22.11.2018
БЫТ И СЕМЬЯ
Главой рода считался старший по возрасту (нэхъыжь или тхьэ- мадэ). Его авторитет был высок и непререкаем. Во всех случаях жизни до сих пор обращаются к нему, посылают почетную долю (нэхъыжь 1ыхьэ) - левую часть головы барана и лопатку. Раньше посылали и махъсымэ (напиток из пшена с медом). Присутствие старшего на свадьбах считается большой честью для семьи. Он имеет решающий голос при решении какого-нибудь важного родового вопроса. Младшие в присутствии старших не садятся, не едят, не залают вопросов и не вмешиваются в разговор старших. Когда старший входит в комнату, все находящиеся в ней встают. Младшие выполняют его распоряжения беспрекословно. Дорогу старших не пересекают младшие. Если старший проходят или проезжает по улице, все сидящие встают. Существовал такой обычай: если молодой ехал верхом и встречал старика, то должен был слезть с лошади и придержать ее, пока старший пройдет или проедет мимо. Почитали и старую женщину. Такое почтительное отношение к старшим соблюдается не только в семье, но и в общественных местах.
Гостеприимство адыгов славилось на всем Северном Кавказе. Не ограничивая сроком пребывания, каждый хозяин обязан был приютить гостя, его спутников, лошадей. Гостя принимали в специальном помещении - кунацкой, в которой он жил до конца своего пребывания в этом доме. Гость не мог входить в дом хозяина. Он посещал его, только когда приглашался для приветствия хозяйки и чтобы поблагодарить ее за хлеб-соль. Хозяйка никогда не заходила в кунацкую. Комната была оборудована деревянной кроватью-диваном (тахътбан), скамеечкой, кувшином (къубгъан) для омовения и ковриком (нэмэзлыкъ) для моления, музыкальным инструментом. Близ кунацкой во дворе стояла коновязь (пхъэлъан- тхъуэ), а у более зажиточных крестьян была и конюшня для содержания лошадей гостя. Обслуживали гостя только молодые люди, подавая и убирая пищу, расстилая постель, подавая кубган с водой, разводя огонь, чистя одежду и обувь и т. д.
Существует поговорка у кабардинцев как незыблемый закон: «Добрый хозяин должен доставить гостю сытный стол, хороший огонь и обильный фураж». И они следовали такому обычаю, и всячески старались развлечь гостя, приглашая для этого соседей, подходящих ему по возрасту, певцов и музыкантов, девушек для танцев. Наиболее обеспеченные хозяева богато одаривали гостя. Пока гость находился у этого хозяина, он считался неприкосновенным. Если гостя кто-то оскорбил, ограбил или убил, то его изгоняли из деревни или убивали его же родственники.
Гостеприимство считается и сейчас одним из главнейших достоинств кабардинского народа.
С гостеприимством связано куначество, которое заключается в установлении постоянного взаимного покровительства и помощи в быту, в путешествии, в войнах. В древнейшую эпоху куначество устанавливалось клятвой двух лиц, которые бросали в чащу с махъ- сымой золотые монеты и поочередно пили из нее. Позднее для установления куначества проситель касался рукой полы одежды человека, под защитой которого хотел находиться, и говорил: «Отдаюсь под твое покровительство». В результате они просто поддерживали дружеские взаимоотношения. Еще позже клялись на Коране в дружбе в присутствии матери одного из них.
Куначество существовало между представителями разных национальностей и веры. Например, у жителей Нижнего Черека много кунаков среди казаков станиц Котляревской и Александровской.
Среди кабардинцев существовал и обычай аталычества (атз- лыкъ). Данный обычай был широко распространен в среде высшего сословия. Новорожденного мальчика (в большинстве случаев) или девочку передавали на воспитание в другую семью, где имелась кормящая мать, на положение кана (воспитанника). Кан воспитывался здесь до совершеннолетия, не возвращаясь к своим родителям и даже не видя их. Воспитывался он и физически, и нравственно. Завершив воспитание, аталык возвращал юношу в семью, одарив лошадью и оружием, а девушку - одеждой. В свою очередь, родители кана благодарили аталыка и преподносили ему дорогие подарки. Таким образом устанавливалось молочное родство (я бы- дзышэ зэ1урыылъ), и брачная связь между этими семьями исключалась. Аталыками могли быть и представители другой национальности.
В последнее время в аталычсстве играло большую роль покровительство более сильного к слабым. Поэтому слабые и низшие по положению становились аталыками.
Аталык мог иметь только одного кана, но князья и дворяне - несколько аталыков, в число которых входил и тот, кто первый раз брил голову князя и хранил его волосы. Аталыками князей могли быть и князья осетин или горских татар. Воспитатель получал ценные подарки скотом, участками земли. Родители и сам воспитанник становились покровителями и защитниками аталыка.
Недостатками а талычества была оторванность ребенка от семьи, чувство отчужденности от родных. По возвращении сын должен был жениться и сразу отделиться от отца.
Обычай кровной мести сложился еще при первобытно-общинном строе: члены рода обязаны были отомстить за убийство или нанесение ран и увечий самому убийце или его родственникам. К концу XIX века существовали различные способы примирения. Например, усыновление ■■ принятие убийцы в род убитою, которое совершалось прикосновением губами усыновляемою к груди женщины из рода усыновителя (чаще матери убитого). Такой обряд совершался с согласия матери. Аталычество тоже считалось способом примирения: семья убийцы похищала на воспитание мальчика из семьи убитого и тем самым устанавливала молочное родство