АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и
средства коррекционной работы с ребенком с расстройством аутистического спектра.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с ОВЗ;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие
нормативно-правовые акты в области образования;
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для воспитанников с РАС;
Адаптированная образовательная программа для детей с РАС;
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и
воспитания ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Основной базой рабочей программы является:
Программа Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно – развивающее обучение и
воспитание».
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с РАС
приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и
повторяемость материала.
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в
качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с
расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная программа предназначена для организации
коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога именно с такими детьми. Имеющийся на
сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей
должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально
реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования,
позволяющего реализовать потенциал этих детей. Очевидно, что организация школьного обучения детей
с РАС требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в
общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РАС адаптироваться к коллективу с
перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два
основных направления:
Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности
аутичных детей.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо
опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то
можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо
способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием
последовательных действий.
Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной
работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, песочную терапию, игры с водой.
Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько
раз для закрепления результата.
Основной целью коррекционной работы является:
развитие умений социального взаимодействия;
формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных
контактов ребенка
общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.
Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.
1. этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.
Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального
контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать
большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха,
тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист
выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для
установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся
предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).
1. этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного
поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом:
формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания,
привыкание к ситуации обучения.
Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с
РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на
одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста.
Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога,
особенно физической, направляющей на выполнение действия.
Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять
желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно
снижая и отменяя использование невербального подкрепления.
1. этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от
выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
Цели программы:
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
развитие всех психических процессов.
Задачи программы:
преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
обучение его простым навыкам контакта;
ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
обучение ребенка более сложным формам поведения;
развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю в кабинете педагога-психолога.
Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного занятия 15 минут.
Каждое занятие подразделяется на несколько блоков:
o Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной
координации);
o
Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти,
мышления, воображения);
o
Упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование
мотивации познавательной активности;
o
Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
Планируемый результат:
o организовать поведение ребенка;
o
развить способности к коммуникативному взаимодействию;
o
сгладить негативные проявления аутизма;
o
усилить психическую активность ребенка.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру.
Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет
происходить коррекция поведения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Коррекционноразвивающие занятия для обучающегося с РАС, Вариант 8.3 (1-й дополнительный класс)» реализуется в
рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным
планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на его изучение отводится:
1 класс – 33 часа. Коррекционно-развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю. Занятия проводятся
индивидуально. Время проведения одного занятия 15- 20 минут.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
«Игрушки»
5
2.
«Человек»
4
3.
«Одежда, обувь, головные уборы»
4
4.
«Животные»
4
5.
«Дом, мебель, посуда»
4
6.
«Восприятие»
4
7.
«Знакомство с формой»
4
8.
«Знакомство с цветом»
4
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема «Игрушки». (5 часов)
Игра «Знакомство с игрушками», «Найди и покажи нужную игрушку», штриховка, раскрашивание
игрушек , игра «Найди две одинаковые игрушки».
Тема «Человек». (4 часа)
Игра «Знакомство с собственным телом», игра «Знакомство с собственным телом»,«Обведи и раскрась»,
упражнение «Покажи», штриховка частей тела, игра «Пластилиновые ладошки», игра «Что ты любишь»,
игра «Найди и покажи», упражнение «Дотронься до», упражнение
«Лепим человечка», штриховка частей тела, рисуем на воде.
Тема «Одежда, обувь, головные уборы». (5 часа)
Игра «Знакомство с одеждой»; «Шнуровка»; «Пуговицы»; штриховка, раскрашивание одежды;
заштрихуй правую, левую туфельку; игра
«Найди и покажи»; штриховка, раскрашивание одежды; рисуем одежду, игра «Найди две одинаковые
вещи»; игра «Одеваем куклу»; игра Собираем чемодан; рисуем одежду (развитие тонкой моторики);
штриховка, раскрашивание одежды.
Тема «Животные». (4 часа)
Игра «Знакомство с животными», игра «Кто так делает?», штриховка, раскрашивание животных, рисуем
животного, рисуем животного по трафарету, лепим животного из пластилина, упражнение «Покажи»,
штриховка, раскрашивание животных, игры с водой, игра «Лабиринт», игра «Кто потерялся», игра
«Дорисуй».
Тема «Дом, мебель, посуда». (4 часа)
Знакомство с домом, рисуем дом по трафарету, штриховка и раскрашивание дома, рисуем дом
пластилином, знакомство с предметами мебели, игра «найди на картинке», штриховка и раскрашивание
мебели, знакомство с посудой, игра «Найди на картинке», штриховка и раскрашивание посуды, лепим из
пластилина, игра «Дорисуй».
Тема «Восприятие». (4 часа)
Упражнение «Лепим под музыку», игры: «Путешествие в страну звуков, штриховка и раскрашивание,
игра «Волшебные пальчики» рисуем пальчиками, игра «Собери фасоль», игра «Рисуем пластилином»,
штриховка и раскрашивание, игра «Тактильное домино», игра
«Предметный мир в картинках», игра «Назови цвет правильно», игра «Сосчитай и назови»,
дидактическая игра «Лото».
Тема «Знакомство с формой». (4 часа)
Дидактическая игра «Рамки и вкладки», дидактическая игра «Разложи, что к чему подходит», штриховка
и раскрашивание геометрических фигур, игра «Лепим геометрические фигуры из пластилина»,
дидактическая игра «Собери пирамидку», рисование Геометрических фигур пальчиковыми красками,
дидактическая игра «Подарок для куклы Маши», дидактическая игра «Красивые бусы для кукол»,
дидактическая игра «На что похоже?», рисуем на песке, дидактическая игра «Подарок для куклы
Маши», дидактическая игра «Разные пирамидки».
Тема « Знакомство с Цветом». (4 часа)
Знакомство с цветом, рисуем красным цветом, штриховка и раскрашивание красным цветом,
дидактическая игра «Посади грибочки», рисуем синим цветом, штриховка и раскрашивание синим
цветом, дидактическая игра «Разноцветные грибочки», рисуем зеленым цветом, штриховка и
раскрашивание зеленым цветом, рисуем желтым цветом, штриховка и раскрашивание желтым цветом,
дидактическая игра
«Помоги белочке собрать грибочки»
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально
организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций
(строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и
объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и
ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной
моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы,
обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное
сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты,
звучащая панель « Водопад», тактильно - акустическая панель, двух сторонний мольберт,
изобразительные материалы и др.);
оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба,
фибероптический душ «Солнышко», сухой бассейн, тактильные дорожки, зеркало – искажение,
и др.);
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, , сюжетные картинки,
журналы, вырезки, альбомные листы формата А2, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки
для воды, пластилин, принадлежности для аромотерапии и др.);
интерактивная панель, мультимедийное сопровождение, видео- презентации к занятиям в
соответствии с тематикой занятий;
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная
музыка, детские песни и т.д.;
комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска.
В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная
школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования
данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение
методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении
физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и
разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и
психофизиологическим возможностям ребенка.
3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных
занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД
включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания,
полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду –
игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Усиливает подачу материала.
2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного
материала.
5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи
материала.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ
ЗАНЯТИЙ
№
1
Тема
Занятия
Формы и виды работы
1-2
Игра «Знакомство с игрушками»
3
Игра «Найди и покажи нужную
игрушку»
4
Штриховка, раскрашивание игрушек
(развитие тонкой моторики)
«Игрушки»
5-6
Рисуем игрушки (развитие
кратковременной памяти)
Дата
7
8-9
Игра «Найди две одинаковые игрушки»
(развитие внимания)
10
Игра «Ругаемся игрушками»
(преодоление агрессии)
11
Игра «Приглашение в гости» (развитие
памяти)
12
Игра «Узнай на ощупь» (развитие
восприятия, тактильной памяти)
13-14
2
Штриховка, раскрашивание игрушек
(развитие тонкой моторики)
«Сравни игрушки» (развитие
мышления)
15
Рисуем игрушки на песке
16
Штриховка, раскрашивание игрушек
17
Игра «Знакомство с собственным
телом» (развитие восприятия,
тактильной памяти)
18
Игра «Знакомство с собственным
телом» (развитие восприятия,
тактильной памяти)
19
«Обведи и раскрась» (развитие тонкой
моторики)
20
Упражнение «Покажи» (развитие
памяти)
«Человек»
21
Штриховка частей тела (развитие
тонкой моторики)
Игра «Пластилиновые ладошки»
22
Игра «Что ты любишь» (развитие
внимания и интереса к себе)
23
Игра «Найди и покажи» (развитие
внимания)
24
Упражнение «Дотронься до» (развитие
внимания)
3
25
Упражнение «Лепим человечка»
(развитие тонкой моторики)
26
Штриховка частей тела (развитие
тонкой моторики)
27
Рисуем на песке
28
Игра «Знакомство с одеждой»
29
«Шнуровка», «Пуговицы» (развитие
зрительной памяти и тонкой моторики)
30
Штриховка, раскрашивание одежды
(развитие тонкой моторики)
31
Заштрихуй правую, левую туфельку
(рукавичку)
32
Игра «Найди и покажи» (развитие
внимания)
«Одежда»
33
Штриховка, раскрашивание одежды
(развитие тонкой моторики)
«Обувь, головные
уборы»
34
Рисуем одежду
35
Игра «Найди две одинаковые вещи»
(развитие внимания)
36
Игра «Одеваем куклу» (развитие памяти
и моторики)
Игра Собираем чемодан (развитие
зрительной памяти)
37
4
Рисуем одежду (развитие тонкой
моторики)
38
Штриховка, раскрашивание одежды
(развитие моторики)
39
Игра «Знакомство с животными»
40
Игра «Кто так делает?» (развитие
внимания)
41
Штриховка, раскрашивание животных
(развитие тонкой моторики)
42
Рисуем животного (развитие тонкой
«Животные»
моторики)
«Дом»
5
Рисуем животного по трафарету
(развитие тонкой моторики)
44
Лепим животного из пластилина
(развитие тонкой моторики)
45
Упражнение «Покажи» (развитие
памяти)
46
Штриховка, раскрашивание животных
(развитие тонкой моторики)
47
Игры с песком
48
Игра «Лабиринт» (развитие внимания)
49
Игра «Кто потерялся» (развитие
внимания)
50
Игра «Дорисуй»
51
Знакомство с домом
52
Рисуем дом по трафарету
53
Штриховка и раскрашивание дома
54
Рисуем дом пластилином
55
Знакомство с предметами мебели
56
Игра «найди на картинке»
57
Штриховка и раскрашивание мебели
58
Знакомство с посудой
59
Игра «Найди на картинке»
60
Штриховка и раскрашивание посуды
61
Лепим из пластилина
62
Игра «Дорисуй»
63
Упражнение «Лепим под музыку»
(развитие восприятия и тонкой
«Мебель»
«Посуда»
6
43
«Восприятие»
моторики)
7
«Знакомство с
формой»
Используется
набор
методических
материалов
«Знакомство с
формой»
64
Игры: «Путешествие в страну звуков
(развитие памяти и внимания)
65
Штриховка и раскрашивание
66
Игра «Волшебные пальчики» рисуем
пальчиками (развитие цветовосприятия
и мелкой моторики)
67
Игра «Собери фасоль»
68
Игра «Рисуем пластилином» (развитие
сенсорики и моторики)
69
Штриховка и раскрашивание
70
Игра «Тактильное домино» (Сенсорное
развитие)
71
Игра «Предметный мир в картинках»
(внимание и умение воспринимать
картинку)
72
Игра «Назови цвет правильно» (умение
воспринимать предметную картинку,
закреплять представление о цвете)
73
Дидактическая игра «Сосчитай и
назови» (развитие слухового
восприятия)
74
Дидактическая игра «Лото» (умение
соотносить предмет и его изображение)
75
Дидактическая игра «Рамки и вкладки»
(Формировать представления о
геометрических фигурах)
76
Дидактическая игра «Разложи, что к
чему подходит»
77
(Узнавание, сличение, дифференциация)
78
Штриховка и раскрашивание
геометрических фигур (внимание,
развитие тонкой моторики)
79
Игра «Лепим геометрические фигуры из
пластилина» (развитие тонкой
моторики)
80
Дидактическая игра «Собери
пирамидку» (Закрепление
представления о геометрических
фигурах)
Рисование Геометрических фигур
пальчиковыми красками (Закрепление
81
представления о геометрических
фигурах)
82
Дидактическая игра «Подарок для
куклы Маши» (Закрепление
представления о геометрических
фигурах)
83
Дидактическая игра «Красивые бусы
для кукол»
84
(Закрепление представления о
геометрических фигурах)
85
Дидактическая игра «На что похоже?»
(Закрепление представления о
геометрических фигурах)
86
Рисуем на песке (Закрепление
представления о геометрических
фигурах)
Дидактическая игра «Подарок для
куклы Маши» (Закрепление
87
88
представления о геометрических
фигурах)
Дидактическая игра «Разные
пирамидки» (Закрепление
представления о
геометрических фигурах)
8
«Знакомство с
цветом»
Используется
набор
методических
материалов
89
Знакомство с цветом. (Развитие
восприятия цвета)
90
Рисуем красным цветом. (Развитие
восприятия цвета)
«Знакомство с
91
Штриховка и раскрашивание красным
цветом. (Развитие восприятия цвета)
цветом»
92
Дидактическая игра «Посади грибочки»
(Формирование представления о
цвете)
93
Рисуем синим цветом. (Развитие
восприятия цвета)
94
Штриховка и раскрашивание синим
цветом. (Развитие восприятия цвета)
95
Дидактическая игра «Разноцветные
грибочки» (Закрепление представления
о цвете)
96
Рисуем зеленым цветом. (Развитие
восприятия цвета)
96
Штриховка и раскрашивание зеленым
цветом. (Развитие восприятия цвета)
97
Рисуем желтым цветом. (Развитие
восприятия цвета)
98
Штриховка и раскрашивание желтым
цветом. (Развитие восприятия цвета)
99
Дидактическая игра «Помоги белочке
собрать грибочки» (Закрепление
представления о цвете)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.:
Просвещение: Владос, 1995. -112 с.
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. –
391 с.
4. Мамайчук И И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты:
Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М.,
1999 – 136с.
8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты:
Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М.,
1999.