Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на
основе:
-Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования,
- основной образовательной программы МКОУ СОШ с. п. Нижний
Черек на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Русский язык.10-11 классы» Л.М.Рыбченкова, А.Нарушевич,
Москва, «Просвещение», 2020г.
.
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с. п. Нижний Черек на
изучение русского языка отводится 2 часа в неделю (68 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:
Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы
современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определѐнной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определѐнных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчѐты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классе
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык как
система. Основные уровни языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк,
отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и
др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность,
точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной
речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и еѐ функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике.Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Содержание учебного предмета в 11 классе
ВВЕДЕНИЕ. Русский язык в современном мире. Экология языка.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. Синтаксис. Синтаксические нормы.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения повествовательные,
вопросительные, побудительные, восклицательные.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные
предложения.
Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире.
Пунктуационные нормы русского языка.
Простое осложненное предложение.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные приложения. Знаки препинания.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Обобщающие слова при однородных членах.
Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в предложении с разными видами связи
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Понятие о функциональной стилистике.
Стилистическая норма русского языка.
Разговорная речь. Функции разговорной речи.
Научный стиль. Особенности научно- популярного стиля.
Официально- деловой стиль.
Публицистический стиль.
Жанры публицистики. Лингвистические заметки.
Хроника, репортаж.
Интервью.
Очерк. Язык рекламы
Культура публичной речи.
Язык художественной литературы.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Учебно-тематический план
Содержание
Введение
Количество
часов
1
Развитие
речи
-
Контрольная
работа /тест
-
Язык и речь
30
-
4
Функциональная стилистика и
культура речи
27
11
2
Повторение
10
-
4
Итого
68
11
10
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 11 класс (68 часов)
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Даты проведения
план
Язык как знаковая система и
общественное явление. Повторение
изученного в 10 классе.
14
часов
1
Русский язык в современном мире
1 час
03.09
2
Экология языка
1 час
06.09
факт
3
Повторение «Морфология.
Морфологические нормы»
1 час
10.09
4
Повторение «Орфографические нормы
русского языка. Принципы русской
орфографии»
1 час
13.09
5
Повторение «Правописание гласных в
корне»
1 час
17.09
6
Повторение «Правописание приставок.
Буквы и, ы после приставок»
1 час
20.09
7
Повторение «Правописание Н/НН в
словах различных частей речи»
1 час
24.09
8
Повторение «Правописание не и ни»
1 час
27.09
9
Повторение «Правописание предлогов,
союзов, частиц»
1 час
01.10
10
Повторение «Фонетика. Орфоэпические
нормы»
1 час
04.10
11
Повторение «Лексикология и
фразеология.»
1 час
08.10
12
Повторение «Лексические нормы»
1 час
11.10
13
Подготовка к контрольной работе
1 час
15.10
14
Контрольная работа № 1
1 час
18.10
Язык и речь. Культура речи.
29
часов
15
Синтаксис. Синтаксические нормы
1 час
22.10
16
Пунктуационные нормы русского языка.
1 час
25.10
17
Знаки препинания и их функции в
письменной речи
1 час
29.10
18
Практическое занятие по теме
«Пунктуационные нормы русского
языка. Знаки препинания и их функции
в письменной речи»
1 час
01.11
19
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
1 час
12.11
20
Практическое занятие по теме «Знаки
препинания в предложениях с
однородными членами»
1 час
15.11
21
Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами. Обособленные
и необособленные определения
1 час
19.11
22
Обособленные приложения
1 час
22.11
23
Обособленные обстоятельства
1 час
26.11
24
Обособленные дополнения.
1 час
29.11
25
Подготовка к контрольной работе
1 час
03.12
26
Контрольная работа № 2
1 час
06.12
27
Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями
1 час
10.12
28
Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях.
1 час
13.12
29
Практическое занятие по теме «Знаки
препинания в предложениях с вводными
конструкциями, вводных словах и
словосочетаниях»
1 час
17.12
30
Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
1 час
20.12
31
Практическое занятие «Знаки
препинания в сложносочиненном
предложении»
1 час
24.12
32
Тестовая работа по теме «Знаки
препинания в сложносочиненном
предложении»
1 час
27.12
33
Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с
одним придаточным.
1 час
14.01
34
Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными.
1 час
17.01
35
Практическое занятие по теме «Знаки
препинания в сложноподчиненном
предложении»
1 час
21.01
36
Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении
1 час
24.01
37
Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении
1 час
28.01
38
Двоеточие и тире в бессоюзном
сложном предложении.
1 час
31.01
39
Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи
1 час
04.02
40
Знаки препинания в сложном
предложении на стыке двух союзов
1 час
07.02
41
Практическое занятие «Знаки
препинания в сложном предложении с
разными видами связи»
1 час
11.02
42
Подготовка к контрольной работе
1 час
14.02
43
Контрольная работа № 3
1 час
18.02
Функциональная стилистика и
культура речи.
15
часов
Понятие о функциональной стилистике
и о стилистической норме русского
языка
1 час
44
21.02
45
Разговорная речь
1 час
25.02
46
Научный стиль
1 час
28.02
47
Анализ текстов научного стиля
1 час
04.03
48
Официально-деловой стиль
1 час
07.03
49
Анализ текстов официально-делового
стиля
1 час
11.03
50
Публицистический стиль.
1 час
14.03
51
Жанры публицистики.
1 час
18.03
52
Хроника, репортаж
1 час
21.03
53
Интервью
1 час
01.04
54
Очерк
1 час
04.04
55
Язык рекламы
1 час
08.04
56
Культура публичной речи
1 час
11.04
57
Язык художественной литературы
1 час
15.04
58
Практикум. Анализ художественного
текста (фрагмента)
1 час
18.04
Повторение изученного в 10-11
классах
10
часов
59
Повторение «Орфографические нормы
русского языка. Принципы русской
орфографии»
1 час
22.04
60
Повторение «Правописание Н/НН в
словах различных частей речи»
1 час
25.04
61
Повторение «Знаки препинания в
сложносочиненном предложении»
1 час
29.04
62
Повторение «Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении»
1 час
02.05
63
Повторение «Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении»
1 час
06.05
64
Повторение «Знаки препинания в
сложном предложении с разными
видами связи»
1 час
09.05
65
Подготовка к контрольной работе
1 час
13.05
66
Контрольная работа № 4
1 час
16.05
67
Повторение стилистических норм
русского языка
1 час
20.05
68
Повторение сведений по культуре речи
1 час
23.05
ВСЕГО
68
часов