятельности.



Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.





Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:


Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);



Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.



Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.



Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.



Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.



Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:


Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.



Использовать элементы причинно-следственного анализа;



Исследование несложных реальных связей и зависимостей;



Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;



Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;



Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД:


Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;



Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.



Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач.



Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в

ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с
учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
1.6 Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс
программы рассчитан:
- 5-6 класс – 68 часа, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
- 7 -9 класс -68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме
того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно

оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением
работы.

1.7. Содержание программы:
Содержание программы в 5 классе:
N п/п

Тема занятия

Содержание

1-2

Диагностика

3-4

Развитие внимания и мышления Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись.
(2 часа)
Называйте и считайте.Три слова.Составьте слова.

5-6

Развитие пространственных
представлений. (2 часа)

Диагностика ВПФ

Развитие мышления.
Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте слова.

7-8

Развитие внутреннего плана
действия

Формирование абстрагирования и вербального (словесного)
анализа.Я узнаю себя.Муха.
Г оворим по-марсиански. Объясните греческие слова.

9-10 Установление закономерностей Развитие мышления.
и развитие гибкости мышления.
Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.
11-12 «Как работать с книгой».

Какие книги используют исследователи? Какие книги считаются
научными? Практическая работа по структурированию текстов.

13-14 Развитие внимания в условиях Развитие гибкости мышления.Что я могу сказать о себе хорошее?
коллективной деятельности.
Делаем вместе.Способы применения предмета. Выберите
синонимы и антонимы.
15-16 Развитие умения
дифференцировать чувства.

Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.

17-18 Учимся сравнивать.

Что я чувствую?Найдите фигуры.Одинаковые? Противоположные?
Разные?

Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.

19-20 Существенное и
несущественное.

Развитие вербального мышления Ошибки в изображениях.
Существенные и несущественные признаки.Такие разные лица.

21-22 Развитие внимания

Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните поговорки.

23-24 Развитие умения различать
виды поведения.

Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бывает поведение?

25-26 Познание своего поведения.

Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя.

27-28 Развитие умения различать
виды поведения.

Найдите фигуры.Выразите разными словами. Кто это?

29-30 Учимся договариваться.

Делаем вместе.Какое это понятие?Как попросить и отказать.

31-32 Развитие логического
мышления.

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру.

33-34 Чувства бывают разные

Муха.Сравниваем понятия.Как преодолеть плохое настроение?

35-36 Учимся сравнивать.

Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает поведение?

37-38 Развитие логического
мышления

Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто это?

39-40 Развитие воображения.

Придумайте предметы. Разделите понятия.Г оворящая надпись.

41-42 Развитие пространственных
представлений.

Перекрёсток. Деление понятий. Вылепите фигуру.

43-44 Развитие логических форм
вербального мышления.

«Рисуем в уме» в уме.Определите вид суждения.

45-46 Развитие пространственных
представлений.

Переворот фигур.Найдите фигуры.Измените форму, не меняя
содержания. Угадайте выражение лица.

Что я могу сказать о себе хорошее?

47-48 Развитие мышления (гибкость и Замените цифры буквами.Измените форму, не меняя содержания.
анализ через синтез).
Угадайте выражение лица.

49-50 Учимся различать эмоции.

Какие бывают эмоции.Переворот фигур.Измените форму, не меняя
содержания.

51-52 Развитие воображения.

Соедините точки.Учимся различать эмоции.Измените форму, не
меняя содержания.

53-54 Учимся сотрудничать.

Называйте и считайте. Учимся рассуждать.А что сказал бы ты?

55-56 Учимся договариваться и
уступать.

Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

57-58 Учимся решать проблемы
вместе.

Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты?

59-60 Учимся рассуждать.

Я - ромашка.Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать.

61-62 Мои достоинства и недостатки. Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о себе
хорошее?
63-64 Развитие логического
мышления.
65

Я повзрослел.

Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись.
Осознание различия между агрессией и агрессивностью.
Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я
повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я».
«Спрячь игрушку».

66

Я и мои друзья.

Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самое
длинное».«Красивые поступки».«Общая рука».
Работа со сказкой «Светлячок».

67-68 Итоговое занятие. Итоговая
диагностика

Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ. Вручение
дипломов «Самый умный», «Самый любознательный», «Самый
активный».

Содержание программы в 7 классе:
N п/п

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие
правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и
прощания.

2

Стартовая диагностика
Определение уровня интеллектуального и личностного развития
интеллектуальной и
обучающихся
эмоционально-волевой сфер
в начале годя (2 часа)

3

Раздел 1. Развитие
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других
личностно-мотивационной невротических комплексов. Развитие навыков совместной
сферы (20ч).
деятельности и чувства ответственности за принятое решение.
Формирование навыков построения внутреннего плана действий,
овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие
рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

4

Раздел 2. Развитие
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной.
познавательной сферы (30). Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения
и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления:
логического мышления, абстрагирование, установление
закономерностей. Развитие словесно-логического мышления,
построения умозаключений по аналогии.

5

Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения (12)

Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ».
Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и
неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в
жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие
личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря
профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности
характера и темперамента.

6

Итоговая диагностика
Определение уровня интеллектуального и личностного развития
интеллектуальной и
обучающихся
эмоционально-волевой сфер
в конце года (2ч)

7

Итоговое занятие.

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся.

Содержание программы в 9 классе:
N п/п

Тема занятия

Содержание

1.

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие
правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и
прощания.

1.

Стартовая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой
сфер (2ч).

Определение уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится
обязательное тестирование уровня утомления и
работоспособности, по результатам которого даются
рекомендации педагогами и родителям.

1.

Раздел 1. Подросток и его Формирование навыков построения внутреннего плана действий.
психосоциальная
Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков
компетентность (25ч).
поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для
обращения подростков к собственному опыту общения на модели
игровой ситуации.

1.

Раздел 2. Развитие
познавательной сферы

Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного
запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого

(30).

мышления. Психологическая готовность к экзаменам.

1.

Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения (9ч).

Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе.
Учебные заведения региона. Определение типа будущей
профессии, учитывая склонности, интересы, способности.
Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека
от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории
профессионального развития.

1.

Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая
диагностика уровня интеллектуального и личностного развития
обучающихся

1.8. Тематическое планирование
Тематический план программы занятий в 5 классе.
N п/п

Колво часов

Тема занятия

1.

Развитие внимания и мышления

2

2.

Развитие пространственных представлений.

2

3.

Развитие внутреннего плана действия

2

4.

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

2

5.

«Как работать с книгой».

2

6.

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

2

7.

Развитие умения дифференцировать чувства.

2

8.

Учимся сравнивать.

2

9.

Существенное и несущественное.

2

10.

Развитие внимания

2

11.

Развитие умения различать виды поведения.

2

12.

Познание своего поведения.

2

13.

Развитие умения различать виды поведения.

2

14.

Учимся договариваться.

2

15.

Развитие логического мышления.

2

16.

Чувства бывают разные

2

17.

Учимся сравнивать.

2

18.

Развитие логического мышления

2

19.

Развитие воображения.

2

20.

Развитие пространственных представлений.

2

21.

Развитие логических форм вербального мышления.

2

22.

Развитие пространственных представлений.

2

23.

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

2

24.

Учимся различать эмоции.

2

25.

Развитие воображения.

2

26.

Учимся сотрудничать.

2

27.

Учимся договариваться и уступать.

2

28.

Учимся решать проблемы вместе.

2

29.

Учимся рассуждать.

2

30.

Мои достоинства и недостатки.

2

31.

Развитие логического мышления.

1

32.

Я повзрослел.

1

33.

Я и мои друзья.

1

34.

Итоговое занятие.

2

Итого:

68

Тематический план программы занятий в 7 классе.
№

Наименование
разделов

Виды учебной деятельности
обучающихся

и тем занятий

Планируемые результаты
Личностные

УУД

1

Вводное занятие

Принятие правил на занятиях.
Выполнение устава школы и законов
класса. Обобщать личный жизненный
опыт и опыт собственной познавательной
деятельности, оценивать социальную
информацию, планировать учебную
деятельность.

Формирование чувства Контролировать свою
необходимости учения. деятельность.
Развитие социальных,
учебно-познавательных
и внешних мотивов.

2-3

Стартовая
диагностика
интеллектуальной и
эмоциональноволевой сфер.

Анализировать собственный результат.

Развитие психических Проявление особого
процессов: объем
интереса к школьному
памяти, внимания,
содержанию занятий.
особенности
мышления, восприятия,
воображения

4-8

Формирование
Оценивать свой личный социальный опыт, Ориентация на
учебной мотивации, применять его для решения
содержательные
снятие тревожности. познавательных задач, устанавливать
моменты школьной
внутрипредметные ретроспективные
действительности.
связи. Обнаруживать недостаточность
Осознание своих
своих знаний для решения учебной задачи достоинств и

Готовность и развитие
способности к
саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и

9-12

Мои эмоции.

13-14 Эмоциональный
словарь.

нового типа. Ставить перед собой задачу недостатков.
по поиску недостающих способов
действий.

познанию.

Выполнять ритуал приветствия.
Анализировать, формулировать простые
выводы. Осуществлять оценку
собственных психических реакций и
действий, оценивать значимость
социальной информации о
психологических типах людей для
эффективного социального поведения,
соотносить индивидуальные и
общественные ценности, исследовать и
критически оценивать собственный образ
жизни.

Освоение социальных
норм, правил поведения,
формирование осознанного
и ответственного
отношения к собственным
поступкам; усвоение
правил индивидуального и
коллективного безопасного
поведения; решение
типичных задач в области
социальных отношений.

Развитие
познавательных
интересов, уверенности
в своих силах и
навыков совместной
деятельности.

Использовать социальную информацию, Способность к оценке Оценивать своё поведение,
осуществлять мини-исследование,
своей учебной
черты своей личности с
работать с интернет - источниками.
деятельности. Анализ учетом мнения других
Оценивать и контролировать свои
соответствия результата людей, в том числе для
учебные действия и действия сверстников. требованиям
корректировки
Работать с таблицами и схемами.
конкретной задачи.
собственного поведения в
Знание основных
окружающей среде,
моральных норм и
выполнение в
ориентация на их
повседневной жизни
выполнение.
этических и правовых
норм, экологических
требований. Определение
собственного отношения к
явлениям современной
жизни, формулирование
своей точки зрения.

15-18 Чувства «полезные» и Анализировать, формулировать простые Ориентация на
Адекватно использовать
«вредные».
выводы. Различать социально приемлемое понимание причин
речевые средства для
и неприемлемое поведение. Приводить
успеха/ неуспеха в
решения различных
примеры культурной обусловленности
учебной деятельности. коммуникативных задач,
социальных норм. Самостоятельно решать Познавательные
строить монологическое
типичные жизненные задачи; извлекать интерес к новому
высказывание.
социальную информацию из
учебному материалу.
художественного текста; работать с
Развитие
таблицей.
самостоятельности и
личной
ответственности за свои
поступки.
19-21 Нужно ли управлять
своими эмоциями?

Различать социально приемлемое и
неприемлемое поведение, исследовать
правомерность собственного социального
поведения, приводить примеры
культурной обусловленности социальных
норм; решать типичные жизненные
задачи; извлекать социальную
информацию из художественного текста.
Познакомиться и применять методы
саморегуляции.

Развитие
Корректировка
самостоятельности и
собственного поведения в
личной
окружающей среде,
ответственности за свои выполнение в
поступки. Адекватно повседневной жизни
судить о причинах
этических и правовых
своего успеха/неуспеха норм, экологических
в учении, связывая
требований. Определение
успех с усилиями,
собственного отношения к
трудолюбием,
явлениям современной
старанием.
жизни, формулирование
своей точки зрения.
Этические чувства стыда, вины, совести
как регуляторов
морального поведения

22-23 Что такое страх?

Оценивать личный социальный опыт,
применять его для решения возникших
проблем. Рисовать свои страхи и
превращать в смешные рисунки.
Применять методы саморегуляции.

Развитие
Умение контролировать
познавательных
эмоции и применять
интересов, уверенности методы саморегуляции.
в своих силах и
навыков совместной
деятельности.

24-29 Развитие внимания.

Осознать особенности своего внимания и
значимость внимания для человека.
Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами.

Ориентация на
понимание причин
успеха/ неуспеха в
учебной деятельности.
Осознание
особенностей своего
внимания.

30-35 Развитие памяти.

Осознать особенности своей памяти.
Развить рефлексивные способности.
Работать со схемами, таблицами. Освоить
приемы запоминания.

Способность к оценки Развитие различных видов
своей учебной
памяти: слуховой,
деятельности.
зрительной, вербальной.
Осознание своих
возможностей и
способностей.

36-41 Развитие логического Проводить анализ объектов с выделением
мышления
существенных и несущественных
признаков, синтез как составление целого
из частей. умение читать графический
язык, работать со схемами, таблицами,
графиками, моделями. Реконструировать
известные и создавать новые объекты.
Выдвигать и проверять гипотезы о
неизвестном (обращаясь к учителю,
учебной и справочной литературе),
находить средства для проверки этих
гипотез.

Ориентация на
понимание причин
успеха/ неуспеха в
учебной деятельности.

42-47 Установление

Ориентация на
понимание причин
успеха/ неуспеха в
учебной деятельности.

закономерностей.

Проводить анализ объектов с выделением
существенных и несущественных
признаков, синтез как составление целого
из частей; сравнение, сериация и
классификация по существенным
признакам; генерализация и выделение
общности для целого ряда лил класса
единичных объектов; подведение под

Стремление к
совершенствованию
своих способностей.

Стремление к
совершенствованию

Увеличение объема
внимания. Развитие
активного внимания и
умственной
работоспособности.
Развитие способности к
воссозданию
мыслительных образов

Проводить сравнение по
заданным критериям.
Умение классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации,
формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение;
развитие социального
кругозора.
Планировать,
контролировать и
выполнять действие
согласно инструкции.
Предвосхищать результаты
своих действий и
возможные ошибки.
Осуществлять пошаговый

понятие на основе распознавания
объектов, выделение существенных
признаков и их синтеза.

своих способностей.

контроль.

48-53 Развитие словеснологического
мышления.

Читать графический язык, работать со
схемами, таблицами, графиками,
моделями. Реконструировать известные и
создавать новые объекты. Выдвигать и
проверять гипотезы о неизвестном
(обращаясь к учителю, учебной и
справочной литературе), находить
средства для проверки этих гипотез.
Отличать известное от неизвестного,
знание о своем незнании, определить,
каких знаний и умений не хватает для
успешных действий; Критично (но не
категорично) оценивать мысли и действия
других людей. Создавать вокальнословесные художественные образы.

Ориентация на
понимание причин
успеха/неуспеха в
учебной деятельности.
Стремление к
совершенствованию
своих способностей.

Строить логическую
цепочку рассуждений;
критически оценивать
полученный ответ,
осуществлять
самоконтроль, проверяя
ответ на соответствие
условию. Формирование на
уровне представления:
анализ объектов с
выделением существенных
и несущественных
признаков.

54-57 «Я — образ».

Оценивать свой личный и социальный
опыт, применять его для решения
познавательных задач, Оценивать себя и
своё поведение. Давать нравственную
оценку явлениям социальной
действительности, извлекать социальную
информацию из стихотворных и
фотоисточников, объяснять несложные
социальные связи. Оценивать свое
положение в системе социальных
отношений «взрослый - сверстник - я».

Формирование
позитивного образа
жизни, умения ставить
реальные цели и
выбирать адекватные
способы их
достижения.

Принимать и сохранять
учебную задачу.
Планировать свои действия
в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Осуществлять пошаговый
контроль

58-59 Труд в жизни
Оценивать свой личный и социальный
человека и общества. опыт, применять его для решения
познавательных задач, извлекать
информацию из разных источников,
анализировать и объяснять смысл
высказывания. Называть профессии и их
значение для общества.

Ориентация на
понимание причин
успеха/неуспеха в
учебной деятельности.
Стремление к
совершенствованию
своих способностей.
Произвольное
запоминание с
использованием
мнемотехнических
приемов.

60-61 Разнообразие
профессий.

Оценивать свой личный и социальный
опыт, применять его для решения
познавательных задач, извлекать
информацию из разных источников,
анализировать и объяснять смысл
высказывания. Ставить цель и строить
план её достижения. Описать профессии
родителей. Выражать своё отношение к
труду и профессиям. Работать с
таблицами и схемами. Составить план
проекта «Моя профессия».

Ориентация на
Осознание своей
понимание причин
индивидуальность и
успеха/неуспеха в
неповторимости. Развитие
учебной деятельности. способности к
Стремление к
самообразованию на основе
совершенствованию
мотивации к обучению и
своих способностей.
познанию. Ориентация в
Понимание личностных мире профессий и
особенностей в выборе профессиональных
профессии.
предпочтений с учётом
устойчивых
познавательных интересов.

62-63 Профессиональное

Соотносить свои индивидуальные
особенности с требованиями конкретной
профессии. Знать понятие
профессионально важных качеств
личности. Высказывать мнение как
учебный материал связан с различными
профессиями. Корректировать план
проекта «Моя профессия».

Стремление к
Развитие способности к
совершенствованию
выбору профиля;
своих способностей.
Формирование
Понимание личностных положительной мотивации
особенностей в выборе к изучению профильных
профессии.
предметов в старшей
школе. Формирование
общеучебных и

самоопределение.

Развитие способности к
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
познанию, осознанному
выбору и построению.
дальнейшей
индивидуальной
траектории образования на
базе ориентирования в
мире профессий и
профессиональных
предпочтений с учётом
устойчивых
познавательных интересов.

специальных умений,
навыков и способов
деятельности,
необходимых для
овладения содержанием
профильных предметов в
старшей школе.
64-65 Составление словаря Составить словарь профессий. Соотносить Способность к оценки
профессий.
свои индивидуальные особенности с
своей учебной
требованиями конкретной профессии.
деятельности.
Работать над проектом «Моя профессия». Осознание своих
возможностей и
способностей.

Адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач,
строить монологическое
высказывание.

66-68 Подведение итогов
курса. Рефлексия
(лист достижений).
Итоговая диагностика
уровня
интеллектуального и
личностного развития
обучающихся.

Анализировать свои и
чужие высказывания,
воспринимать и
воспроизводить основные
мысли собеседника.

Всего

Отличать известное от неизвестного,
знание о своем незнании, определить,
каких знаний и умений не хватает для
успешных действий; Критично (но не
категорично) оценивать мысли и действия
других людей. Создавать вокальнословесные художественные образы.
Представить проект «Моя профессия».

Сформированность
умения задавать
вопросы; умения
излагать свое мнение и
оценку событий;
умения знакомиться,
благодарить и
принимать
комплименты. Уметь
адекватно понимать
оценку взрослого и
сверстника.
68

Тематический план программы занятий в 9 классе.
№

Наименование
разделов

Виды учебной деятельности
обучающихся

и тем занятий

1

Вводное занятие

Принятие правил на занятиях.
Выполнение устава школы и
законов класса. Обобщать личный
жизненный опыт и опыт
собственной познавательной
деятельности, оценивать
социальную информацию,
планировать учебную
деятельность.

2-3

Стартовая диагностика Анализировать собственный
интеллектуальной и
результат.
эмоционально-волевой
сфер.

Планируемые результаты
Личностные

УУД

Формирование чувства
Контролировать свою
необходимости учения.
деятельность. Умение
Развитие социальных, учебно- слушать и слышать.
познавательных и внешних
мотивов.

Развитие психических
процессов: объем памяти,
внимания, особенности
мышления, восприятия,
воображения.

Проявление особого
интереса к самопознанию.
Заинтересованность
результатами диагностики.

4-7

Общаться - это легко.

знакомство с приемами общения;
продолжение работы по
самоанализу, совершенствованию
умений эффективного общения,
коммуникативных навыков.
Моделирование ситуаций. Поиск
необходимой информации в
различных источниках.
Составление правил
«Эффективного общения».

Осознание собственного
влияния на других людей и
значимости их в своей жизни;
поиск способов расположения
людей к себе; упрочение
благоприятного климата для
отношений.

Расширение представлений
о способах самоанализа и
самокоррекции в сфере
общения; развитие базовых
коммуникативных умений.

8-12

Какая бывает
информация?

Осуществлять самостоятельный Четко формулировать то, что
информационный поиск,
узнали из мультимедийного
систематизировать ее по заданным информационного источника.
признакам, видеть информацию в Отличать корректную
целом, а не фрагментарно,
аргументацию от
выделять главное в
некорректной, принимать
информационном сообщении.
личностную позицию по
Интерпретировать информацию, отношению к скрытому
понимать ее суть, адресную
смыслу.
направленность, цель
информирования. Визуальную
информацию переводить в
вербальную знаковую систему и
наоборот.

Устанавливать
ассоциативные и
практически
целесообразные связи
между информационными
сообщениями, включать
информацию из Сети и
других источников в
систему формируемых в
школе знаний,
использование этих знаний
при восприятии и
критическом осмыслении
информации.

13-16 Как лучше подать
информацию?

Аргументировать собственные
высказывания, находить ошибки в
получаемой информации и
вносить предложения по их
исправлению. Воспринимать
альтернативные точки зрения и
высказывать обоснованные
аргументы за и против каждой из
них. Самостоятельно
трансформировать, представлять
информацию, видоизменять ее
объем, форму, знаковую систему,
носитель и др.

Четко формулировать то, что
узнали из мультимедийного
информационного источника.
Отличать корректную
аргументацию от
некорректной, принимать
личностную позицию по
отношению к скрытому
смыслу.

Устанавливать
ассоциативные и
практически
целесообразные связи
между информационными
сообщениями, включать
информацию из Сети и
других источников в
систему формируемых в
школе знаний,
использование этих знаний
при восприятии и
критическом осмыслении
информации.

17-20 Барьеры на пути
информации.

Аргументировать собственные
высказывания, находить ошибки в
получаемой информации и
вносить предложения по их
исправлению. Воспринимать
альтернативные точки зрения и
высказывать обоснованные
аргументы за и против каждой из
них. Самостоятельно
трансформировать, представлять
информацию, видоизменять ее
объем, форму, знаковую систему,
носитель и др.

Четко формулировать то, что
узнали из мультимедийного
информационного источника.
Отличать корректную
аргументацию от
некорректной, принимать
личностную позицию по
отношению к скрытому
смыслу.

21-24 Стили общения.

Классифицировать и давать
Анализировать собственный
характеристику стилей общения (в стиль общения и вносить
форме «вопрос-ответ»); выслушав необходимые коррективы.
предложенные диалоги,
определять, какой стиль общения в
них представлен; выделение
особенностей понятия «манера
общения»; классифицировать
манеры общения; просмотрев
видеофрагменты, определить,
какая манера общения в них
представлена.

Устанавливать
ассоциативные и
практически
целесообразные связи
между информационными
сообщениями, включать
информацию из Сети и
других источников в
систему формируемых в
школе знаний,
использование этих знаний
при восприятии и
критическом осмыслении
информации.

Выбирать правильный
стиль общения в
зависимости от ситуации.
Высказывать собственное
мнение, вести диалог.

25-29 Что такое конфликт?

Отработка навыков "явысказываний", способствующих
разрешению конфликтных
ситуаций, выбор эффективных
стратегий разрешения
межличностных конфликтов,
позволяющих не только
конструктивно решать
возникающие проблемы, но и
сохранять отношения людей.

30-33 Знакомство и отработка Выполнение упражнений
методов тренировки
направленных на тренировку
внимания.
внимания.

34-37 Знакомство и отработка Выполнение упражнений
с методов тренировки направленных на тренировку
эффективного
эффективного запоминания.
запоминания.

Формирование отношения к
конфликтам, как к новым
возможностям творчества и
самосовершенствования.
Применять правила
эффективного общения,
способствующие достижению
взаимопонимания

Применение способов
управления
межличностными
конфликтами,
предупреждать
конфликтные ситуации.

Осознание своих
особенностей.

Вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и учета
характера сделанных
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата.
Вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и учета
характера сделанных
ошибок, использовать
предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата

38-41 Знакомство с методами Постановка проблемной ситуации,
тренировки мышления. которую нужно решить.
Составление плана решения
данной ситуации, обсуждение
внесение корректив.
42-45 Отработка навыков
тренировки сложных
форм мышления.

Абстрагироваться от конкретного,
наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном
плане. На основе общих посылок
строить гипотезы, проверять или
опровергать их.

46-48 Развитие творческого
мышления.

Анализировать абстрактные идеи,
искать ошибки и логические
противоречия в абстрактных
суждениях.

49-52 Развитие логического
мышления.

Абстрагироваться от конкретного,
наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном
плане. На основе общих посылок
строить гипотезы, проверять или
опровергать их.

Способность устанавливать
максимальное количество
смысловых связей в
окружающем мире в
системе исторически
обусловленной реальности
человеческого
существования.

53-55 Установление
закономерностей.

Абстрагироваться от конкретного,
наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном
плане. На основе общих посылок
строить гипотезы, проверять или
опровергать их.

56-58 Развитие словесноАбстрагироваться от конкретного,
логического мышления. наглядного материала и
рассуждать в чисто словесном
плане. На основе общих посылок
строить гипотезы, проверять или
опровергать их.
59-60 Знакомство с
профессиями,
востребованными в
стране, регионе.

Работа с разными
информационными системами.
Анализ полученной информации,
формулирование выводов.

61-62 Учебные заведения
региона.

Работа с разными
информационными системами.
Анализ полученной информации,
формулирование выводов.

Развитие способности к
выбору профиля обучения.
Формирование
положительной мотивации
к изучению профильных
предметов. Формирование
общеучебных и
специальных умений,
навыков и способов
деятельности, необходимых
для выбора дальнейшего

63

Определение типа
будущей профессии.

Работа с разными
информационными системами.
Анализ полученной информации,
формулирование выводов.
Разработка мини-проекта «Моя
будущая профессия».

образовательного пути.

64-65 Зависимость жизненных Самодиагностика. Работа над
планов от состояния
проектом «Моя будущая
здоровья.
профессия», внесение
необходимых корректив.
66

Составление
индивидуальной
траектории

Защита проекта «Моя будущая
профессия». Обсуждение,
самооценка.

профессионального
развития.
67-68 Подведение итогов
Оценивать свой личный
курса. Рефлексия (лист социальный опыт, применять его
достижений). Итоговая для решения поставленных задач.
диагностика уровня
интеллектуального и
личностного развития
обучающихся.
Всего

68

1.9. Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся, а так же формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников
Консультационная работа
Консультирование
педагогических работников
по выбору индивидуальноориентированных методов и
приёмов работы с
обучающимся с ОВЗ

1.Разработка плана
консультативной
работы с ребенком,
родителями, классом,
работниками школы.
2.Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации.

Сотрудничество с
педагогами в решении
проблемных ситуаций;

Педагог-психолог

Повышение
психологической культуры;

Педагог-психолог

3. Семинары, тренинги
по запросу педагогов.
Консультирование
обучающихся по выявленных
проблемам, оказание
превентивной помощи.

1.Разработка плана
консультативной
работы с ребенком.

Консультирование родителей
(законных
представителей) по
вопросам инклюзивного
образования, выбора
стратегии воспитания,
психолого-физиологическим
особенностям детей.

1.Разработка плана
консультативной
работы с родителями.

2.Рекомендации,
приёмы, упражнения и
др. материалы.

2.Рекомендации,
приёмы, упражнения и
др. материалы.

положительная динамика
ситуации;

Повышение
психологической
компетентности родителей;
снижение родительской
тревожности;
психологическая помощь
родителям в решении
проблем, связанных с

Педагог-психолог

детьми, в
осознании собственной
позиции и актуализации
личностных ресурсов.

2. Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему
комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее действенная форма
организованного взаимодействия специалистов – это психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ СОШ № 141 с углубленным
изучением математики, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает
профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью;
- сотрудничество с ПМП комиссиями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».