22.11.2018
ЖИЛИЩЕ И ОДЕЖДА
Жилища с 1865-го до 1900 года в Нижнем Кожоково, как и в других селениях Кабарды, строились исключительно из плетеных ветвей (бжыхь), обмазанных глиной и покрытых камышом или со¬ломой в форме прямоугольника. Они не сохранились до наших дней.
Селение представляло из себя усадьбу владельца, вокруг которо¬го беспорядочно устраивались его подвластные. Вокруг усадьбы землевладельца Кожокова - его подданные, вокруг Казаншсвых — их подданные, вокруг Шанибовых их подданные. Каждый двор де¬лился на несколько частей: жилой двор, скотный двор, огород и т. д. Чтобы попасть во двор с г лавной улицы, надо было пройти несколь¬ко десятков метров по узенькой дорожке. Дворы огораживались плетнями. У зажиточных крестьян селения имелся дворик с кунац¬кой (хьэщЬш). Усадебная земля обычно оставалась нетронутой при разделе с сыновьями. Сыновья, отделявшиеся от родителей, брать¬ев, строились на новом месте. Самый младший оставался в старом доме с родителями. Такая традиция продолжается и по сей день. При постройке жилища не использовали гвоздей. Потолок отсутст¬вовал, пол был земляной, обмазанный глиной. Окном служило от¬верстие в стене, заткнутое пучком сена. В середине XIX века нача¬ли стеклить окна. Камин - конусообразная плетеная труба, обма¬занная глиной, — отапливал дом. Огонь разводился прямо на земле.
В конце XIX века появляются дома, состоящие из нескольких расположенных в ряд комнат с перегородками. Каждая комната имела отдельный выход во двор. Женатые сыновья и родители жи¬ли отдельно в этих комнатах. Такой прямоугольный дом с перего¬родками между комнатами был удобен для соблюдения снохой обычая избегать свекра, старших мужчин из семьи мужа.
Селение делилось на кварталы. Каждый из них имел свою ме¬четь (мэжджыт) и кладбище. Обычай хоронить умершего только на своем кладбище сохраняется и сейчас.
После постройки железной дороги через Докшукино появились керосиновые лампы. До этого комнаты освещались лучиной. В 90-х годах стали строить дома с каменным фундаментом и саманными стенами с черепичным покрытием, деревянными дверями и окнами столярного производства. Потолками служили плетни, обмазанные глиной и соломой в смеси, или доски, покрашенные масляной крас¬кой. 'Гак дома строили вплоть до 60-х годов XX века. В жилищах зажиточных крестьян имелись деревянные полы, печи, железные крыши, квадратные дома, как у русских.
Материалами для изготовления одежды служили овчина, кожа и шерсть. Нитки делали из конопли. 'Гак продолжалось до конца XIX века
Позже крестьяне стали покупать ткани из России. Одежда ка¬бардинцев широко распространялась в XVI-XIX веках не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье. Это является доказательством тому, что кабардинцы в течение ряда столетий занимали на Север¬ном Кавказе ведущее место, находясь не только на более высокой стадии общественною развития, но и служа образцом быта, обыча¬ев, поведения, одежды. Кабардинцы, разъезжая по далеким местам, ночуя под открытым небом, одевались как воины и пастухи: их отличали подтянутость, стройность фигуры с тонким обхватом талии. Одевались скромно, почти без украшений. Основными видами одежды были меховая шапка, черкеска, башлык, войлочная шляпа, бурка, каптал (кафтан).
Меховая шапка была зимним головным убором, а войлочная шляпа (упщ1э пы1э) - летним. В деревне в некоторых семьях такие головные уборы сохранились и до сегодняшнего дня. Башлык служил и сейчас служит дополнительным головным убором для пастухов в зимнее время. Черкеска (цей) была верхней одеждой. До появления огнестрельного оружия она не имела газырниц. Но в начале XIX века, когда появились патроны для винтовки, стали пришивать газырпицы к грудной части черкески. Сначала они делались из сафьяна (бжэныфэ, мэлыфэ) красного цвета. Потом постепенно их стали делать из сукна различного цвета. Первоначально черкеску делали из домотканого шерстяного, а затем и покупного сукна. Под черкеску прямо на тело надевался кафтан (къэптал), длина которого не заходила ниже колен. В каптале без черкески крестьянин выполнял домашние работы.
Вплоть до начала XX века крестьяне Нижнего Кожоково не знали о нательном белье. Об этом свидетельствует случай с пастухом Тамашей Фомитовым. Однажды он отпросился у хозяина в город. Там он купил белье, надел и вернулся на кош. Заметив белье, хозяин отлупил юношу и прогнал с пастбища, крича, что он транжирит его богатство, надевая две рубашки и двое штанов сразу. Для кабардинцев черкеска была парадным костюмом и надевалась по праздникам и в торжественных случаях. Штаны носили вплоть до 30-х годов с большим клином для шага между ногами на вздержке (со шнурком). Штанины заправлялись в кожаные, войлочные или суконные ноговицы (лъей).
Как повседневную рабочую обувь носили гуэншэрыкъ из сыромятной кожи крупного рогатого скота домашней выделки, который надевали на босую ногу, но подкладывали мягкую сухую траву (щабий).
Особую одежду для кабардинца составляла бурка, которая закрывала и всадника, и лошадь, защищая их от дождя, снега, холода, ветра, а в полевых условиях заменяла и постель, и палатку. Кабардинские бурки прославились не только на Кавказе, но и за его пределами. Их использовании кавалеристы в период гражданской и Великой Отечественной войн. Бурки делали и в нашем селении.
Кроме названных видов одежды, пастухи-овчарники носили гуэбэнэч, изготовленный из бурочного войлока, с рукавами и откидным капюшоном. Обязательным для кабардинскою мужчины считался пояс из ремня с металлическими пряжками и бляшками, на котором висел кинжал и различные мелочи, связанные с уходом за оружием: отвертка, кремень, сальница, кресало, а позже - пистолет. Пояс надевался поверх черкески, а при отсутствии ее поверх каптала. Шубу носили зимой. Она делалась из овчины прямого покроя или в талию. Хорошие шубы изготавливали в нашем селении.
Наблюдалось неравноправие в ношении одежды: белый цвет имели право носить только мужчины дворянского происхождения, а красный - женщины-дворянки.
Кабардинские женщины в качестве головного убора носили большой платок, который до рождения первого ребенка надевался либо непосредственно на голову, либо поверх шапочки. После рождения первого ребенка под этот большой платок надевался обязательно маленький платочек, концы которого завязывались па темени. В нем можно было ходить только в своей комнате. Такой обычай поддерживается и поныне во многих сельских семьях. Выходя во двор, замужняя женщина надевала сверху шаль. Девушки носили шапочку.
Очень популярным головным убором среди дворянских женщин была золотая шапка (дыщэ пы1э) высотой до 50 см на твердой основе цилиндрической формы, круглым верхом, обшитым бархатом красного циста. Для невесты (нысащ1э) золотая шапка была обязательна во всех сословиях.
В праздничные дни женщины одевались в платье с разрезом впереди, рукава которого доходили до кисти. Опускавшаяся ниже кисти лопасть отдельно прикреплялась к рукаву выше локтя. В обычные дни носили широкие прямые рубашки с длинными рукавами из бумажной или шелковой ткани. Шаровары надевались под рубашку. В качестве обуви носили чарыки (лъахъстэн вакьэ), сшитые из сафьяна или простой кожи. В дождливую погоду пользовались деревянными подставочками вроде скамеечки. И тут отличались женщины дворянского происхождения. У них эта обувь делалась выше обычных и украшались бархатом и серебром. Такое увеличение роста демонстрировало превосходство над простой крестьянкой.
Молодые кабардинки не мог ли носить теплую одежду, это считалось неприличным. Они накрывались шалью. Как и у мужчин, поверх платья надевали металлический пояс (дыжьын бгырыпх), У крестьянских женщин вместо массивных серебряных застежек на груди, как у дворянок, были мелкие пуговицы без вышивки. Наиболее распространенными цветами крестьянской женской одежды были темно-красный, темно-синий или зеленый. Мало кто из простых женщин носил серьги, ожерелья.
В мужской одежде украшением служило оружие: кинжал, шашка, пистолет, ружье. Богатство такого украшения зависело от благосостояния хозяина.
Кабардинцы до конца XIX века носили кольчуги, а до середины того же века - лук и стрелы.
Пистолетом, ружьем, шашкой могли пользоваться только люди привилегированного класса. Простой крестьянин мог носить только кинжал и нож небогатой отделки.