Изобразительное искусство (Рисование)
Программы разработаны
на основе федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования, Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—7 классы :
учебное. пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А.
Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.
: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
§ 5 класс
— 1 час в неделю, 34 часа в год
§ 6 класс
— 1 час в неделю, 34 часа в год
§ 7 класс
— 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛЬ школьного
предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
ЗАДАЧИ:
§
формирование опыта смыслового и
эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и
произведений искусства;
§
освоение художественной культуры как формы
материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
§
формирование понимания эмоционального и
ценностного смысла визуально-пространственной формы;
§
развитие творческого опыта как
формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации
неопределённости;
§
формирование активного, заинтересованного
отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности;
§
воспитание уважения к истории культуры
своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в
понимании красоты человека;
§
развитие способности ориентироваться в
мире современной художественной культуры;
§
овладение средствами художественного
изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью
к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной
оценки;
§
овладение основами культуры практической
работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды
Программы обеспечивают
достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных
и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
§
Воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества.
§
Формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию.
§
Формирование целостного мировоззрения,
учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
§
Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания.
§
Развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
§
Формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности.
§
Осознание значения семьи в жизни человека
и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
§
Развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
§
Умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
§
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
§
Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
§
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения.
§
Владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
§
Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
§
Формирование основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
§
Развитие визуально-пространственного
мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
§
Освоение художественной культуры во всём
многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности).
§
Воспитание уважения к истории культуры
своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в
понимании красоты человека.
§
Приобретение опыта создания
художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино).
§
Приобретение опыта работы различными
художественными материалами и в разных техниках в различных видах
визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация).
§
Развитие потребности в общении с
произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и
навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
§
Осознание значения искусства и творчества
в личной и культурной самоидентификации личности.
§
Развитие индивидуальных творческих способностей
обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс
§ Древние
корни народного искусства – 8 ч
§ Связь
времён в народном искусстве – 8 ч
§ Декор –
человек, общество, время – 12 ч
§ Декоративное
искусство в современном мире – 6 ч
6 класс
§
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка — 8 ч
§
Мир наших вещей. Натюрморт
— 8 ч
§
Вглядываясь в человека. Портрет -11 ч
§
Человек и пространство в изобразительном
искусстве — 7 ч
7 класс
§
Художник — дизайн — архитектура. Искусство
композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч)
§
Художественный язык конструктивных
искусств (8 ч)
§
Социальное значение дизайна и архитектуры
в жизни человека (12 ч)
§
Образ человека и индивидуальное
проектирование (6 ч)
8 класс
§ Художник
и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
§ Эволюция
изобразительных искусств и технологий (8 ч)
§ Фильм —
творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)
§ Телевидение
— пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч)
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля уровня
обученности: викторины; кроссворды; отчетные выставки творческих
(индивидуальных и коллективных) работ; тестирование.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности.
(практическая работа или тест).
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля
возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики,
сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после
прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. Заключительный контроль.
Методы диагностики — конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков,
проект, викторина, тест.
Выявление уровня овладения обучающимися образовательными результатами через
систему контроля включает: учительский контроль; самоконтроль;
взаимоконтроль обучающихся.