ЖИЛИЩЕ И ОДЕЖДА

22.11.2018

ЖИЛИЩЕ И ОДЕЖДА

Жилища с 1865-го до 1900 года в Нижнем Кожоково, как и в других селениях Кабарды, строились исключительно из плетеных ветвей (бжыхь), обмазанных глиной и покрытых камышом или со¬ломой в форме прямоугольника. Они не сохранились до наших дней.

Селение представляло из себя усадьбу владельца, вокруг которо¬го беспорядочно устраивались его подвластные. Вокруг усадьбы землевладельца Кожокова - его подданные, вокруг Казаншсвых — их подданные, вокруг Шанибовых их подданные. Каждый двор де¬лился на несколько частей: жилой двор, скотный двор, огород и т. д. Чтобы попасть во двор с г лавной улицы, надо было пройти несколь¬ко десятков метров по узенькой дорожке. Дворы огораживались плетнями. У зажиточных крестьян селения имелся дворик с кунац¬кой (хьэщЬш). Усадебная земля обычно оставалась нетронутой при разделе с сыновьями. Сыновья, отделявшиеся от родителей, брать¬ев, строились на новом месте. Самый младший оставался в старом доме с родителями. Такая традиция продолжается и по сей день. При постройке жилища не использовали гвоздей. Потолок отсутст¬вовал, пол был земляной, обмазанный глиной. Окном служило от¬верстие в стене, заткнутое пучком сена. В середине XIX века нача¬ли стеклить окна. Камин - конусообразная плетеная труба, обма¬занная глиной, — отапливал дом. Огонь разводился прямо на земле.

В конце XIX века появляются дома, состоящие из нескольких расположенных в ряд комнат с перегородками. Каждая комната имела отдельный выход во двор. Женатые сыновья и родители жи¬ли отдельно в этих комнатах. Такой прямоугольный дом с перего¬родками между комнатами был удобен для соблюдения снохой обычая избегать свекра, старших мужчин из семьи мужа.

Селение делилось на кварталы. Каждый из них имел свою ме¬четь (мэжджыт) и кладбище. Обычай хоронить умершего только на своем кладбище сохраняется и сейчас.

После постройки железной дороги через Докшукино появились керосиновые лампы. До этого комнаты освещались лучиной. В 90-х годах стали строить дома с каменным фундаментом и саманными стенами с черепичным покрытием, деревянными дверями и окнами столярного производства. Потолками служили плетни, обмазанные глиной и соломой в смеси, или доски, покрашенные масляной крас¬кой. 'Гак дома строили вплоть до 60-х годов XX века. В жилищах зажиточных крестьян имелись деревянные полы, печи, железные крыши, квадратные дома, как у русских.

Материалами для изготовления одежды служили овчина, кожа и шерсть. Нитки делали из конопли. 'Гак продолжалось до конца XIX века

Позже крестьяне стали покупать ткани из России. Одежда ка¬бардинцев широко распространялась в XVI-XIX веках не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье. Это является доказательством тому, что кабардинцы в течение ряда столетий занимали на Север¬ном Кавказе ведущее место, находясь не только на более высокой стадии общественною развития, но и служа образцом быта, обыча¬ев, поведения, одежды. Кабардинцы, разъезжая по далеким местам, ночуя под открытым небом, одевались как воины и пастухи: их отличали подтянутость, стройность фигуры с тонким обхватом талии. Одевались скромно, почти без украшений. Основными видами одежды были меховая шапка, черкеска, башлык, войлочная шляпа, бурка, каптал (кафтан).

Меховая шапка была зимним головным убором, а войлочная шляпа (упщ1э пы1э) - летним. В деревне в некоторых семьях такие головные уборы сохранились и до сегодняшнего дня. Башлык служил и сейчас служит дополнительным головным убором для пастухов в зимнее время. Черкеска (цей) была верхней одеждой. До появления огнестрельного оружия она не имела газырниц. Но в начале XIX века, когда появились патроны для винтовки, стали пришивать газырпицы к грудной части черкески. Сначала они делались из сафьяна (бжэныфэ, мэлыфэ) красного цвета. Потом постепенно их стали делать из сукна различного цвета. Первоначально черкеску делали из домотканого шерстяного, а затем и покупного сукна. Под черкеску прямо на тело надевался кафтан (къэптал), длина которого не заходила ниже колен. В каптале без черкески крестьянин выполнял домашние работы.

Вплоть до начала XX века крестьяне Нижнего Кожоково не знали о нательном белье. Об этом свидетельствует случай с пастухом Тамашей Фомитовым. Однажды он отпросился у хозяина в город. Там он купил белье, надел и вернулся на кош. Заметив белье, хозяин отлупил юношу и прогнал с пастбища, крича, что он транжирит его богатство, надевая две рубашки и двое штанов сразу. Для кабардинцев черкеска была парадным костюмом и надева­лась по праздникам и в торжественных случаях. Штаны носили вплоть до 30-х годов с большим клином для шага между ногами на вздержке (со шнурком). Штанины заправлялись в кожаные, вой­лочные или суконные ноговицы (лъей).

Как повседневную рабочую обувь носили гуэншэрыкъ из сыро­мятной кожи крупного рогатого скота домашней выделки, который надевали на босую ногу, но подкладывали мягкую сухую траву (щабий).Хочу такой сайт

Особую одежду для кабардинца составляла бурка, которая за­крывала и всадника, и лошадь, защищая их от дождя, снега, холода, ветра, а в полевых условиях заменяла и постель, и палатку. Кабар­динские бурки прославились не только на Кавказе, но и за его пре­делами. Их использовании кавалеристы в период гражданской и Ве­ликой Отечественной войн. Бурки делали и в нашем селении.

Кроме названных видов одежды, пастухи-овчарники носили гуэбэнэч, изготовленный из бурочного войлока, с рукавами и откид­ным капюшоном. Обязательным для кабардинскою мужчины счи­тался пояс из ремня с металлическими пряжками и бляшками, на котором висел кинжал и различные мелочи, связанные с уходом за оружием: отвертка, кремень, сальница, кресало, а позже - пистолет. Пояс надевался поверх черкески, а при отсутствии ее поверх кап­тала. Шубу носили зимой. Она делалась из овчины прямого покроя или в талию. Хорошие шубы изготавливали в нашем селении.

Наблюдалось неравноправие в ношении одежды: белый цвет имели право носить только мужчины дворянского происхождения, а красный - женщины-дворянки.

Кабардинские женщины в качестве головного убора носили большой платок, который до рождения первого ребенка надевался либо непосредственно на голову, либо поверх шапочки. После ро­ждения первого ребенка под этот большой платок надевался обяза­тельно маленький платочек, концы которого завязывались па теме­ни. В нем можно было ходить только в своей комнате. Такой обы­чай поддерживается и поныне во многих сельских семьях. Выходя во двор, замужняя женщина надевала сверху шаль. Девушки носи­ли шапочку.

Очень популярным головным убором среди дворянских женщин была золотая шапка (дыщэ пы1э) высотой до 50 см на твердой ос­нове цилиндрической формы, круглым верхом, обшитым бархатом красного циста. Для невесты (нысащ1э) золотая шапка была обяза­тельна во всех сословиях.

 

В праздничные дни женщины одевались в платье с разрезом впереди, рукава которого доходили до кисти. Опускавшаяся ниже кисти лопасть отдельно прикреплялась к рукаву выше локтя. В обычные дни носили широкие прямые рубашки с длинными ру­кавами из бумажной или шелковой ткани. Шаровары надевались под рубашку. В качестве обуви носили чарыки (лъахъстэн вакьэ), сшитые из сафьяна или простой кожи. В дождливую погоду поль­зовались деревянными подставочками вроде скамеечки. И тут от­личались женщины дворянского происхождения. У них эта обувь делалась выше обычных и украшались бархатом и серебром. Такое увеличение роста демонстрировало превосходство над простой крестьянкой.

Молодые кабардинки не мог ли носить теплую одежду, это счи­талось неприличным. Они накрывались шалью. Как и у мужчин, поверх платья надевали металлический пояс (дыжьын бгырыпх), У крестьянских женщин вместо массивных серебряных застежек на груди, как у дворянок, были мелкие пуговицы без вышивки. Наи­более распространенными цветами крестьянской женской одежды были темно-красный, темно-синий или зеленый. Мало кто из про­стых женщин носил серьги, ожерелья.

В мужской одежде украшением служило оружие: кинжал, шаш­ка, пистолет, ружье. Богатство такого украшения зависело от бла­госостояния хозяина.

Кабардинцы до конца XIX века носили кольчуги, а до середины того же века - лук и стрелы.

Пистолетом, ружьем, шашкой могли пользоваться только люди привилегированного класса. Простой крестьянин мог носить только кинжал и нож небогатой отделки.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти